Государственные расходы как инструмент экономической политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать расходы государственного бюджета Республики Беларусь и предложить пути совершенствования их грамотного использования на благо обшества.
В соответствии с поставленной целью, в процессе разработки курсовой работы решались следующие задачи:
- давалось понятие расходов бюджета, и их классификация;
- изучались особенности планирования расходов государственного бюджета;
- характеризовались источники финансирования расходов государственного бюджета;

Файлы: 1 файл

Государственные расходы как инстурмент жкономической политики.docx

— 85.23 Кб (Скачать)

В зависимости от объекта обложения бюджетная классификация определяет следующие виды налоговых платежей:

- прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;

- налоги, взимаемые с фонда  оплаты труда;

- внутренние налоги на  товары и услуги;

- налоги на собственность (налоги на имущество);

- доходы от внешней  торговли и внешнеэкономических  операций;

- прочие налоги, сборы  и пошлины[17, с. 389].

В целом, налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание инфраструктуры и т.д., в этом проявляется их экономическое значение. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.д.

Одним из видов доходов консолидированного бюджета государства являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи – это альтернативные источники финансирования расходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг.

Неналоговые платежи классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают в первую очередь возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода[17, с. 451].

Кроме возмездных поступлений, к неналоговым платежам относятся безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и различного рода конфискантов, а также все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников от физических и юридических лиц. В эту группу входят также поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Неналоговые платежи по характеру воспроизводства делятся на текущие и капитальные. К текущим налоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет.

Капитальные налоговые доходы и обязательные платежи представлены двумя группами:

- доходами от реализации  государственного имущества, акций  и продажи нематериальных активов;

- доходами от реализации  государственных резервов[18, с. 321].

Источником государственных доходов могут быть также и государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для финансирования различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики.

Еще одним методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.

С переходом на рыночные основы хозяйствования и начавшейся приватизацией несколько увеличились поступления от неналоговых источников. К ним прежде всего относятся доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды), доходы от продажи или сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций. Они могут полностью или частично включаться в доход бюджета или направляться на нужды развития соответствующих предприятий[18, с. 324].

Таким образом, можно сделать вывод, что источником финансирования государственных расходов являются доходы бюджета, а именно: государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за пользование которыми могут взиматься определенные взносы; обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых в виде различных налоговых платежей и сборов; привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и т.д.

На основании исследования, проведенного в первой главе можно сделать следующие основные выводы:

- расходы государственного  бюджета представляют собой процесс  выделения и использования финансовых  ресурсов, аккумулированных в бюджетах  всех уровней бюджетной системы. Существуют различные классификации  бюджетных расходов: функциональная, программная, экономическая, ведомственная, однако общее их назначение  – обеспечить выполнение государством  его внутренних и внешних функций;

- планирование бюджетных  расходов осуществляется на этапе  составления проекта бюджета. Исходным  пунктом бюджетного планирования  является определение объема  доходов, который поступит в бюджет  в очередном году. Планирование  расходов бюджета основывается  на государственных минимальных  социальных стандартах, обеспечивающих  реализацию закрепленных Конституцией  Республики Беларусь социальных  прав граждан. Расходы республиканского  бюджета планируются с учетом  программ социально-экономического  развития Республики Беларусь, нормативов  бюджетной обеспеченности и осуществляются  по направлениям в соответствии  с законом о республиканском  бюджете на очередной финансовый  год;

- источником финансирования  государственных расходов являются  доходы бюджета, а именно: государственное  имущество, общегосударственные ресурсы, за пользование которыми могут  взиматься определенные взносы; обязательные платежи физических  и юридических лиц, взимаемых  в виде различных налоговых платежей и сборов; привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ЗА 2011 – 2012 ГОДА

 

В соответствии с Законом РБ от 15 октября 2010 г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год», республиканский бюджет на 2011 год по расходам был утвержден в сумме 39611384915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33611384915 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год в сумме 6000000000 тыс. рублей. [7]

В соответствии с Законом РБ от 30 декабря 2011 г. № 331-З «О республиканском бюджете на 2012 год», республиканский бюджет на 2012 год по расходам был утвержден в сумме 92771972225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 92771972225 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год в сумме 0 (ноль) рублей. [8]

Перед проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен.

По статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2012 год по сравнению с 2011 годом составил 135%.

Умножив все показатели доходной и расходной части республиканского бюджета за 2012 год на 135 %, получают показатели 2011 года в сопоставимых ценах к 2012 году.

 

    1. Анализ динамики состава и структуры расходной части бюджета за 2011 – 2012 года

 

Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2012 года и расходами 2011 года в сопоставимых ценах к 2012 году. Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2012 года к расходам 2011 года, умноженное на 100.

Результаты анализа динамики состава расходной части республиканского бюджета отражены в приложении А.

Расходы республиканского бюджета в 2012 году запланированы в размере 92,7 трлн. рублей, что на 53,1 трлн. рублей или более, чем в 2 раза превысило данный показатель по отношению к предыдущему году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов в национальную экономику (на12,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в социальную политику (на 8,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные расходы (на 7,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 223,2 %. В 2012 году снизилась сумма расходов на охрану окружающей среды на 931 млн. руб. по сравнению с 2011 годом.

Исходя из расчетных данных приложения А, можно сделать вывод, что на увеличение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей степени, рост расходов на топливо и энергетику на 68,6 %. Также увеличились другие отрасли национальной экономики на 30,9 %, лесное хозяйство – на 22,8 %, дорожное хозяйство – на 15,1 % . Снижение темпа роста наблюдается у таких расходов национальной экономики, как связь (на 8 %) и транспорт (2,3 %).

Далее в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части государственного бюджета.

Результаты анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в приложении Б.

Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2011 году, в 2012 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2011 - 2012 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.

Основная доля расходов национальной экономики, в 2012 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.

Рост доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, обусловлен ростом доли расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, несмотря на снижение доли расходов в национальной экономики отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.

Значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу обусловлено тем, что основная доля общегосударственных расходов приходится на трансферты другим уровням государственного управления, уровень которых снизился в 2012 году на 1,12 %.

Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2012 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.

Расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета. Поэтому продолжим анализ расходной части изучением динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2011 - 2012 гг.

 

 

 

 

 

    1. Анализ динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2011 – 2012 года

 

Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Результаты анализа динамики состава источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.1

Таблица 2.2.1 – Анализ динамики состава доходов республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.

 

Основные направления доходов бюджета

Сумма (тыс. руб.)

Абсолют. прирост доходов 2012г. по сравнению с 2011г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.)

Темп роста доходов 2012г. к 2011г. (в сопост. ценах) (%.)

2011г.

2012г.

2011г.

(в сопоставимых ценах)

Налоговые доходы

24661049032

34811056387

27866985406

6944070981

124,9

Налоги на доходы и прибыль

2572196062

3990620964

2906581550

1084039414

137,3

Налоги на товары

13354028675

16213083794

15090052403

1123031391

107,4

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

6972953860

12285581039

7879437862

4406143177

155,9

Другие налоги, сборы (пошлины)

1761870435

2321770590

1990913592

330856998

116,6

Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства