Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:21, доклад
К сожалению, не существует сколько-нибудь завершенного определения уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности. Вместе с тем, на мой взгляд, существующие определения уголовной политики целиком распространяются и на такую сферу общественных отношений, как преступления, совершаемые в сфере экономики, соответственно, с учетом специфики их совершения, детерминации, особенностей уголовно-правовой квалификации, ответственности и основных направлений противодействия. Понятие и содержание уголовной политики тесно увязаны с таким понятием, как принципы уголовной политики, под которыми принято понимать основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе всей системы мер, обеспечивающих ее выработку и осуществление.
К сожалению, не существует сколько-нибудь завершенного определения уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности. Вместе с тем, на мой взгляд, существующие определения уголовной политики целиком распространяются и на такую сферу общественных отношений, как преступления, совершаемые в сфере экономики, соответственно, с учетом специфики их совершения, детерминации, особенностей уголовно-правовой квалификации, ответственности и основных направлений противодействия.
Понятие и содержание уголовной политики тесно увязаны с таким понятием, как принципы уголовной политики, под которыми принято понимать основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе всей системы мер, обеспечивающих ее выработку и осуществление.
Посмотрим, как в современных
условиях реализуются такие принципы
уголовной политики, как принцип
гуманизма и принцип экономии
уголовной репрессии
Особенностью современного этапа происходящей в стране правовой реформы является тот факт, что в настоящее время в Российской Федерации принят целый пакет законов, направленных на либерализацию уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности. Фактически речь идет о материализации одной из двух моделей уголовной политики - либерально-демократической, которая является антиподом так называемой тоталитарной модели <6>.
<6> См.: Иванов С.В. Уголовная политика Российской Федерации: политолого-криминологический и уголовно-правовой аспекты. Екатеринбург: УрГЮА, 2006. С. 16.
В числе основных законодательных актов, направленных на совершенствование уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере экономики, можно назвать Федеральный закон от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно данному Закону
в соответствии с примечанием
к ст. 169 "Воспрепятствование законной
предпринимательской
В ст. 171 "Незаконное предпринимательство" отменена уголовная ответственность за нарушение лицензионных требований.
Из УК РФ исключена ст. 173 "Лжепредпринимательство". Это связано с неопределенностью ее формулировки и тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений. Наказывать за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), теперь будут только в случаях, если незаконные финансовые операции или сделки были совершены в крупном размере - на сумму свыше 6 миллионов рублей. Одновременно смягчена уголовная ответственность за указанный состав преступления.
Декриминализирован основной состав контрабанды (ст. 188 УК).
В ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ изменен крупный и особо крупный размер уклонения от уплаты таможенных платежей.
Вместе с тем Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ эти суммы вновь изменены в сторону их увеличения.
Этим же Законом в УК
внесена ст. 76.1 - "Освобождение от
уголовной ответственности по делам
о преступлениях в сфере
Изменились пределы
Указанные новации явились логическим продолжением начавшегося в 2009 году курса руководства страны на некоторую гуманизацию уголовной политики в сфере экономики, одним из результатов которого было принятие Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Изменения, содержащиеся в данном Законе, были направлены на частичную декриминализацию налоговой сферы. В соответствии с новой редакцией ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица" и ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" УК РФ увеличена сумма налогов и (или) сборов, признаваемая крупной или особо крупной.
В уголовный закон был также внесены ряд изменений в санкции, предусмотренные за совершение преступлений в сфере экономики, в частности, в нормах об ответственности за преступления небольшой и средней тяжести, в том числе экономической направленности, исключен нижний порог вида или размера наказания, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации.
При всей позитивности принятых решений есть опасность формирования в обществе так называемой "псевдолиберальной" модели уголовной политики, которая характеризуется такими признаками, как декриминализация рыночных отношений, запрет правоохранительным органам вмешиваться в деятельность экономических субъектов, формирование системы криминогенных экономических отношений, коммерциализация власти, депрофессионализация и коррумпирование представителей аппарата уголовной юстиции, прорыв во власть лиц с криминальным прошлым, либерализация наказания экономическим преступникам (в санкциях норм и при их применении) <7>.
<7> См.: Пронников А.В. Указ соч. С. 109 - 112.
Реалии последних лет
свидетельствуют о том, что в
обществе постепенно формируется либерально-
Текущие политические события, связанные с доминированием партии власти и полученными результатами парламентских выборов декабря 2011 г., а также предсказуемыми президентскими выборами марта 2012 г., позволяют предвидеть перерастание либерально-олигархической модели в либерально-бюрократический тип. Ее суть в том, что субъектами уголовно-правовой политики являются представители органов власти, которые все принимаемые решения, вплоть до законодательных, кадровых, организационных и т.п., осуществляют на возмездной основе.
Главное, чтобы либерально-
Таким образом, уголовная политика в сфере экономики с момента принятия ныне действующего Уголовного кодекса (1996 г.) характеризовалась двумя взаимно противоположными тенденциями - криминализацией и декриминализацией ряда преступлений.
Помимо декриминализации
отмеченных выше деяний в Уголовный
кодекс в разное время были дополнительно
включены такие составы, как ст. 170.1
- "Фальсификация единого
Параллельно происходили
процессы, направленные на изменение
отдельных элементов составов преступлений,
предусматривающих
- уточнение редакции диспозиций ряда норм (ст. ст. 169, 171, 178, 238 УК);
- расширение содержания диспозиций (ст. ст. 185, 196, 198, 199 УК);
- сужение содержания диспозиций (ст. ст. 145, 171, 174.1, 197 УК);
- дополнение ряда статей
квалифицированными и особо
- декриминализацию так
называемого специального
- увеличение или расширение
размеров санкций за отдельные
виды экономических
- снижение верхнего предела санкций (ст. ст. 171, 191 УК);
- исключение из санкций за экономические преступления конфискации имущества.
Подобные изменения
Из вновь введенных в УК составов есть такие, которые практически не работают, как говорят, являются "мертвыми". К ним можно отнести такие составы, как ст. ст. 170.1, 185.1, 185.2, 185.3, 185.4, 185.5 УК РФ.
Вместе с тем большинством исследователей и практиков высказываются сожаления о декриминализации ст. 200 УК - "Обман потребителей", поскольку это существенно ослабило борьбу с нарушениями на потребительском рынке. Образовавшийся правовой вакуум оказался ничем не заполненным, поскольку альтернативное применение ст. 159 УК - "Мошенничество" - не охватывает все случаи обмана потребителей.
В числе уголовно-правовых норм, изначально содержащихся в уголовном законе, также присутствуют ряд деяний, наличие которых вызывает, мягко говоря, недоумение.
По мнению Л.В. Иногамовой-Хегай, такие составы, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК), производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК), злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 185.1), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), являются в УК лишними <8>, поскольку деяния, предусмотренные названными статьями, либо уже закреплены другими правовыми нормами более широкого действия, либо не представляют большой общественной опасности.
------------------------------
<8> См.: Иногамова-Хегай Л.В. Тенденции уголовной политики в сфере борьбы с экономическими преступлениями // Преступления в сфере экономики: российский и зарубежный опыт: Сб. научн. трудов. М.: МГЮА, 2009. С. 115.
Считается, что, например, нормы, предусмотренные ст. ст. 169 и 170 УК РФ, являются частными разновидностями злоупотребления или превышения должностными полномочиями. Думается, что данные составы не в полной мере дублируют ст. ст. 285 и 286 УК РФ, тем более что у них разные объекты. Однако в силу невостребованности указанных норм можно предположить, что деяния, предусмотренные ими, не представляют большой общественной опасности, особенно ст. 169 УК РФ.
Статья 185.1 УК конкретизирует общую норму о злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК).
Отмечается конструктивное
несовершенство ряда уголовно-правовых
норм, предусматривающих
<9> Там же. С. 118 - 122.
Ряд законодательных дефектов
норм, предусматривающих
<10> См.: Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н., Папеева К.О. Законодательные дефекты норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности (глава 24 УК РФ) // Преступления в сфере экономики: российский и зарубежный опыт: Сб. научн. трудов. М.: МГЮА, 2009. С. 199 - 217.
Думается, что с учетом
того, что данные предложения высказываются
целым рядом известных ученых-
<11> См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М., 2006; Панченко П.Н. Оптимизация уголовной политики и проблемы правопорядка в экономике. Н. Новгород, 2004; и др.
Отмеченные недоработки и конструктивные несовершенства можно еще дополнить.
Так, ст. 169 УК РФ, на наш взгляд,
не работает в силу наличия в ней
ряда так называемых оценочных понятий,
таких как "ограничение прав и
законных интересов индивидуального
предпринимателя или
Несовершенной является конструкция ст. 169 УК РФ. Правовая оценка преступлений, сопряженных с принуждением к совершению сделок или к отказу от их совершения, в правоприменительной практике вызывает немало трудностей, так как по формальным признакам эти деяния попадают под действие сразу двух статей УК РФ - 163 ("Вымогательство") и 179 ("Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения").