Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2015 в 23:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать расходы государственного бюджета Республики Беларусь и предложить пути совершенствования их грамотного использования на благо обшества.
В соответствии с поставленной целью, в процессе разработки курсовой работы решались следующие задачи:
- давалось понятие расходов бюджета, и их классификация;
- изучались особенности планирования расходов государственного бюджета;
- характеризовались источники финансирования расходов государственного бюджета;
В зависимости от объекта обложения бюджетная классификация определяет следующие виды налоговых платежей:
- прямые налоги на доходы, прибыль и прирост капитала;
- налоги, взимаемые с фонда оплаты труда;
- внутренние налоги на товары и услуги;
- налоги на собственность (налоги на имущество);
- доходы от внешней
торговли и
- прочие налоги, сборы и пошлины[17, с. 389].
В целом, налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание инфраструктуры и т.д., в этом проявляется их экономическое значение. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.д.
Одним из видов доходов консолидированного бюджета государства являются неналоговые доходы. Неналоговые платежи – это альтернативные источники финансирования расходов бюджета. Они отражают место государства как субъекта хозяйствования в системе экономических отношений, возможность его полноценного участия наравне с прочими субъектами при реализации объектов государственной собственности, при оказании государственными органами услуг.
Неналоговые платежи классифицируются по характеру поступления в бюджет и включают в первую очередь возмездные операции от прямого предоставления государством услуг и продажи товаров. К ним можно отнести доходы от предпринимательской деятельности, поступления от продажи товаров и услуг и случайных продаж, кассовую прибыль или проценты, получаемые от национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода[17, с. 451].
Кроме возмездных поступлений, к неналоговым платежам относятся безвозмездные поступления в виде штрафов, санкций и различного рода конфискантов, а также все добровольные невозвратные текущие поступления в бюджет из негосударственных источников от физических и юридических лиц. В эту группу входят также поступления от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.
Неналоговые платежи по характеру воспроизводства делятся на текущие и капитальные. К текущим налоговым доходам относятся возмездные, невозвратные платежи в бюджет.
Капитальные налоговые доходы и обязательные платежи представлены двумя группами:
- доходами от реализации
государственного имущества, акций
и продажи нематериальных
- доходами от реализации государственных резервов[18, с. 321].
Источником государственных доходов могут быть также и государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для финансирования различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики.
Еще одним методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов.
С переходом на рыночные основы хозяйствования и начавшейся приватизацией несколько увеличились поступления от неналоговых источников. К ним прежде всего относятся доходы от эксплуатации государственной собственности (дивиденды), доходы от продажи или сдачи в аренду имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций. Они могут полностью или частично включаться в доход бюджета или направляться на нужды развития соответствующих предприятий[18, с. 324].
Таким образом, можно сделать вывод, что источником финансирования государственных расходов являются доходы бюджета, а именно: государственное имущество, общегосударственные ресурсы, за пользование которыми могут взиматься определенные взносы; обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемых в виде различных налоговых платежей и сборов; привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и т.д.
На основании исследования, проведенного в первой главе можно сделать следующие основные выводы:
- расходы государственного
бюджета представляют собой
- планирование бюджетных
расходов осуществляется на
- источником финансирования
государственных расходов
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ЗА 2011 – 2012 ГОДА
В соответствии с Законом РБ от 15 октября 2010 г. № 176-З «О республиканском бюджете на 2011 год», республиканский бюджет на 2011 год по расходам был утвержден в сумме 39611384915 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 33611384915 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год в сумме 6000000000 тыс. рублей. [7]
В соответствии с Законом РБ от 30 декабря 2011 г. № 331-З «О республиканском бюджете на 2012 год», республиканский бюджет на 2012 год по расходам был утвержден в сумме 92771972225 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 92771972225 тыс. рублей, установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2012 год в сумме 0 (ноль) рублей. [8]
Перед проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен.
По статистической информации, представленной Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2012 год по сравнению с 2011 годом составил 135%.
Умножив все показатели доходной и расходной части республиканского бюджета за 2012 год на 135 %, получают показатели 2011 года в сопоставимых ценах к 2012 году.
Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2012 года и расходами 2011 года в сопоставимых ценах к 2012 году. Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2012 года к расходам 2011 года, умноженное на 100.
Результаты анализа динамики состава расходной части республиканского бюджета отражены в приложении А.
Расходы республиканского бюджета в 2012 году запланированы в размере 92,7 трлн. рублей, что на 53,1 трлн. рублей или более, чем в 2 раза превысило данный показатель по отношению к предыдущему году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов в национальную экономику (на12,9 трлн. рублей или на 39,2 %), в социальную политику (на 8,7 трлн. рублей или на 26,6 %) и в общегосударственные расходы (на 7,8 трлн. рублей или на 18,3 %). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 223,2 %. В 2012 году снизилась сумма расходов на охрану окружающей среды на 931 млн. руб. по сравнению с 2011 годом.
Исходя из расчетных данных приложения А, можно сделать вывод, что на увеличение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей степени, рост расходов на топливо и энергетику на 68,6 %. Также увеличились другие отрасли национальной экономики на 30,9 %, лесное хозяйство – на 22,8 %, дорожное хозяйство – на 15,1 % . Снижение темпа роста наблюдается у таких расходов национальной экономики, как связь (на 8 %) и транспорт (2,3 %).
Далее в работе будет проведен анализ динамики структуры расходной части государственного бюджета.
Результаты анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в приложении Б.
Основная доля расходов государственного бюджета, как и в 2011 году, в 2012 году была запланирована на финансирование социальной сферы (33,7 % к итогу), отраслей экономики (30 % к итогу) и общегосударственных расходов (20,6 %). При этом за 2011 - 2012 гг. выявлен значительный рост доли расходов национальной экономики на 2,7 % к итогу, а также значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу. Доля расходов государственного бюджета на финансирование социальной сферы также снизилась на 0,7 % к итогу.
Основная доля расходов национальной экономики, в 2012 году запланирована на финансирование отраслей промышленности, энергетика, строительства и архитектуры, отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.
Рост доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, обусловлен ростом доли расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, несмотря на снижение доли расходов в национальной экономики отраслей сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности и дорожного хозяйства.
Значительное снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 1,4 % к итогу обусловлено тем, что основная доля общегосударственных расходов приходится на трансферты другим уровням государственного управления, уровень которых снизился в 2012 году на 1,12 %.
Несмотря на увеличение доли расходов на обеспечение жильем в 2012 году на 0,4 % к итогу государственного бюджета, снижение доли расходов на финансирование социальной сферы объясняется уменьшением доли финансирования пенсионного обеспечения и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 0,5 % к итогу государственного бюджета.
Расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета. Поэтому продолжим анализ расходной части изучением динамики состава и структуры источников финансирования республиканского бюджета за 2011 - 2012 гг.
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (90 %). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Результаты анализа динамики состава источников финансирования республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1 – Анализ динамики состава доходов республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.
Основные направления доходов бюджета |
Сумма (тыс. руб.) |
Абсолют. прирост доходов 2012г. по сравнению с 2011г. (в сопост. ценах) (тыс.руб.) |
Темп роста доходов 2012г. к 2011г. (в сопост. ценах) (%.) | ||
2011г. |
2012г. |
2011г. (в сопоставимых ценах) | |||
Налоговые доходы |
24661049032 |
34811056387 |
27866985406 |
6944070981 |
124,9 |
Налоги на доходы и прибыль |
2572196062 |
3990620964 |
2906581550 |
1084039414 |
137,3 |
Налоги на товары |
13354028675 |
16213083794 |
15090052403 |
1123031391 |
107,4 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
6972953860 |
12285581039 |
7879437862 |
4406143177 |
155,9 |
Другие налоги, сборы (пошлины) |
1761870435 |
2321770590 |
1990913592 |
330856998 |
116,6 |
Информация о работе Государственные расходы как инструмент экономической политики государства