Государственные расходы. Состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение государственных расходов и их структуры, в состав которых входят такие понятия как, внебюджетные фонды, федеральный бюджет, государственные предприятия и их расходы.

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 2.57 Мб (Скачать)

 

Оглавление

Ведение

 

Под государственными расходами понимаются расходы, состоящие из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных  фондов,  и  расходов  государственных  предприятий.

Государственные расходы играют значительную роль в  социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Основная часть  государственных расходов проходит через госбюджет.

Государственный бюджет — это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов).

В современных  условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования  экономики, воздействия на хозяйственную  конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды  — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов, которые предназначены для социального страхования, медицинской помощи и других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Они создаются  для поддержания населения и  экономики страны,

играют важную роль в механизме социального  обеспечения и экономического развития страны.

Целью данной курсовой работы является изучение государственных  расходов и их структуры, в состав которых входят такие  понятия  как, внебюджетные фонды, федеральный  бюджет, государственные предприятия  и их расходы.

А для этого были поставлены следующие задачи:

  • изучить федеральный бюджет и его расходы;
  • рассмотреть расходы внебюджетных фондов;
  • изучить сущность государственных предприятий и их расходы на примере таких организаций, как «Росгосстрах» и «Газпром»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственные внебюджетные фонды

    1. Значение и структура внебюджетных фондов

 

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В России действуют  следующие государственные внебюджетные фонды:

    • Пенсионный фонд Российской Федерации
    • Фонд социального страхования Российской Федерации
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.[5]

Внебюджетные  фонды многообразны, они различаются по цели своего создания, объему ресурсов, концентрируемых в них, времени функционирования, механизму формирования и использования средств и т. п. и могут быть классифицированы по различным признакам, например по уровням управления, целевому назначению и т. п.

По  целевому назначению внебюджетные фонды бывают

  • социальные (для финансирования социальных расходов — выплаты пенсий, пособий и т.п.);
  • экономические (для обеспечения строительства жилья, дорог, природоохранных мероприятий и т.п.).

По  уровням управления (определяются государственным устройством страны):

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Впервые целевые  внебюджетные фонды стали создаваться  в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические  отношения на основе Закона РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

Внебюджетные  фонды решают две важнейшие задачи:

    1. Обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
    2. Расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

    • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
    • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
    • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

расходование  средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или  специально уполномоченного на то органа (Правление фона).

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями:

Выделение из бюджета  определённых расходов, имеющих особо  важное значение;

    1. Формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.
    2. Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным  источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной  властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

С помощью  внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

  1. социальная защита населения;
  2. повышение жизненного уровня населения;
  3. сохранение и улучшение здоровья населения;
  4. социальная ориентация безработного населения;
  5. оказание социальных услуг населению.

Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными законами РФ и субъектов РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.

Основным источником доходов  государственных внебюджетных фондов в настоящее время является единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос).

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность  имеет свои особенности и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной  собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

Расходы и доходы государственных  внебюджетных фондов формируются в  порядке, установленном федеральным  законом, либо в ином порядке, предусмотренном  Бюджетным кодексом.

В их состав на сегодняшний день входят:

  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Фонд социального страхования;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. [6]

1.2.  Пенсионный фонд

Конституция страны определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Пенсионный  фонд РФ образован 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1, он является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов.

Основными задачами Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством. Средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение и направляются на выплату трудовых пенсий в соответствии с законодательством РФ и международными договорами; пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС; социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших, на день смерти; доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов); иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании. За счет средств Фонда финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.

Пенсии и  пособии Пенсия — это денежная выплата, предоставляемая

гражданам, в  целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным законодательством РФ.

К основным видам пенсий по государственному пенсионному обеспечению относятся:

• пенсия по старости;

• пенсия за выслугу  лет;

• пенсия по инвалидности.

Расходы Пенсионного фонда РФ можно разделить на следующие группы рис. 1.

Рис.1

  • по обязательному пенсионному страхованию;
  • по государственному пенсионному обеспечению;
  • на дополнительное пенсионное обеспечение;
  • на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда;
  • прочие расходы.

Как видно из рис. 1, значительную часть (89%) расходов Пенсионного фонда Российской Федерации занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.).

Информация о работе Государственные расходы. Состав и структура