Государственные расходы. Состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение государственных расходов и их структуры, в состав которых входят такие понятия как, внебюджетные фонды, федеральный бюджет, государственные предприятия и их расходы.

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 2.57 Мб (Скачать)

В условиях роста  дифференциации социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  и доходной базы их бюджетов возрастает роль Российской Федерации по выравниванию условий социально-экономического развития регионов, осуществляемому за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В последние  годы динамика межбюджетных трансфертов  субъектам Российской Федерации  из федерального бюджета возрастает значительными темпами. В 2005 г. увеличение всех видов финансовой помощи регионам к уровню предыдущего года составило 121,6%, в 2006 г. – 134,6%, в 2007г. – 119,3%. При этом объемы финансовой помощи, предоставляемые из федерального бюджета регионам помимо ФФФПР, возрастают более высокими темпами, чем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

 

 

Вместе с  тем финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляемая  по различным каналам не всегда учитывает  необходимость сокращения дифференциации уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, при этом доля созданного для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов – Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФФПР) снижается. За последние три года (2005-2007гг.) доля ФФФПР сократилась в общем объеме межбюджетных трансфертов с 38,9% до 33,2%.

 

 

При этом предоставляемые  из федерального бюджета другие межбюджетные трансферты направлены на решение задач  в области поддержки отдельных  направлений социально-экономического развития и их размер, как правило, не зависит от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Часть финансовой помощи из федерального бюджета направляется регионам на условиях софинансирования со стороны региональных бюджетов. Возможности регионов-доноров в предоставлении средств на софинансируемые мероприятия значительно превышают возможности субъектов Российской Федерации, доходы которых в большей части формируются за счет финансовой помощи из федерального бюджета. Например, из 118 млрд.руб. инвестиционной финансовой помощи регионам, предоставляемой из федерального бюджета в 2007 году на финансирование региональных и муниципальных объектов, почти 30% предоставляется 20 регионам-донорам, имеющим значительно большие финансовые возможности реализации собственных полномочий, чем другие субъекты Российской Федерации. Таким образом, в результате предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов дифференциация по уровню доходов бюджетов регионов не сокращается, а наоборот возрастает, что требует дополнительных средств федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Предусмотренное в Бюджетном кодексе Российской Федерации положение об определении  размера ФФФПР путем его индексации на прогнозируемый рост потребительских цен в условиях высоких темпов роста доходов высокообеспеченных субъектов Российской Федерации и распределения части межбюджетных трансфертов без учета показателя бюджетной обеспеченности регионов не позволяет эффективно решать задачу по выравниванию финансовых возможностей по реализации законодательно установленных полномочий.

В последние  годы происходит сокращение роли ФФФПР  в качестве инструмента бюджетного выравнивания регионов. Начиная с 2005 года минимальный уровень межбюджетного  выравнивания субъектов Российской Федерации ежегодно сокращается, что вызвано ростом дифференциации в обеспеченности доходами (в т.ч. в результате предоставления финансовой помощи из федерального бюджета) субъектов Российской Федерации.

При индексации в 2008 году объема ФФФПР на уровень прогнозируемой инфляции произошло сокращение минимального уровня выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 57.4% от среднероссийского уровня против 61.8% по расчетам в 2007 году.

 

В этой связи, начиная  с 2008 года, предусматривается увеличение объема ФФФПР, позволяющего не снижать  по сравнению с 2007 годом минимальный  уровень бюджетной обеспеченности высокодотационных субъектов Российской Федерации. Объем ФФФПР предусматривается увеличить до 328,6 млрд.руб. или на 26,2%, что позволит определить минимальный уровень выравнивания бюджетной обеспеченности исходя из расчета средней величины этого показателя по субъектам Российской Федерации без учета 10 самых высокообеспеченных и 10 самых низкообеспеченных.

Предусмотренное на 2008 год увеличение ФФФПР позволит сократить дифференциацию в предоставлении субъектами Российской Федерации и  муниципальными образованиями государственных  и муниципальных услуг, сократить  различия между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными субъектами Российской Федерации с 13 до 4 раз.

 

Кроме того, в  рамках реализации муниципальной реформы  возрастает роль субъектов Российской Федерации по выравниванию бюджетной  обеспеченности муниципальных образований. Поскольку средства ФФФПР не носят целевой характер, они могут быть направлены на создание финансовой основы реализации муниципалитетами возложенных на них полномочий.

 В целях обеспечения функции  государства по выравниванию  бюджетной обеспеченности регионов и недопущения увеличения дифференциации в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в 2008-2010 годах предусмотрено увеличение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации по сравнению с 2007 годом более высокими темпами, чем прогнозные показатели динамики инфляции.

 

2007

2008

2009

Проект

2010

Общий объем, млрд. руб.

260,4

328,6

351,0

373,8

Рост к предыдущему  году, млрд. руб.

 

168,2

122,4

122,8

Рост к предыдущему  году, %

100

126,2

106,8

106,5

Рост к уровню 2007 года, %

100

126,2

134,8

143,5


 

Начиная с 2008 года, предусматривается  внесение изменений в методику распределения  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации в части расчета  индекса налогового потенциала с целью повышения объективности расчета бюджетной обеспеченности регионов и совершенствования механизма стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Государственное предприятие

4.1. Понятие государственного предприятия

Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Государственные предприятия получают основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета.

Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа.

Согласно статье 295 ГК РФ, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет  право на получение части прибыли  от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Право хозяйственного ведения предоставляет унитарному предприятию достаточно широкие  полномочия. Собственник имущества  обладает в основном контрольными полномочиями, дает согласие на совершение отдельных сделок.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее  ему на праве хозяйственного ведения  недвижимое имущество, сдавать его  в аренду, отдавать в залог, вносить  в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно  распоряжается самостоятельно, за исключением  случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Плоды, продукция  и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное  унитарным предприятием по договору или иным основаниям, поступают в  хозяйственное ведение предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Размер уставного  фонда государственного предприятия  должен составлять не менее чем 5 тыс. МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Согласно статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, размер уставного фонда унитарного предприятия не может быть менее 500000 рублей.

Полное фирменное  наименование государственного предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.

 

 

 

Государственное унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенные предприятия).

В случаях и  в порядке, которые предусмотрены  Законом об унитарных предприятиях, на базе государственного имущества  может быть создано унитарное  предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие  субъекта Российской Федерации учреждается  решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Согласно статье 296 ГК РФ казенное предприятие в отношении  закрепленного за ним имущества  осуществляет в пределах, установленных  законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им.

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие  вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие  самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения  доходов казенного предприятия  определяется собственником его  имущества. Таким образом, собственник  имущества казенного предприятия обладает широкими полномочиями в отношении указанного имущества.

В казенном предприятии  уставный фонд не формируется.

Полное фирменное  наименование казенного предприятия  на русском языке должно содержать  слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.

Имущество государственного унитарного предприятия.

Порядок формирования имущества государственного унитарного предприятия.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, находящееся  в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное  имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 11 Закона об унитарных предприятиях, имущество государственного унитарного предприятия находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Информация о работе Государственные расходы. Состав и структура