Внешнеэкономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Во всех государствах без исключения, а в особенности в государствах с переходной экономикой, где экономические отношения не являются стабильными, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является объективной необходимостью. При этом реформа общего хозяйственного механизма в странах с переходной экономикой и реформа механизма управления внешнеэкономическими связями тесно взаимосвязаны - без активного и успешного осуществления общей экономической реформы невозможен успех реформы внешнеэкономической сферы.

Оглавление

Введение 4
1. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность государств 6
1.1. Виды ВЭД 7
1.2. Элементы ВЭД 12
2. Способы государственного и антимонопольного регулирования внешнеэкономической деятельности 15
2.1. Способы государственного регулирования 17
2.2. Антимонопольное регулирование 20
3. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности в Украине 21
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 51.41 Кб (Скачать)

Экономические методы, используемые в механизме государственного регулирования, предполагают косвенное воздействие (рыночное, опосредствованное актом  купли-продажи, т.е. основанное на обмене эквивалентов) на внутрихозяйственные  экономические процессы, и прежде всего в сфере производства, где  формируется товарное предложение. Они реализуются в первую очередь  через финансово-кредитную и банковскую сферы экономики посредством  изменения ставки процента, скидок и субсидий, а кроме того - налоговой  системы, ценового механизма, таможенных инструменттов, системы страхования  и стимулирования экспортного производства. Экономические методы в зарубежной практике государстввенного регулирования  базируются на законодательной основе. Наряду с экономическими методами международной  практике известно также прямое административное вмешательство в экономику в  рамках краткосрочного регулирования, основанное на нормативных актах  правительства или управленческих решениях (исключающее отношения  эквивалентности). Помимо этого в  отдельно взятых странах (с переходной экономикой) имеет место регулирование, основанное на командно-административной распределительной системе хозяйствования. В основе его - использование контрольных  цифр и заданий, госзаказов, лимитирование  кредитов и депозитов, система государственного кредитования, в том числе в  иностранной валюте, использование  льгот и фиксированных цен  на сырье и продовольствие. Правомерность действий вытекает из административных указов, решений и постановлений.

 

 

             2.2. Антимонопольное регулирование

Помимо названных методов государственного регулирования в мировой практике существуют также и организационно-правовые методы, куда относится и антимонопольное  регулирование. Они построены на законодательной основе, определяющей права различных предпринимательских  структур (фирм, акционерных компаний, трестов, консорциумов и т.п.) и устанавливающей  правила конкуренции. Тем самым  обеспечивается защита интересов производителей и потребителей от ограничительных  акций монополий. Механизм антимонопольного регулирования в странах с  развитой рыночной экономикой выступает  важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства, обеспечивая развитие конкурентной среды. Кроме того, антимонопольное  регулирование дает возможность  не только предотвращать недобросовестную конкуренцию на национальном рынке, но и оказывать влияние на экономические  процессы в других странах. Таким  образом, антимонопольное регулирование  затрагивает не только внутренние, но и внешние рынки. Оно является средством борьбы против злоупотреблений  иностранного капитала и на рынках других стран.

 

 

3. Общая характеристика внешнеэкономической     деятельности в Украине

С первых дней существования Украины  как независимого государства возникла потребность в создании эффективной  системы регулирования внешнеэкономической  деятельности. Эта система должна была охватывать финансовое, валютное, таможенно-тарифное, нетарифное регулирование  и должна была защитить экономический  суверенитет страны, обеспечить ее безопасность, стимулировать развитие и реформирование национальной экономики, обеспечить ее интеграцию в мировое  хозяйство. Главным звеном в системе  управления внешнеэкономическими связями  Украины является Министерство внешнеэкономических  связей и торговли, на которое возложены  функции осуществления государственной  политики в этой области. Отдельные  сферы внешнеэкономической деятельности регулируют Национальный банк Украины, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственный  таможенный комитет и другие органы государственной власти. Формирование современной внешнеэкономической  политики Украины требует таких  методов государственного влияния, которые бы исполняли стимулирующую  и регулирующую функции, и содействовали  внедрению эффективных механизмов внешнеэкономической деятельности. Несмотря на то, что в современных  условиях национальная экономика становится все более открытой, государство  должно учитывать в своей внешнеэкономической  политике взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в сфере  внешнеэкономических связей. Поэтому  либерализация условий внешнеэкономической  деятельности должна проходить в сочетании с системой мер по обеспечению общегосударственных интересов в этой области. С этой целью в международной практике законодательные акты, экономические инструменты и нормативы дополняются мерами оперативного государственного регулирования внешнеэкономических операций, которые включают: регистрацию контрактов, квотирование, лицензирование, правила прекращения внешнеэкономической деятельности, регулирование операций с иностранной валютой и осуществление инвестиций за рубеж, перемещение товаров и имущества через таможенную границу и другие меры. Внешняя торговля наиболее развитая форма международных экономических отношений и внешнеторговая политика остается одним из основных направлений государственного регулирования экономики. Она представляет собой систему мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка, на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направления товарных потоков. В этой области важной задачей для Украины является гармонизация ее внешнеторговой политики с требованиями и нормами ГАТТ-ВТО, статус наблюдателя в которой Украина получила в 1992 году. Вступление в ВТО требует от Украины существенной доработки своего внешнеэкономического законодательства и приведения его в соответствие с международными нормами. Имеется в виду совершенствование торговой, тарифной, налоговой, финансовой, инвестиционной политики для включения страны в мировое хозяйство. Либерализация экспорта и протекционизм по отношению к импорту должны быть максимально гармонизированы с требованиями и нормами ГАТТ-ВТО.

В настоящее время механизм внешнеэкономических  связей Украины находится еще  в стадии становления. Внешнеэкономическая  деятельность в Украине регулируется законами и нормативными актами, принятыми  Верховной Радой Украины, Указами  Президента и Декретами Кабинета Министров Украины. Среди них  основополагающими являются: Законы Украины «О внешнеэкономической  деятельности», «О режиме иностранного инвестирования», Декреты Кабинета Министров Украины «О системе  валютного регулирования и контроля», «О едином таможенном тарифе» и др. Закон Украины «О внешнеэкономической  деятельности» закрепляет основные принципы внешнеэкономической деятельности, ее виды, определяет ее субъектов, устанавливает  основы правового и экономического регулирования внешнеэкономических  связей, специальные правовые режимы, юридическую ответственность. В  нем сформулированы принципы налогообложения, таможенного регулирования, страхования  внешнеэкономических операций, методы защиты прав и законных интересов  государства и других субъектов  внешнеэкономической деятельности в Украине. Под внешнеэкономической  деятельностью понимают деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов  хозяйственной деятельности, которая  основана на взаимных отношениях между  ними и осуществляется либо на территории Украины, либо за ее пределами.

Субъектами внешнеэкономической  деятельности в Украине являются:

физические лица;

юридические лица;

объединения физических и юридических  лиц, которые не являются юридическими лицами; структурные единицы субъектов  хозяйственной деятельности; совместные предприятия с участием субъектов  хозяйственной деятельности Украины  и иностранных субъектов хозяйственной  деятельности и др. К иностранным  субъектам хозяйственной деятельности в Украине относятся субъекты хозяйственной деятельности, которые  имеют постоянное местонахождение (официально зарегистрированное местонахождение  органа управления данного субъекта) или постоянное место проживания (проживание на территории государства  не менее 1 года при отсутствии постоянного  места проживания на территории другого  государства) за пределами Украины. Все субъекты хозяйственной деятельности в Украине, как национальные, так  и иностранные, при осуществлении  внешнеэкономической деятельности согласно Закону Украины «О внешнеэкономической  деятельности» 1991 года руководствуются  следующими принципами: Принципом суверенитета народа Украины в осуществлении  внешнеэкономической деятельности, который состоит в исключительном праве народа Украины самостоятельно и независимо осуществлять внешнеэкономическую  деятельность на территории Украины, согласно действующим на ее территории законам; и в обязательстве Украины  неукоснительно исполнять все договора и обязательства в области  международных экономических отношений; Принципом свободы внешнеэкономического предпринимательства, который состоит  в праве субъектов внешнеэкономической  деятельности добровольно вступать во внешнеэкономические связи, осуществлять их в любых формах, которые не запрещены действующим законодательством Украины; в обязательстве придерживаться при осуществлении внешнеэкономической деятельности порядка, установленного законами Украины; и в исключительном праве собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на все полученные ими результаты внешнеэкономической деятельности; Принципом юридического равноправия и не дискриминации, который состоит в равенстве перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, в том числе государства, при осуществлении внешнеэкономической деятельности; в запрещении каких-либо, кроме предусмотренных этим законом, действий государства, результатом которых являются ограничение прав и дискриминация субъектов внешнеэкономической деятельности, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности по формам собственности, месту нахождения и другим признакам; Принципом верховенства закона, который заключается в регулировании внешнеэкономической деятельности только законами Украины; Принципом защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, который состоит в том, что Украина как государство обеспечивает одинаковую защиту интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности на ее территории согласно законам Украины, осуществляет одинаковую защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности Украины за пределами Украины в соответствии с нормами международного права; осуществляет защиту государственных интересов Украины, как на ее территории, так и за ее пределами только в соответствии с законами Украины, условиями подписанных ею международных договоров и норм международного права; Принципом эквивалентности обмена, недопущения демпинга при вывозе или ввозе товаров. Субъекты внешнеэкономической деятельности, которые получили в результате своей деятельности денежные средства, имущество и др. ее результаты, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению. Изымание результатов внешнеэкономической деятельности у собственника в любой форме без его согласия не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины. Право на осуществление внешнеэкономической деятельности: Вне зависимости от форм собственности все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют одинаковые права на осуществление всех ее видов, за исключением тех, которые запрещены законодательством Украины. Юридические лица имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с их уставными документами с момента получения ими статуса юридического лица. Физические лица имеют право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, если они зарегистрировались как предприниматели согласно закону Украины «О предпринимательстве». Субъекты внешнеэкономической деятельности Украины имеют право открывать свои представительства на территории других государств согласно их законам и быть членами международных негосударственных экономических организаций. Физические лица, которые не имеют постоянного места проживания на территории Украины, имеют право на осуществление внешнеэкономической деятельности, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по законам государства, в котором они имеют постоянное место проживания или гражданами которого они являются. Для иностранных субъектов хозяйственной деятельности на территории Украины согласно Закону «О внешнеэкономической деятельности» устанавливаются такие правовые режимы:

национальный режим, который означает, что иностранные субъекты хозяйственной  деятельности имеют объем прав и  обязательств не меньший, чем субъекты хозяйственной деятельности Украины. Национальный режим применяется  ко всем видам хозяйственной деятельности иностранных субъектов этой деятельности, связанной с их инвестициями на территории Украины, а также к экспортно-импортным  операциям иностранных субъектов  хозяйственной деятельности тех  стран, которые входят вместе с Украиной в экономические союзы; режим  наибольшего благоприятствования, который означает, что иностранные  субъекты хозяйственной деятельности имеют права, преференции и льготы в области пошлин, налогов, сборов, которыми пользуется иностранный субъект  хозяйственной деятельности любой  другой страны (исключение составляет специальный режим); специальный  режим, который применяется к  территориям специальных экономических  зон, а также к территориям  таможенных союзов, в которые входит Украина, и в случае установления какого-либо специального режима в  соответствии с международными договорами с участием Украины. Закон Украины  «О внешнеэкономической деятельности»  определяет виды внешнеэкономической  деятельности, которые осуществляют субъекты этой деятельности: экспорт  и импорт товаров, капиталов и  рабочей силы; предоставление субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе: производственных, транспортно - экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, аудиторских, юридических, туристических и других, которые не запрещены законодательством Украины; предоставление вышеперечисленных услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины; научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и другая кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе; международные финансовые операции и операции с ценными бумагами; кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых институтов за пределами Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности вышеперечисленных институтов на территорииУкраины; совместная предпринимательская деятельность между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий разных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом, как на территории Украины, так и за ее пределами; предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и другихнематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности; аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины; организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, аукционов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мер, которые осуществляются на коммерческой основе, с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;

товарообменные (бартерные) операции и другая деятельность, построенная  на формах встречной торговли между  субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной  деятельности; арендные, в том числе  лизинговые, операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной  деятельности; операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском  валютном рынке; работы на контрактной  основе физических лиц Украины с  иностранными субъектами хозяйственной  деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; работы иностранных  физических лиц на контрактной платной  основе с субъектами внешнеэкономической  деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; другие виды внешнеэкономической деятельности, которые не запрещены законодательством  Украины. К основным видам внешнеторговых операций относятся: Экспортная операция: продажа иностранному контрагенту  товара с вывозом его за границу. Реэкспортная операция: продажа с  вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара. Импортная операция: приобретение у иностранного контрагента товара с ввозом его из-за границы. Реимпортная операция: приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. Для осуществления экспортно-импортных операций в международной практике используют два основныхметода: прямой экспорт или импорт, которые предусматривают поставку товаров или услуг самими производителями непосредственно иностранным потребителям либо приобретение у них соответствующих товаров или услуг; косвенный экспорт или импорт, которые предполагают продажу или покупку товаров через торговых посредников. Экспортер может создавать свое предприятие в зарубежных странах с целью непосредственной продажи товаров покупателю в таких формах:

а) Отделение - зарубежный офис или торговое предприятие, являющееся частью структуры компании-экспортера и не наделяющееся собственным капиталом;

б) Филиал - дочерние предприятие фирмы, в капитале которого она обладает контрольным пакетом акций или паев. Создается как отдельная компания либо для торговли, либо по причинам, связанным с местным законодательством с целью получения каких-либо льгот. При этом правительство страны местонахождения филиала может настаивать, чтобы определенная часть акционерного капитала принадлежала ее гражданам и/или ее граждане были членами совета директоров. Степень влияния правительства на такие филиалы различна в разных странах;

Информация о работе Внешнеэкономическая политика государства