Экономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:04, реферат

Краткое описание

Объектом изучения в данной работе являются цели экономического реформирования и наиболее эффективные методы их достижения, а также роль государства в экономическом преобразовании.
В работе рассматривается реформирование на уровне макроэкономики, касающееся социальной сферы, налоговой и финансовой систем, внешнеторговой политики. Представлены примеры эффективных и проблемных преобразований в этих областях в разных экономических системах.
Методы проведения реформ напрямую связаны с существующей в стране экономической системой и уровнем государственного вмешательства в экономику. В данной работе широко рассматривается участие государства и негосударственных субъектов в экономической политике, даётся оценка их участия с точки зрения современного опыта. Теоретически выявляется взаимосвязь между государственным вмешательством в экономику и уровнем её открытости в рамках международных взаимодействий.

Оглавление

1. Макроэкономическое планирование и факторы роста экономики
2. Методы воздействия на рынок
3. Роль негосударственных субъектов экономической политики

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 31.79 Кб (Скачать)

        Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный                                                                                  Университет 
 

                                                                                                            Кафедра: ОЭТ 

                                               

                                      

                                        

                                   Реферат

                          Тема: Экономическая политика государства 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Выполнил: Студент 224  группы

                                                                                                      Каюмов З.Ш.

                                                                             Проверила: Цыбулькина О.Э. 
 
 
 

                                     

                                          Новосибирск  2011

Содержание 

1. Макроэкономическое  планирование и факторы роста  экономики

2. Методы воздействия  на рынок

3. Роль негосударственных  субъектов экономической политики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      В настоящее время в российской экономике происходят беспрецедентные  преобразования либерального характера, наравне с другими странами мирового сообщества Россия вступает в международные  экономические отношения. Стремительно меняющаяся конъюнктура российского  рынка требует рационального  реформирования. Перед обществом  и государством встаёт вопрос о том, какие целесообразно проводить реформы с учётом особенностей страны. Помимо этого важно научиться перенимать опыт преобразований в экономике тех зарубежных государств, которые достигли наибольших успехов в индустриальном развитии. Поэтому актуальным вопросом для России на данный момент является внедрение мирового опыта в практику преобразований отечественной экономики.

      Объектом  изучения в данной работе являются цели экономического реформирования и  наиболее эффективные методы их достижения, а также роль государства в  экономическом преобразовании.

      В работе рассматривается реформирование на уровне макроэкономики, касающееся социальной сферы, налоговой и финансовой систем, внешнеторговой политики. Представлены примеры эффективных и проблемных преобразований в этих областях в  разных экономических системах.

      Методы  проведения реформ напрямую связаны  с существующей в стране экономической  системой и уровнем государственного вмешательства в экономику. В  данной работе широко рассматривается  участие государства и негосударственных  субъектов в экономической политике, даётся оценка их участия с точки  зрения современного опыта. Теоретически выявляется взаимосвязь между государственным  вмешательством в экономику и  уровнем её открытости в рамках международных  взаимодействий.

1. Макроэкономическое планирование и факторы роста экономики

      Любая рыночная экономика нуждается в  государственном регулировании  и это обусловлено объективными причинами:

      - стихийные рыночные процессы, неизбежные при функционировании законов спроса и предложения на различных рынках, могут иметь негативные социальные последствия;

      - необходимость стимулирования долгосрочного экономического роста и деловой активности, поддержки конкуренции на рынке, регулирования денежного обращения и т.д.

      Экономическая политика как совокупность мер, направленных на упорядочение хода экономических процессов и оказание на них влияния или предопределения их результатов включает помимо определения её целей процедуру разработки, реализации и регулирование. Непосредственно перед разработкой программы государственного регулирования делается прогноз т. к. результаты политики проявляются через определённый промежуток времени. Он даёт примерную оценку воздействия предполагаемой экономической политики на её объекты и становится основой для её планирования. На политическом уровне определяются приоритетные и второстепенные цели и задачи, их очерёдность. Разрабатывается несколько вариантов программы для нахождения наиболее соответствующего из них поставленным целям. Для реализации экономической политики необходима оценка ресурсной обеспеченности проектов, на базе которой составляются их бюджеты. Следующий важный этап разработки экономической политики - определение системы управления и контроля над её осуществлением. И, наконец, выбор одного из вариантов программы по какому-либо критерию завершает её создание.

      Наибольший  интерес представляет собой стадия оценки имеющихся ресурсов, т.к. без  необходимых экономических предпосылок  программа развития останется лишь проектом на бумаге без надежд на его  реализацию.

      Как уже было сказано, важнейшей целью  экономической политики является рост экономики. Он позволяет решать множество  социально-экономических проблем, возникающих  из-за безграничных потребностей и  ограниченности ресурсов, т.е. даёт возможность  обществу производить и потреблять больше настолько, насколько это  возможно. Многие экономисты ставят на первое место именно рост, а не стабилизацию экономики, считая его основной статьёй  увеличения национального дохода в  течение продолжительного времени. Экономический рост любой страны является составной частью её экономического развития (которое включает также  периоды спада), целью которого является достижение высокого уровня и качества жизни населения путём увеличения его количественных и качественных показателей (ВВП, ВНП, НД и т.д.).

      Рост  экономики страны невозможен без  наличия определённых факторов. Теория Ж.-Б. Сэя приводит три из них: земля, труд и капитал. Однако развитие производительных сил и усложнение рыночной системы выявили необходимость в более широком толковании понятия факторов экономического роста. Современные западные учёные, в частности С.Л. Брю и К.Р. Макконнелл выделяют факторы предложения, факторы спроса и факторы эффективности. К первым относятся:

- количество и качество природных ресурсов;

- технология производства;

- количество и качество трудовых ресурсов;

- объём основного капитала. 

      Эти факторы тесно взаимосвязаны  и обеспечивают материальную основу для расширения производства, увеличения объёма ВНП. Очевидно, что фактор природных  ресурсов стоит на первом месте потому что его использование позволяет  быстро и с меньшими затратами  достичь желаемого роста экономики. Не менее важны и технологии, представляющие собой применяемые в различных  отраслях производства способы обработки  сырья и материалов. Можно легко  проследить взаимосвязь этих факторов: физический запас природных ресурсов зачастую определяет уровень развития производства, а появление новых  технологий открывает доступ к новым  ресурсам. Процесс разработки природных  ресурсов приводит к их истощению, что  вызывает необходимость развития ресурсосберегающих технологий.

      Несмотря  на столь значимую роль природных  ресурсов и технологии их обработки  определяющим фактором экономического роста всё же считаются трудовые ресурсы или трудовой потенциал  страны. Существует множество примеров достижения ускоренного экономического роста малообеспеченными ресурсами  странами, такими, как Сингапур, Япония, Тайвань и др., в немалой степени  благодаря этому фактору. Важной составляющей фактора трудовых ресурсов является не только численность занятых  в общественном производстве, но и  уровень квалификации рабочей силы. Большое внимание должно уделяться  профессиональной подготовке кадров, инвестициям в трудовой потенциал.

      Для обеспечения экономического роста  необходимо увеличивать инвестиции также в основной капитал, который  включает все производственные фонды. В учёте этого фактора важно  определить тот объём основного  капитала, который приходится на одного работника т. к. если численность рабочей силы будет возрастать быстрее объёма капитала, производительность труда будет снижаться.

      Огромное  влияние на экономический рост оказывает  НТП. Он способствует переходу факторов роста экономики на новый качественный уровень, который позволяет при  помощи новых знаний и научных  открытий комбинировать имеющиеся  ресурсы для наращивания производства.

      Все факторы предложения не могут  влиять на рост экономики без соответствующих  факторов спроса. В экономическом  развитии страны действуют объективные  законы рынка: чтобы реализовать  производственный потенциал необходимо наличие спроса на произведённые  блага. Реальный объём производства определяется именно уровнем совокупных расходов (спроса), что отражает необходимость  максимального количества ресурсов.

      Существуют  также факторы, сдерживающие экономический  рост, они обусловлены необходимостью охраны здоровья, труда, окружающей среды.

      Недобросовестное  отношение к труду, различные  хозяйственные преступления далеко не способствуют росту экономики. Для  многих стран актуальной является проблема неблагоприятных природно-климатических  условий.

      Таким образом, рассмотрев взаимосвязь государственного планирования экономического развития и его факторов, можно судить о  неполном влиянии государства на развитие экономики. Существует ряд  факторов, не поддающихся прямому  государственному влиянию, которые  обусловлены наличием свободных  отношений в рыночной экономике. Однако, оно может непосредственно  и косвенно воздействовать на эти  факторы, не мешая при этом рыночным процессам. 
 
 

2. Методы воздействия на рынок

      Прежде, чем рассмотреть формы и методы воздействия государства на рынок, необходимо определить объекты его  регулирования. Путём их регулирования  государство получает возможность  влиять на рынок. Такими объектами выступают:

- процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;

- экономический цикл, процесс воспроизводства;

- цены, антиинфляционные процессы;

- структура форм собственности;

- социальная, отраслевая, секторальная, региональная и воспроизводственная структуры народного хозяйства;

- социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;

- занятость, кадры;

- государственный сектор экономики;

- конкурентная среда;

- предпринимательство;

- условия и источники накопления капитала;

- денежное обращение;

- инвестиции;

- платёжный баланс;

- внешнеэкономическая деятельность страны, регионов, предприятий и их объединений.

      Выделяют  такие направления деятельности государства в экономике как  аграрное, промышленное, внешнеэкономическое, транспортное и социальное.

      Государство использует прямые (директивные) и косвенные  методы воздействия на экономику. Их задача - активизировать или ограничивать поведение рыночных субъектов. Прямые методы реализуются административно-экономическими средствами, а косвенные - только посредством экономических рычагов.

      Формы госрегулирования представляют собой  конкретное выражение этих приёмов  и средств. Перспективное или  априорное регулирование направлено на рост производства, совершенствование  производительных сил и социальное развитие. Текущее или апостериорное  регулирование поддерживает баланс производства.

      Косвенные механизмы представлены фискальной (налогово-бюджетной) и денежно-кредитной  политикой. Их активная и пассивная  роль связаны с периодами спада  и подъёма в экономическом  развитии. Активную стабилизацию экономики  государства при помощи финансовой и бюджетно-кредитной политики затрудняет наличие так называемых временных  лагов их действия. Для бюджетно-налоговой  политики в силу высокого бюрократизма характерен длительный внутренний лаг - промежуток времени между моментом экономического шока и принятием  мер. Денежно-кредитная политика характеризуется  продолжительным внешним лагом, т.е. временем между принятием решений  и началом их отдачи.

Информация о работе Экономическая политика государства