Экономическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 13:04, реферат

Краткое описание

Объектом изучения в данной работе являются цели экономического реформирования и наиболее эффективные методы их достижения, а также роль государства в экономическом преобразовании.
В работе рассматривается реформирование на уровне макроэкономики, касающееся социальной сферы, налоговой и финансовой систем, внешнеторговой политики. Представлены примеры эффективных и проблемных преобразований в этих областях в разных экономических системах.
Методы проведения реформ напрямую связаны с существующей в стране экономической системой и уровнем государственного вмешательства в экономику. В данной работе широко рассматривается участие государства и негосударственных субъектов в экономической политике, даётся оценка их участия с точки зрения современного опыта. Теоретически выявляется взаимосвязь между государственным вмешательством в экономику и уровнем её открытости в рамках международных взаимодействий.

Оглавление

1. Макроэкономическое планирование и факторы роста экономики
2. Методы воздействия на рынок
3. Роль негосударственных субъектов экономической политики

Файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 31.79 Кб (Скачать)

      Следует отметить, что направления, формы, методы и механизмы государственного регулирования  постоянно меняются с учётом складывающегося  положения в экономике.

      Воздействие непосредственно на национальный рынок  государство осуществляет следующими основными методами:

- прямой контроль (микровоздействие и макровоздействие) - это в основном меры побудительного и ориентирующего характера на деятельность предприятий, фирм, банков;

- общественное потребление: предоставляемые государством за счёт перераспределения общие блага потребляют только те, кто в них нуждается;

- государственное производство и государственный сектор экономики решают задачи создания и развития новейших отраслей, перестройки экономики, производства продукции общественного назначения и т.д.;

- социальное обеспечение направлено на сглаживание имущественной дифференциации.

      Масштабы  государственного регулирования, влияния  на рынок различны в каждой конкретной стране в силу исторических, традиционных, культурных, геополитических и других особенностей. Существует множество  экономических школ с различными взглядами на роль государства в  регулировании экономики. Мировой  опыт показывает, что по мере развития общества и перехода производства на качественно новый уровень происходит обогащение и уточнение функций  государства, а также роли, форм и  методов его регулирования. В  частности, государство переходит  от прямых к косвенным методам, усиливаются  его социальные функции (определение  прожиточного минимума, продолжительности  рабочего времени и т.д.), за счёт перераспределения доходов происходит уменьшение их дифференциации, что  способствует стабилизации общества. В странах с переходной экономикой значительна роль государства в  создании рынков.

      Итак, говоря о целях административного  и финансового регулирования, подразумевают  контроль конъюнктуры рынка в  соответствии с потребностями экономики  и общества. Эти потребности выражают определённые наиболее активные слои населения, которые могут выступать  как инициаторами, так и источниками  формирования экономической политики. Наличие негосударственных субъектов, которые наравне с государством могут непосредственно воздействовать на экономическую политику, характерно для современной рыночной экономики. 

3. Роль негосударственных субъектов экономической политики

      Промежуточное положение между государством и  рынком занимают различные объединения, выражающие интересы определённых слоёв  и групп населения: профсоюзы, союзы  предпринимателей и промышленников, кооперативы, общества потребителей, экологические  движения, торгово-промышленные палаты и др. Их роль в проведении экономической  политики приобретает всё большее  значение по мере становления гражданского общества в стране.

      С помощью группового давления или  нажима на власть союзы предпринимателей, которые представляют частный сектор рынка, могут добиваться своих интересов. Безусловно, они не всегда совпадают  с целевой ориентацией государства  на достижение благосостояния общества, что нередко вызывает открытую борьбу за проявление своих возможных властных функций. В этой борьбе преимущества обычно бывают на стороне союзов предпринимателей (частично профсоюзов) за счёт рекламы  и общественных связей. Они получают возможность действовать на систему  выборов, порой стремясь к представительству  в органах власти. Это даёт им возможность влиять на ход экономической  политики «изнутри». Поэтому важно  учитывать в проведении экономической  политики интересы не только некоторых  союзов, афиширующих свои подходы  как интересы всего народного  хозяйства, но и всей совокупности групп, имеющихся в обществе.

          Вариантом согласования интересов государства и экономических групп является делегирование этим объединениям определённого круга государственных функциональных задач. Например, в Швейцарии производственным объединениям даётся право на проведение высококачественной профессиональной аттестации. Сельскохозяйственным союзам поручается задание на практическую реализацию сельскохозяйственной политики. В Германии корпорация ремесленников наделена полным правом на проведение экзаменов на звание подмастерья. Немалые права с соответствующей области переданы государством техническому контрольному объединению. Часто в реализации систем тарифных договоров совместно участвуют и приходят к единым компромиссным решениям государство, профсоюзы и союзы предпринимателей.

      Косвенное влияние на принятие решений в  экономической политике помимо государственных  институтов и экономических союзов могут оказывать различные политические организации, партии, средства массовой информации, а также влиятельные  деятели в области экономики, учёные и политики, экспертные советы и, наконец, общественное мнение. Степень  влияния этих субъектов на характер экономической политики зависит от типа политической системы, её структуры, стабильности, обстановки в стране.

      Сложившийся опыт проведения экономической политики в развитых странах показывает, что  понятие экономической политики шире, чем определение государственного регулирования. Успех действий государства  напрямую зависит от его возможности  рационально организовать совместные действия всех участников проводимой политики, ведь без кооперации с  ними оно будет выступать в  роли дирижёра без оркестра. 
 
 
 
 

Заключение

      В современных условиях глобальной конкуренции  национальных экономик Россия занимает не последнее место. Однако российская экономика из-за неразвитого производства не может предложить на мировом рынке  практически ничего кроме ценных природных ресурсов, а распределение  прибыли от их продажи происходит неравномерно. Вместе с тем, государство  и общество ставит своей целью  достижение максимально возможного уровня производства и занятости, роста  благосостояния населения.

      Как показывает опыт развитых стран, чтобы  приблизиться к «общественному благосостоянию»  необходимо наличие полноценного самостоятельного рыночного механизма, в котором  государство ограничивается лишь созданием  условий, в пределах которых хозяйственные  субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные для себя решения.

      Важно осознавать, что правительство не может самостоятельно должным образом  ограничивать своё воздействие на экономику. Оказывать влияние на экономическую  политику могут непосредственно  граждане, но только в условиях существования  в стране сформировавшегося и  устойчивого гражданского общества. Члены такого общества, как правило, делают всё для того, чтобы достичь  роста своего благосостояния и понимают его не как результат действий правительства, а как итог собственных  усилий. Наряду с овладением институциональными идеями исторически у россиян  отсутствуют внутренние материальные стимулы к труду. В немалой  степени это обусловлено устаревшим восприятием такого внешнего фактора  как государство. В условиях создания рыночной экономики должен сложиться  новый тип внешнего контроля экономического поведения со стороны института конкуренции, который в полной мере будет сочетаться с самоконтролем.

         Недостаточная зрелость рыночных отношений, трудности переходного периода и нахождение России преимущественно на индустриальной стадии развития определяют структуру и очерёдность выбираемых целей, отличную от западных стран. В первой половине 90-х гг. XX в. наиболее важные задачи стояли в области финансовой стабилизации, преодоления инфляции. В конце 90-х гг. XX в. - начале XXI в. эпицентр целевых ориентиров сместился в сторону стимулирования инвестиционной активности субъектов экономики. Существуют расхождения между прогнозными показателями и результатами выполнения среднесрочных программ. Это можно объяснить несовершенством действующего законодательства, отсутствием механизмов эффективного контроля над осуществлением программ, недостаточной проработкой процедурных вопросов, нечёткостью понятий.

        Таким образом, более чёткое решение институциональных задач может дать возможность не только определять целевые ориентиры, отслеживать процесс их выполнения, но и определять тот оптимум, который необходимо поддерживать между институтом рынка в условиях трансформируемой экономики. 
 
 
 
 
 

      Список  литературы

      1.Гурков, А. Мировой экономический рост и наша инвестиционная политика / А. Гурков // Финансы и экономика. - 2007. - №13, июль.

      2. Конкурентоспособность России в  глобальной экономике / Под ред. Ю.В. Куренкова. - М.: Международные отношения, 2003.

      3. Крюков, В. Модернизация экономики и проблемы конкурентоспособности / В. Крюков, М. Ахматукаев, И. Заика // Экономист. - 2004. - №11.

      4. Макроэкономика / Под ред. Н.П. Кетовой. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

      5. Островский, А.В. Развитие экономики Китая: вызов для Европейского Союза. / http://www.ifes-ras.ru/index.html. 
 
 

Информация о работе Экономическая политика государства