Уголовная политика государства в сфере противодействия экономических преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 23:21, доклад

Краткое описание

К сожалению, не существует сколько-нибудь завершенного определения уголовной политики в сфере противодействия экономической преступности. Вместе с тем, на мой взгляд, существующие определения уголовной политики целиком распространяются и на такую сферу общественных отношений, как преступления, совершаемые в сфере экономики, соответственно, с учетом специфики их совершения, детерминации, особенностей уголовно-правовой квалификации, ответственности и основных направлений противодействия. Понятие и содержание уголовной политики тесно увязаны с таким понятием, как принципы уголовной политики, под которыми принято понимать основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе всей системы мер, обеспечивающих ее выработку и осуществление.

Файлы: 1 файл

Экономика..docx

— 25.73 Кб (Скачать)

К сожалению, не существует сколько-нибудь завершенного определения уголовной  политики в сфере противодействия  экономической преступности. Вместе с тем, на мой взгляд, существующие определения уголовной политики целиком распространяются и на такую сферу общественных отношений, как преступления, совершаемые в сфере экономики, соответственно, с учетом специфики их совершения, детерминации, особенностей уголовно-правовой квалификации, ответственности и основных направлений противодействия.

Понятие и содержание уголовной  политики тесно увязаны с таким  понятием, как принципы уголовной  политики, под которыми принято понимать основополагающие идеи, руководящие  начала, лежащие в основе всей системы  мер, обеспечивающих ее выработку и  осуществление.

Посмотрим, как в современных  условиях реализуются такие принципы уголовной политики, как принцип  гуманизма и принцип экономии уголовной репрессии применительно  к преступлениям экономической  направленности. Напомним только, что  принцип экономии уголовной репрессии  означает в первую очередь достижение целей уголовного наказания с  наименьшими моральными и материальными  затратами.

Особенностью современного этапа происходящей в стране правовой реформы является тот факт, что  в настоящее время в Российской Федерации принят целый пакет  законов, направленных на либерализацию  уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономической  деятельности. Фактически речь идет о  материализации одной из двух моделей  уголовной политики - либерально-демократической, которая является антиподом так называемой тоталитарной модели <6>.

<6> См.: Иванов С.В. Уголовная политика Российской Федерации: политолого-криминологический и уголовно-правовой аспекты. Екатеринбург: УрГЮА, 2006. С. 16.

В числе основных законодательных  актов, направленных на совершенствование  уголовно-правовых норм, предусматривающих  уголовную ответственность за преступления в сфере экономики, можно назвать  Федеральный закон от 7 апреля 2010 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации".

Согласно данному Закону в соответствии с примечанием  к ст. 169 "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности" УК РФ увеличены размеры крупного и особо крупного ущербов от экономических  преступлений (за некоторым исключением). Теперь они составляют 1,5 млн. руб. и 6 млн. руб. соответственно (вместо 250 тыс. руб. и 1 млн. руб.).

В ст. 171 "Незаконное предпринимательство" отменена уголовная ответственность  за нарушение лицензионных требований.

Из УК РФ исключена ст. 173 "Лжепредпринимательство". Это связано с неопределенностью ее формулировки и тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений. Наказывать за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), теперь будут только в случаях, если незаконные финансовые операции или сделки были совершены в крупном размере - на сумму свыше 6 миллионов рублей. Одновременно смягчена уголовная ответственность за указанный состав преступления.

Декриминализирован основной состав контрабанды (ст. 188 УК).

В ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с  организации или физического  лица" УК РФ изменен крупный и  особо крупный размер уклонения  от уплаты таможенных платежей.

Вместе с тем Федеральным  законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ эти  суммы вновь изменены в сторону  их увеличения.

Этим же Законом в УК внесена ст. 76.1 - "Освобождение от уголовной ответственности по делам  о преступлениях в сфере экономической  деятельности", которой предусмотрена  возможность освобождения от уголовной  ответственности за ряд преступлений экономической направленности - при  условии совершения преступления впервые  и возмещения причиненного ущерба или  полученного дохода в пятикратном  размере (кроме ст. ст. 199 - 199.1 УК, где  достаточно просто погасить неуплаченный налог).

Изменились пределы категоризации  преступлений (ст. 15 УК).

Указанные новации явились  логическим продолжением начавшегося  в 2009 году курса руководства страны на некоторую гуманизацию уголовной политики в сфере экономики, одним из результатов которого было принятие Федерального закона от 29 декабря 2009 г. N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Изменения, содержащиеся в  данном Законе, были направлены на частичную  декриминализацию налоговой сферы. В соответствии с новой редакцией  ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов  и (или) сборов с физического лица" и ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов  и (или) сборов с организации" УК РФ увеличена сумма налогов и (или) сборов, признаваемая крупной или  особо крупной.

В уголовный закон был  также внесены ряд изменений  в санкции, предусмотренные за совершение преступлений в сфере экономики, в частности, в нормах об ответственности  за преступления небольшой и средней  тяжести, в том числе экономической  направленности, исключен нижний порог  вида или размера наказания, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса  Российской Федерации.

При всей позитивности принятых решений есть опасность формирования в обществе так называемой "псевдолиберальной" модели уголовной политики, которая  характеризуется такими признаками, как декриминализация рыночных отношений, запрет правоохранительным органам  вмешиваться в деятельность экономических  субъектов, формирование системы криминогенных  экономических отношений, коммерциализация власти, депрофессионализация и коррумпирование представителей аппарата уголовной юстиции, прорыв во власть лиц с криминальным прошлым, либерализация наказания экономическим преступникам (в санкциях норм и при их применении) <7>.

<7> См.: Пронников А.В. Указ соч. С. 109 - 112.

Реалии последних лет  свидетельствуют о том, что в  обществе постепенно формируется либерально-олигархическая модель, которая отличается от псевдолиберальной  лишь тем, что уголовно-правовая политика становится объектом управления со стороны так называемых олигархов и их представителей в органах власти.

Текущие политические события, связанные с доминированием партии власти и полученными результатами парламентских выборов декабря 2011 г., а также предсказуемыми президентскими выборами марта 2012 г., позволяют предвидеть перерастание либерально-олигархической модели в либерально-бюрократический  тип. Ее суть в том, что субъектами уголовно-правовой политики являются представители органов власти, которые  все принимаемые решения, вплоть до законодательных, кадровых, организационных и т.п., осуществляют на возмездной основе.

Главное, чтобы либерально-бюрократическая  модель не превратилась в криминальную.

Таким образом, уголовная  политика в сфере экономики с  момента принятия ныне действующего Уголовного кодекса (1996 г.) характеризовалась  двумя взаимно противоположными тенденциями - криминализацией и  декриминализацией ряда преступлений.

Помимо декриминализации отмеченных выше деяний в Уголовный  кодекс в разное время были дополнительно  включены такие составы, как ст. 170.1 - "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра  владельцев ценных бумаг или системы  депозитарного учета", ст. 171.1 - "Производство, приобретение, хранение, перевозка  или сбыт немаркированных товаров  и продукции", ст. 171.2 - "Незаконные организация и проведение азартных игр", ст. 173.1 - "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица", ст. 173.2 - "Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица", ст. 174.1 - "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления", ст. 185.1 - "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах", ст. 185.2 - "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги", ст. 185.3 - "Манипулирование рынком", ст. 185.4 - "Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг", ст. 185.5 - "Неправомерное использование инсайдерской информации", ст. 199.1 - "Неисполнение обязанностей налогового агента", ст. 199.2 - "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов".

Параллельно происходили  процессы, направленные на изменение  отдельных элементов составов преступлений, предусматривающих ответственность  за преступления в сфере экономической  деятельности, в частности направленные на:

- уточнение редакции диспозиций  ряда норм (ст. ст. 169, 171, 178, 238 УК);

- расширение содержания  диспозиций (ст. ст. 185, 196, 198, 199 УК);

- сужение содержания диспозиций (ст. ст. 145, 171, 174.1, 197 УК);

- дополнение ряда статей  квалифицированными и особо квалифицированными  составами (ст. ст. 158, 159, 174, 171.1, 180, 183, 185, 194, 195, 198, 199 УК);

- декриминализацию так  называемого специального рецидива;

- увеличение или расширение  размеров санкций за отдельные  виды экономических преступлений (ст. ст. 159, 170, 171, 172, 173, 174, 174.1, 186 - 189 УК  и др.);

- снижение верхнего предела  санкций (ст. ст. 171, 191 УК);

- исключение из санкций  за экономические преступления  конфискации имущества.

Подобные изменения оцениваются  как учеными, так и практическими  работниками неоднозначно.

Из вновь введенных  в УК составов есть такие, которые  практически не работают, как говорят, являются "мертвыми". К ним можно  отнести такие составы, как ст. ст. 170.1, 185.1, 185.2, 185.3, 185.4, 185.5 УК РФ.

Вместе с тем большинством исследователей и практиков высказываются  сожаления о декриминализации ст. 200 УК - "Обман потребителей", поскольку  это существенно ослабило борьбу с нарушениями на потребительском  рынке. Образовавшийся правовой вакуум оказался ничем не заполненным, поскольку  альтернативное применение ст. 159 УК - "Мошенничество" - не охватывает все случаи обмана потребителей.

В числе уголовно-правовых норм, изначально содержащихся в уголовном  законе, также присутствуют ряд деяний, наличие которых вызывает, мягко говоря, недоумение.

По мнению Л.В. Иногамовой-Хегай, такие составы, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК), незаконное предпринимательство (ст. 171 УК), производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК), злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст. 185.1), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), являются в УК лишними <8>, поскольку деяния, предусмотренные названными статьями, либо уже закреплены другими правовыми нормами более широкого действия, либо не представляют большой общественной опасности.

--------------------------------

<8> См.: Иногамова-Хегай Л.В. Тенденции уголовной политики в сфере борьбы с экономическими преступлениями // Преступления в сфере экономики: российский и зарубежный опыт: Сб. научн. трудов. М.: МГЮА, 2009. С. 115.

Считается, что, например, нормы, предусмотренные ст. ст. 169 и 170 УК РФ, являются частными разновидностями  злоупотребления или превышения должностными полномочиями. Думается, что данные составы не в полной мере дублируют ст. ст. 285 и 286 УК РФ, тем  более что у них разные объекты. Однако в силу невостребованности указанных норм можно предположить, что деяния, предусмотренные ими, не представляют большой общественной опасности, особенно ст. 169 УК РФ.

Статья 185.1 УК конкретизирует общую норму о злоупотреблении  полномочиями (ст. 201 УК).

Отмечается конструктивное несовершенство ряда уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность  за преступления, совершаемые в сфере  экономической деятельности (ст. ст. 169, 178, 179) <9>.

<9> Там же. С. 118 - 122.

 

Ряд законодательных дефектов норм, предусматривающих ответственность  за преступления в сфере экономической  деятельности, отмечен А.П. Кузнецовым, Н.Н. Маршаковой и К.О. Папеевой, в частности, в ст. ст. 169, 171.1, 176, 178, 180, 183, 194, 199, 285.1 и др. <10>.

<10> См.: Кузнецов А.П., Маршакова Н.Н., Папеева К.О. Законодательные дефекты норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности (глава 24 УК РФ) // Преступления в сфере экономики: российский и зарубежный опыт: Сб. научн. трудов. М.: МГЮА, 2009. С. 199 - 217.

Думается, что с учетом того, что данные предложения высказываются  целым рядом известных ученых-правоведов <11>, к ним необходимо прислушаться и после необходимых консультаций и криминологических экспертиз  выйти с законодательной инициативой  о внесении соответствующих изменений  и дополнений в действующее уголовное  законодательство.

<11> См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М., 2006; Панченко П.Н. Оптимизация уголовной политики и проблемы правопорядка в экономике. Н. Новгород, 2004; и др.

Отмеченные недоработки  и конструктивные несовершенства можно  еще дополнить.

Так, ст. 169 УК РФ, на наш взгляд, не работает в силу наличия в ней  ряда так называемых оценочных понятий, таких как "ограничение прав и  законных интересов индивидуального  предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы", "незаконное ограничение  самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального  предпринимателя или юридического лица".

Несовершенной является конструкция  ст. 169 УК РФ. Правовая оценка преступлений, сопряженных с принуждением к  совершению сделок или к отказу от их совершения, в правоприменительной  практике вызывает немало трудностей, так как по формальным признакам  эти деяния попадают под действие сразу двух статей УК РФ - 163 ("Вымогательство") и 179 ("Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения").

Информация о работе Уголовная политика государства в сфере противодействия экономических преступлений