Государственные расходы, состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Государственные расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно взаимосвязана с первой ее стороной — аккумуляцией денежных средств в государственные фонды, т.е. бюджеты Российской Федерации и внебюджетные фонды; в фонды министерств и ведомств и их государственных хозяйственных предприятий, объединений и организаций. Деятельность эта постоянна и повседневна.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Состав и структура государственных расходов………………………4
2. Осуществление бюджетных расходов………………………….…..…8
2.1. Экономическое содержание системы расходов бюджета…….….8
2.2. Виды и методы предоставления средств из бюджета……………10
3. Анализ основных направлений расходования средств из федерального бюджета…………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………..……………..……….
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по финансам.doc

— 180.00 Кб (Скачать)


Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

1. Состав и структура государственных расходов………………………4

2. Осуществление бюджетных расходов………………………….…..…8

2.1.  Экономическое содержание системы расходов бюджета…….….8

2.2.  Виды и методы предоставления средств из бюджета……………10

3. Анализ основных направлений расходования средств из федерального бюджета…………………………………………………………………….18

Заключение…………………………………………..……………..……….

Список использованной литературы………………………………………


Введение

Государственные расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно взаимосвязана с первой ее стороной — аккумуляцией денежных средств в государственные фонды, т.е. бюджеты Российской Федерации и внебюджетные фонды; в фонды министерств и ведомств и их государственных хозяйственных предприятий, объединений и организаций. Деятельность эта постоянна и повседневна.

Размер расходов государства определяется его задачами и потребностями, выраженными в прогнозах, целевых программах и планах государства. В нынешних условиях существования рынка и предпринимательства государственные расходы находятся в определенном соотношении с расходами коммерческих структур, общественных, религиозных и других негосударственных организаций. Это соотношение определяется экономической политикой российского государства, осуществляющего проведение экономических реформ. Содержание и структура государственных расходов определяются программами российского государства и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом году.

Государственные расходы — понятие широкое. Они охватывают как расходы бюджетов всех уровней, так и расходы других государственных образований.

Целью данной курсовой работы является изучение государственных расходов,их состава и структуры.

В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:

- изучение теоретических основ государственных расходов;

- изучение их состава и структуры;

- рассмотрение системы расходов бюджета;

- рассмотрении видов и методов предоставления средств из бюджета.

 

1. Состав и структура государственных расходов

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением государством своих задач и функций.
Эти затраты выражают экономические отношения, на основе
которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы  связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы  представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:

1.   финансирование промышленного производства;

2.   финансирование социально-культурных мероприятий;

3.   финансирование науки;

4.   финансирование обороны;

5.   содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;

6.   расходы по внешнеэкономической деятельности;

7.   создание резервных фондов;

8.   расходы по обслуживанию государственного долга;

9.   прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.

Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 целевым направлениям:

1.   заработная плата; 

2.   начисления на заработную плату;

3.   канцелярские и хозяйственные расходы;

4.   командировки и служебные разъезды;

5.   стипендии;

6.   расходы на питание;

7.   приобретение медикаментов и перевязочных средств;

8.   приобретение оборудования и инвентаря;

9.   приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

10.             капитальные государственные вложения;

11.             капитальный ремонт;

12.             содержание сооружений благоустройства;

13.             геологоразведочные работы;

14.             проектирование;

15.             государственная дотация;

16.             операционные расходы;

17.             платежи по ссудам;

18.             возмещение разницы в ценах;

19.             прочие расходы.

Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей классификации по целевому признаку.

Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

 

 

 

 

2. Осуществление бюджетных расходов

 

2.1. Экономическое содержание системы расходов бюджета

Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

   получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

   целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

   предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

   безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Предоставление средств на финансирование:

   расходов на формирование федеральных продовольственных фондов;

   расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);

   части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности.

В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.

Основные задачи в области бюджетных расходов:

   сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

   снизить расходы на содержание государственного аппарата;

   продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

   повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

   снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

   усилить контроль за использованием бюджетных средств;

   обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Информация о работе Государственные расходы, состав и структура