Государственные расходы, состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Государственные расходы — одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно взаимосвязана с первой ее стороной — аккумуляцией денежных средств в государственные фонды, т.е. бюджеты Российской Федерации и внебюджетные фонды; в фонды министерств и ведомств и их государственных хозяйственных предприятий, объединений и организаций. Деятельность эта постоянна и повседневна.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
1. Состав и структура государственных расходов………………………4
2. Осуществление бюджетных расходов………………………….…..…8
2.1. Экономическое содержание системы расходов бюджета…….….8
2.2. Виды и методы предоставления средств из бюджета……………10
3. Анализ основных направлений расходования средств из федерального бюджета…………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………..……………..……….
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по финансам.doc

— 180.00 Кб (Скачать)


3. Анализ основных направлений расходования средств федерального бюджета

Расходы бюджетов разнообразны и зависят от множества факторов: уровня социально-экономического развития страны; административно-территориального устройства государства; внутренней и внешней политики; приоритетов государства и т.п. В таблице 1 приводится структура расходов государственного бюджета по отдельным направлениям в разных странах.

 

Таблица 1 – Структура расходов государственного бюджета по отдельным статьям в 2009 году, %

Страна

Государственное управление

Оборона

Образование

Здравоохранение

Социальное обеспечение

Культура

Сельское хозяйство

Россия

2,39

16,3

3,6

1,8

7,3

0,5

1,6

Белоруссия

5,2

4,1

17,6

2,5

36,5

0,9

13,2

Англия

7,6

9,9

3,3

14,0

26,6

0,5

1,0

Германия

8,8

6,4

0,8

16,8

45,3

0,3

0,9

Китай

11,4

19,0

2,9

0,4

0,1

0,6

7,1

США

9,4

5,7

7,0

15,6

45,0

0,5

0,4

Япония

3,6

4,1

6,0

1,6

36,8

0,2

1,1

 

Исходя из приведенных данных видно, насколько сильно могут варьироваться суммы, которые то или иное государство готово расходовать на различные сферы жизнедеятельности.

Важной группировкой расходов бюджетов является функциональная классификация, которая отражает направления расходования бюджетных средств на выполнение государством своих основных функций.

До 2005 г. в соответствии с функциональной классификацией, все расходы федерального бюджета РФ включали расходы на:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебную власть;

3) международную деятельность;

4) национальную оборону;

5) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7) промышленность, энергетику и строительство;

8) сельское хозяйство и рыболовство;

9) охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

10)            транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатику;

11)            развитие рыночной инфраструктуры;

12)            предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

13)            образование;

14)            культуру, искусство и кинематографию;

15)            средства массовой информации;

16)            здравоохранение и физическую культуру;

17)            социальную политику;

18)            обслуживание государственного и муниципального долга;

19)            пополнение государственных запасов и резервов;

20)            финансовую помощь бюджетам других уровней;

21)            утилизацию и ликвидацию вооружения, включая выполнение международных договоров;

22)            мобилизационную подготовку экономики;

23)            исследование и использование космического пространства;

24)            военную реформу;

25)            дорожное хозяйство;

26)            прочие расходы;

27)            целевые бюджетные фонды.

О соотношении различных видов расходов по направлениям функциональной классификации свидетельствуют данные таблицы 2.

 

Таблица 2 - Структура расходов федерального бюджета в 1999-2004 гг.,

п/п

Расходы

1999 г.

2000 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

1.

Госуправление и местное самоуправление

2,4

3,0

2,9

2,8

2,9

2.

Судебная власть

0,9

1,0

1,0

1,1

1,2

3.

Международная деятельность

2,9

6,6

2,2

1,9

1J

4.

Национальная оборона

16,4

16,5

14,6

14,7

15,4

5.

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

8,3

9,3

8,9

10,4

11,6

6.

Фундаментальные исследования и содействие НТП

2,2

1,9

1,5

1,7

1,7

7.

Промышленность, энергетика и строительство

5,5

2,3

3,0

2,7

2,5

8.

Сельское хозяйство и рыболовство

2,4

1,3

1,4

1,3

1,1

9.

Охрана окружающей среды и природных ресурсов

0,6

0,4

0,5

0,4

0,4

10.

Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика

0,3

0,2

0,4

0,3

0,2

11.

Развитие рыночной инфраструктуры

0,02

-

0,001

0,001

-

12.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

1,8

1,1

0,4

0,9

0,9

13.

Образование

3,4

3,8

4,1

4,2

4,4

14.

Культура, искусство, кинематография

0,7

0,5

0,5

0,5

0,6

15.

Средства массовой информации

0,4

0,7

0,5

0,5

0,5

16.

Здравоохранение и физкультура

1,9

1,9

1,6

1,7

1,8

17.

Социальная политика

7,0

7,4

22,0

24,1

6,2

18.

Обслуживание госдолга

24,8

25,7

14,6

11,8

10,8

19.

Пополнение госзапасов и резервов

1,3

0,02

0,03

0,9

0,8

20.

Финансовая помощь бюджетам других уровней

10,4

8,07

13,6

12,7

30,6

21.

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

0,4

0,2

0,5

0,5

0,5

22.

Мобилизационная подготовка экономики

0,2

0,01

0,02

0,02

0,1

23.

Исследование и использование космического пространства

0,7

0,4

0,5

0,3

0,5

24.

Военная реформа

0,9

0,7

0,3

25.

Прочие расходы

-1,3

0,6

3,0

-0,2

-0,2

26.

Целевые бюджетные фонды

6,4

7,1

0,7

0,6

0,5

27.

Дорожное хозяйство

0,1

3,5

3,3

3,0

 

Итого расходов

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Начиная с 2005 г. функциональная классификация претерпела существенные изменения. Вместо двадцати семи разделов, сегодня функциональная классификация включает только 11. Это следующие разделы:

1. Общегосударственные вопросы.

2. Национальная оборона.

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

4. Национальная экономика.

5. Жилищно-коммунальное хозяйство.

6. Охрана окружающей среды.

7. Образование.

8. Культура, кинематография и средства массовой информации.

9.Здравоохранение и спорт.

10.Социальная политика.

11. Межбюджетные трансферты.

Федеральные бюджеты на 2008 и 2009 гг. составлены уже в соответствии с новыми разделами функциональной классификации расходов бюджетов (таблица 3).

Анализ соотношения разделов функциональной классификации имеет большое значение для определения намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год.

 

Таблица 3 - Распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета РФ на 2008-2009 гг., %

Наименование

2008 г.

2009 г.

Всего

100,0

100,0

Общегосударственные вопросы

16,0

15,2

Национальная оборона

17,3

15,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

13,2

12,7

Национальная экономика

7,7

7,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

0,25

0,7

Охрана окружающей среды

0,15

0,1

Образование

5,1

4,8

Культура, кинематография и средства массовой информации

1,2

1,2

Здравоохранение и спорт

2,7

3,4

Социальная политика

5,6

4,9

Межбюджетные трансферты

30,8

33,5

 

Так, из таблицы 3 видно, что основная часть расходов федерального бюджета направляется на финансирование общегосударственных вопросов, национальной обороны и правоохранительной деятельности. В сумме эти расходы на 2009 г. составили 43,5% расходов федерального бюджета РФ.

Самая большая статья расходов федерального бюджета — межбюджетные трансферты. В 2009 г. они составили в абсолютном выражении почти 1500 млрд. руб. Во многом это связано с тем, что в настоящее время большая часть доходов сосредоточена в федеральном бюджете, которые потом перераспределяются между уровнями бюджетной системы.

Расходы на оборону — это вторая по величине статья расходов федерального бюджета. В 2009 г. эти расходы составили почти 670 млрд. руб. Конечно, это намного меньше, чем наше государство тратило на военные нужды в условиях СССР. В ту пору расходы на вооружение составляли от 25 до 30% ВВП. Однако если сравнивать эту статью с другими — поддержка отдельных отраслей хозяйства, включая социальные отрасли, то она существенно превосходит их.

Третье место занимают расходы на общегосударственные вопросы — около 650 млрд рублей в 2009 г. Значительное количество расходов по этому разделу во многом объясняется тем, что в новой бюджетной классификации в состав расходов на общегосударственные нужды входят расходы на обслуживание государственного долга — примерно '/3 от общих расходов по этому разделу.

Хочется отметить, что расходы на обслуживание государственного долга на протяжении последних лет занимали значительное место в структуре расходов федерального бюджета. Так, расходы на обслуживание государственного долга в 2007 г. составляли 20,1% расходов федерального бюджета РФ. В 2008 г. они составляли 14,6%. В 2009 г. доля расходов федерального бюджета составляла 8,3%. Хотя доля расходов на обслуживание государственного долга снижается, однако ее доля в расходах федерального бюджета все еще остается значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохранение, науку.

Правда к 2010 г. Россия, в основном, погасила внешний государственный долг и это имеет положительные последствия в целом для бюджета. Средства, которые высвободились по данному разделу можно использовать на другие направления и это особенно важно при текущем глобальном финансовом кризисе. Однако, внутренние долги и довольно значительные еще остались.

Если говорить о динамике внутреннего долга, то за последние годы его величина существенно выросла. Так, если в 2002 г. он составлял 190,0 млрд руб., в 2003 г. — 372,6 млрд руб., то в 2004 г. он вырос до 561,3 млрд руб. К 2005 г. общий размер государственного внутреннего долга составил уже 604,9 млрд руб. На 1 января 2006 г. внутренний долг РФ составил 792,5 млрд руб. В последующие годы внутренний долг продолжал расти. В 2007 г. он составил 843,2 млрд руб., в 2008 г. — 937,2 млрд руб. К концу 2009 г. государственный внутренний долг РФ составил 1 143,2 млрд руб.

Информация о работе Государственные расходы, состав и структура