Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
в) реализация новейших достижений научно-технического прогресса и повышения на этой основе эффективности производства на микро - и макроуровнях.
Следовательно, инновации представляют
собой важнейшую экономическую категорию
расширенного воспроизводства, играющую
ключевую роль в реализации структурных
сдвигов в экономике, формировании народнохозяйственных
пропорций и позволяют обеспечить повышение
эффективности общественного производства.
1.2 Критерии (показатели)
эффективности инновационной
экономики
Создание системы оценочных критериев, показателей и способов их определения как основы получения информации для принятия обоснованных решений в области инновационной политики является крайне важным.
В зависимости от учитываемых результатов и затрат специалисты различают следующие виды эффекта при реализации инноваций.
Вид эффекта | Что отражают показатели |
1.Экономический | Показатели учитывают в стоимостном |
2. Научно-технический | Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность |
3. Финансовый | Расчет показателей базируется на финансовых показателях |
4. Ресурсный |
В этом случае показатели отражают влияние инновации на объем производства и потребления того или иного вида ресурса |
5. Социальный | Показатели учитывают при этом социальные результаты реализации инноваций |
6. Экологический | Показатели учитывают влияние инноваций на окружающую среду. В их числе может быть: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.п. |
Исходя из временного периода учета результатов и затрат можно выделить показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
Продолжительность принимаемого временного периода зависит от факторов продолжительности инновационного периода, срока службы объекта инноваций, степени достоверности исходной информации, а также требований инвесторов. Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Это отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах, при этом показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации.
В целом проблема определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро возникает необходимость оценки и правильного выбора варианта в компаниях, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются. Метод исчисления эффекта инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.
Для оценки общей экономической эффективности инноваций может использоваться следующая система показателей:
Показатели экономической эффективности инноваций
Показатель | Сущность показателя |
1.Интегральный
эффект (Эинт) |
Он представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект |
2.
Индекс рентабельности (Jr) |
Он представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Его другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Он тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект Эинт положителен, то индекс рентабельности Jr > 1, и наоборот. При Jr > 1 инновационный проект считается экономически эффективным. В противном случае (Jr <1) проект неэффективен. В условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться предпочтение тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности. |
3.
Норма рентабельности (Ер) |
Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций |
4.
Период окупаемости (То) |
Это один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в практике показателя "срок окупаемости капитальных вложений", он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости |
Следует отметить, что метод дисконтирования как метод соизмерения разновременных затрат и доходов, помогает выбрать направления вложения средств в инновации, когда этих средств особенно мало. Он полезен для организаций, находящихся на подчиненном положении и получающих от вышестоящего руководства уже жестко сверстанный бюджет, где суммарная величина возможных инвестиций в инновации определена однозначно. В таких ситуациях рекомендуется проводить ранжирование всех имеющихся вариантов инноваций в порядке убывающей рентабельности.
Формула индекса рентабельности отражает в числителе величину доходов, приведенных к моменту начала реализации инноваций, а в знаменателе - величину инвестиций в инновации, продисконтированных к моменту начала процесса инвестирования. Другими словами, в ней сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.
Норма рентабельности характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестиционных средств. За рубежом расчет нормы рентабельности часто применяют в качестве первого шага количественного анализа инвестиций. Для дальнейшего анализа отбирают те инновационные проекты, внутренняя норма доходности которых оценивается не ниже 15–20%.
Норма рентабельности определяется аналитически, как некоторое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инноваций. Получаемую расчетную величину Ер сравнивают с требуемой инвестором нормой рентабельности. Вопрос о принятии инновационного решения может рассматриваться, если значение Ер не меньше требуемой инвестором величины. Если инновационный проект полностью финансируется за счет ссуды банка, то значение Ер указывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает данный проект экономически неэффективным. В случае финансирования проекта из других источников, нижняя граница значения Ер соответствует цене авансируемого капитала, которая может быть рассчитана как средняя арифметическая величина платы за пользование этим капиталом.
Инвестирование в условиях рынка сопряжено
со значительным риском и этот риск тем
больше, чем длиннее срок окупаемости
вложений. Слишком существенно за это
время могут измениться и конъюнктура
рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален
и для отраслей, в которых наиболее высоки
темпы научно-технического прогресса
и где появление новых технологий или
изделий может быстро обесценить прежние
инвестиции. Более того, ориентация на
показатель "период окупаемости"
целесообразно в тех случаях, когда нет
уверенности в том, что инновационное
мероприятие будет реализовано и потому
владелец средств не рискует доверить
инвестиции на длительный срок.
1.3
Сущность международной
конкурентоспособности
Термин конкурентоспособность широко используется в экономике в отношении как товара или предприятия, так и отрасли или даже государства. При этом не существует четкого определения для того, что понимается под конкурентоспособностью, а в случае конкурентоспособности страны существуют сомнения о целесообразности применения данного термина в принципе (Krugman (1996)). Общую идею, которая скрывается под данным понятием, можно понять исходя из тех определений, которые используют различные международные организации.
IMD (Международный институт развития менеджмента), один из ведущих центров по изучению конкурентоспособности, ориентируется на следующие 2 определения, краткое и академическое:
− конкурентоспособность анализирует то, как страны и предприятия используют весь спектр своих компетенций для увеличения благосостояния населения или роста прибыли;
− конкурентоспособность нации – это область экономической теории, которая изучает факты и политику, формирующие способность нации воспроизводить и сохранять такую среду, которая способствует более интенсивному созданию ценностей предприятиями и большему благосостоянию народа.
Академическое определение является более полным и концентрируется на конкурентоспособности государств. В нем под словом «факты» подразумеваются все те обстоятельства, которые влияют на конкурентоспособность, но не подвластны контролю (природные ресурсы, войны, катаклизмы и т.п.). Также в данном определении подчеркивается, что государство может лишь способствовать созданию добавленной стоимости, так как непосредственно она создается только на уровне предприятий. К тому же акцент делается на долгосрочном периоде: цель государства не просто создать благоприятные условия, но и поддерживать их во времени. Важными являются слова «более интенсивному», которые подразумевают, что конкурентоспособность определяется умением полностью использовать имеющиеся конкурентные преимущества, и не ограничиваться поддержанием достигнутого уровня благосостояния (IMD (2009)).
Среди других интерпретаций определения конкурентоспособности можно выделить следующие варианты:
− способность страны достигать устойчиво высоких темпов роста ВВП на душу населения (World Economic Forum (1996));
− конкурентоспособность страны – это набор факторов, политик и институтов, которые определяют уровень производительности в стране (World Economic Forum (2006));
− текущая и будущая способность и возможность предпринимателей создавать товары, чьи ценовые и неценовые характеристики формируют более привлекательный набор, чем у их местных и зарубежных конкурентов (European Management Product and Market);
− конкурентоспособность подразумевает элементы производительности, эффективности и прибыльности. Но это не самоцель. Это мощное средство достижения роста жизненного уровня и роста социального благополучия, т.е. это инструмент для достижения целей. В целом, увеличивая производительность и прибыльность в контексте международной специализации, конкурентоспособность предоставляет основу для не инфляционного увеличения доходов населения. (Competitiveness Advisory Group (1995));
− конкурентоспособность это степень, в которой страна в рамках свободной торговли и справедливых рыночных отношений может производить товары и услуги, которые проходят тест международных рынков, и одновременно при этом сохранять и увеличивать реальные доходы населения в долгосрочном периоде (OECD).
Одним из основоположников концепции конкурентоспособности в отношении государств является Майкл Портер. Он подчеркивает, что конкурентоспособность определяется производительностью, с которой страна использует свои природные, человеческие ресурсы и капитал, так как производительность является ключевым фактором, определяющим благосостояние страны и ее населения. Портер выделил следующие ключевые аспекты конкурентоспособности:
− производительность зависит как от ценности выпускаемой продукции или оказываемых услуг (ее уникальности, качества), так и от эффективности с которым она производится;
− для процветания важно не то, в каких отраслях страна конкурирует, а то, как фирмы конкурируют в этих отраслях;
− производительность страны – это отражение того, что местные и зарубежные фирмы решили производить в этом регионе. Собственность предприятий вторична в вопросах конкурентоспособности стран;
− производительность не только ориентированных на экспорт, но и местных (ориентированных на внутренний рынок) отраслей имеет фундаментальное значение для конкурентоспособности;