Государственные расходы. Состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение государственных расходов и их структуры, в состав которых входят такие понятия как, внебюджетные фонды, федеральный бюджет, государственные предприятия и их расходы.

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 2.57 Мб (Скачать)

Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Расходы территориальных фондов обязательного  медицинского страхования связаны с финансированием территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций, выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.

Основным  направлением расходов территориальных  фондов обязательного медицинского страхования являются расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов). Территориальная программа обязательного медицинского страхования разрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденной Правительством Российской Федерации в составе Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Предоставление средств из территориальных фондов обязательного медицинского страхования страховым медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированных подушевых нормативов.

Управленческие  расходы отдельных территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов могут быть выше, чем в других субъектах Российской Федерации, если дирекции фондов непосредственно выполняют функции страховщиков.

В состав расходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования входят расходы на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения. Вместе с тем ряд экономистов высказывает мнение, что финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинского страхования нарушает основной принцип медицинского страхования — «Деньги следуют за пациентом». [4, стр. 463]

 

ПОСТУПЛЕНИЕ И РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА  
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 
(миллионов рублей; 1995 г. - млрд. руб.)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Остаток средств  на начало года

14

27

42

25

33

21

73

11570

17687

Поступление

512

2887

3988

5089

5795

6813

83003

125524

157817

в том числе:

                 

налоги, страховые  взносы1)

507

2818

3966

5058

5771

6784

31708

55772

71809

от  вклада на депозит и прочих финансовых вложений

5

16

21

29

22

1

-

-

-

возврат ранее  размещенных средств

0,0

12

-

-

-

-

-

-

-

штрафы, пени, прочие санкции

-

41

0,1

-

-

-

0,1

-

-

из федерального бюджета

-

-

-

-

-

-

51292

69694

85847

Расходование

516

2872

4005

5081

5807

6762

71507

119407

158177

в том числе:

                 

на финансирование целевых программ обязательного  
медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению

47

420

351

502

 
 
600

690

340

 
 
359

-

субсидии бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение плотного проекта в субъектах Российской Федерации, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения

-

-

-

-

-

-

-

-

2083

на субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС

 
 
397

 
 
2352

 
 
3562

 
 
4481

 
 
5095

 
 
5972

 
 
29266

 
 
38133

41823 
10297)

на субсидии бюджетам  территориальных фондов ОМС на обязательное медицинское  страхование неработающего населения (детей)

-

-

-

-

-

-

4750

 
 
3210

3403

субвенции бюджетам  территориальных фондов ОМС на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам соответствующих врачей

-

-

-

-

-

-

-

14624

14964

субсидии бюджетам  территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

-

-

-

-

-

-

-

1607

2529

субсидии бюджетам  территориальных фондов на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы ОМС

-

-

-

-

-

-

-

4349

619

на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами

-

-

-

-

-

-

37004

40421

66902

средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни

-

-

-

-

-

-

-

12934

15144

на финансирование расходов по науке и научному  
обслуживанию

-

4

4

4

4

4

4

 
4

6

на финансирование расходов по образованию

-

3

3

3

3

3

8

8

8

на финансирование исполнительной дирекции Фонда

11

34

39

40

52

47

82

118

142

на финансирование расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда

26

38

40

39

 
40

40

46

 
34

68

платежи в бюджет

-

-

0,04

-

5

2

-

-

-

финансовые  вложения

25

-

-

-

-

-

-

-

-


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Федеральный бюджет и его расходы

2. 1. Социально - экономическая сущность, функции  и принципы осуществления  расходов федерального бюджета

В любой стране государственный бюджет – ведущее  звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий  год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – Федеральным Собранием.

Основными функциями  бюджета являются:

  1. перераспределение национального дохода и ВВП;
  2. государственное регулирование и стимулирование экономики;
  3. финансовое обеспечение социальной политики;
  4. контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Принципы осуществления  расходов бюджета можно разграничить на две группы: экономические и  правовые. Выделение первой группы связано с тем, что расходы  бюджета представляют собой распределяющиеся в централизованном порядке денежные средства, в определенной степени служащие выражением экономической роли государства. Финансово-правовые принципы осуществления расходов бюджета - это «те требования, которым должно соответствовать выделение средств из бюджета государства (муниципальных образований) в режиме расходования, включающие как нормативно закрепленные положения относительно бюджетного процесса и функционирования бюджетной системы в целом, так и экономические характеристики затрат, которые в идеале должны получить отражение в правовых нормах».

Среди принципов, подчиняющих расходование средств  бюджета государства и муниципальных  образований, можно выделить следующие  группы:

а) принципы осуществления  бюджетных расходов, соответствующие  принципам бюджетной системы  в целом:

  • разграничение расходов между уровнями бюджетной системы;
  • адресный и целевой характер бюджетных средств;
  • эффективность и экономность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов;
  • сбалансированность бюджета;
  • полнота отражения расходов бюджетов;
  • достоверность бюджета;
  • гласность и др. (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ);

б) принципы осуществления  бюджетных расходов, вытекающие из правовых норм, прямо или косвенно связанных с нормативным воздействием на сферу бюджетных отношений:

·  принцип  «дополнительности»;

·  результативность расходов бюджетов;

·  своевременность  финансирования расходов бюджетов;

в) принципы осуществления  бюджетных расходов, следующие из сущности затрат государства, но непосредственно  в праве не закрепленные:

·  законность;

·  публичность;

·  обязательность;

·   рациональность.

Рассмотрим  подробнее отдельные принципы осуществления  расходов бюджета государства (муниципальных  образований). Прежде следует уделить  внимание тем принципам расходов бюджета, которые производны от принципов  бюджетной системы государства.

1. Осуществление  расходов обуславливается их  разграничением между бюджетами  различных уровней бюджетной  системы Российской Федерации  - федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов Федерации и местными  бюджетами (ст. 30 Бюджетного кодекса РФ), т.е. закрепления на долговременной основе расходов за органами государственной власти федерации, субъектов федерации, органами местного самоуправления

2. Принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств означает, что расходование  средств бюджета преследует реализацию определенных целей: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей, что отражено в бюджетной росписи.

Публичность расходов бюджета заключается в том, что они представляют собой не просто денежные ассигнования, а финансирование деятельности государства и муниципальных образований в лице органов власти и управления, бюджетных учреждений, нацеленное на реализацию задач и функций государства. Содержание принципа адресности и целевого характера бюджетных средств и принципа публичности позволяет судить о важности соблюдения подразумеваемых ими требований для эффективного функционирования бюджетной сферы, а значит, о необходимости формирования режима подконтрольности распределения бюджета.

3. Принцип эффективности  и экономности означает, что при  составлении и исполнении бюджетов  уполномоченные органы и получатели  бюджетных средств должны исходить  из необходимости достижения  заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Иными словами, исполнение расходов бюджета подразумевает направление материальных ресурсов на наиболее значимые мероприятия в действительно требующихся объемах, рациональность использования бюджетных средств.

4. Расходование  бюджетных средств следует также  подчинять принципу сбалансированности  бюджета: объем предусмотренных  бюджетами расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита.

5.  Принцип  полноты отражения расходов бюджетов  означает, что все расходы бюджетов  подлежат отражению в бюджетах  в обязательном порядке и в  полном объеме (ст. 32 БК РФ). Закрепление и реализация указанного принципа служат гарантией подконтрольности распределения бюджета, являются примером формы реализации контрольной функции финансов на конкретном их участке - бюджетной системе.

6.  Принцип  достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета (ст. 37 БК РФ). Сущность данного принципа применительно к расходованию бюджетных средств подразумевает соответствие планируемых затрат действительно необходимым для развития общественно-территориальных образований мероприятиям, расчету и закреплению расходов в соответствии с их реальными финансовыми возможностями.

2.2. Расходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Классификация расходов федерального бюджета РФ приведена на Рис.3

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3

Расходы федерального бюджета выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Классификацию бюджетных расходов представляет собой  группировку бюджетных расходов любого уровня бюджетной системы по определенным признакам, отражающим направления расходования бюджетных ресурсов на выполнение основных функций государства. К таким признакам можно отнести следующие:

• иерархию уровня власти или уровень управления;

• направленность расходов;

• экономическое содержание расходов;

• эффективность  расходования средств;

• территориальность  расходов;

• подведомственность расходов;

• характер потребностей расходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления расходы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

В основу целевой  направленности расходов положен признак  целевого выделения денежных средств  из бюджета соответствующего уровня для обеспечения конкретной сферы  деятельности:

• управление (государственного, регионального, муниципального);

• оборона и  правопорядок (национальная оборона, правоохранительные органы, органы безопасности);

• социальное обеспечение  и здравоохранение;

• образование  и наука;

• международная  деятельность;

• экономика (промышленность, энергетика, строительство);

• сельское хозяйство  и рыболовство;

• инфраструктура;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

• государственные  долги и т. д.

По экономическому содержанию бюджетные средства классифицируются на текущие и капитальные. Текущие  расходы бюджетов определяют основную часть расходов бюджетных ресурсов, которые обеспечивают текущее функционирование органов власти всех уровней бюджетной системы

и бюджетных  учреждений. Капитальные расходы  бюджетов  составляют часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную  и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

По экономическому эффекту расходы подразделяются на производительные, непроизводительные и долговые. В основу классификации  расходов положен признак, характеризующий  вклад денежных средств из бюджета в сферу,

Информация о работе Государственные расходы. Состав и структура