Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 139.86 Кб (Скачать)

     −  девальвация не делает страну более  конкурентоспособной.

        Конечной целью повышения конкурентоспособности страны является рост ее богатства, т.е. благосостояния населения. Само богатство страны, согласно М. Портеру, бывает двух типов:  наследованное  и  созданное.  Наследованное  богатство  достигается  за  счет  продажи природных  ресурсов  или  недвижимости. По  природе  своей  оно  ограничено.  Значительную роль при этом играет государство, так как именно оно распределяет ресурсы между населением, что может сопровождаться коррупцией и фаворизмом. Также характерной чертой наследованного богатства является чрезмерное и неэффективное использование природных ресурсов и доступность субсидий, искажающих конкурентные условия. 

         Созданное  богатство  возникает  на  уровне  компаний,  производящих  ценные  товары  и услуги. Богатство ограничивается только инновационными способностями фирм и их производительностью.  Роль  государства  ограничивается  созданием  благоприятных  условий  для бизнеса на основании анализа сильных и слабых сторон факторов конкурентоспособности. В концепции Портера выделяется четыре основных фактора конкурентоспособности: параметры входных факторов (производства), условия конкуренции фирм и ведения бизнеса, параметры  внутреннего  спроса,  уровень  развития  родственных  и  поддерживающих  отраслей, – которые тесно связаны между собой и формируют «алмаз конкурентоспособности».

     Наличие развитых и поддерживающих отраслей является ключевым фактором возникновения в  экономике кластеров, которые выступают основным источником роста  экономик в условиях глобализации.

         Кластер –  это  географически  близко  расположенная группа  взаимосвязанных компаний, поставщиков, фирм, оказывающих услуги, и институтов, работающих в одной сфере, и связанных общностью и  комплементарностью (Porter (1998)). Примерами кластеров выступает  сборка легковых  автомобилей в Словакии, производство часов в Женеве, финансовый кластер  в  Лондоне,  фейерверки  в  Китае,  керамические  изделия  в  Италии  и  др.  Кластеры влияют на конкурентоспособность в 3 направлениях:

       1.   Они увеличивают производительность составляющих его фирм или отраслей. Фирмы в кластере  имеют  более  эффективный  доступ  к  специализированным  поставщикам,  сотрудникам, информации и тренингам, чем изолированные фирмы. Наличие всего спектра  ресурсов,  оборудования,  умений  и  знаний  стимулирует  больший  рост  производительности и  гибкости, чем вертикальная интеграция или  связи  с отдаленными поставщиками.  Также  кластеры  обеспечивают  быстрое  распространение «лучших  бизнес-практик», и возможность постоянного наглядного сравнения себя с конкурентами.

       2.   Кластеры увеличивают потенциал инноваций и роста производительности. Находясь в кластере  легче  обнаружить  необходимые  направления  инноваций.  Наличие  ресурсов позволяет легко проводить  эксперименты, а образовательные и исследовательские институты предоставляют необходимые компетенции.

       3.   Кластеры стимулируют создание новых фирм и новых линий бизнеса, что поддерживает инновации и расширяет кластер. 

  1.4 Рейтинговые оценки стран по критериям международной конкурентоспособности  

     Рейтинги  конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В текущем 2011 году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 142 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

        В отчёте ВЭФ представлены 2 индекса,  на основе которых составляются  рейтинги стран: Индекс глобальной  конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI).

        Основным средством обобщённой  оценки конкурентоспособности стран  является Индекс глобальной конкурентоспособности,  созданный для Всемирного экономического  форума профессором Колумбийского  университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin) и впервые опубликованный в 2004 году. Как уверяют представители ВЭФ, GCI постоянно совершенствуется на основании тестирования и консультаций с ведущими экспертами. Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

        Для каждой из 142 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса. Включен также подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по 110 различным индикаторам.

        Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011—2012 возглавила Швейцария, которая в прошлогоднем рейтинге также занимала первое место. Далее идут Сингапур и Швеция — второе и третье места, соответственно. Страны Северной и Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Финляндия (4 место), Германия (6), Нидерланды (7), Дания (8) и Великобритания (10). Япония, которая занимает девятое место, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на снижение на целых три позиции по сравнению с прошлым годом.

     Соединенные Штаты за минувший год опустились на одну позицию и теперь занимают пятое место в рейтинге. Снижение позиций США авторы исследования объясняют следующими факторами: в дополнение к макроэкономическими проблемами, некоторые аспекты институционального климата США продолжают вызывать озабоченность у руководителей ведущих компаний; в частности низким остается уровень доверия к политическим деятелям, озабоченность также вызывают проблемы государственного управления; положительным является тот факт, что банки и финансовые институты впервые после начала финансового кризиса восстанавливаются; их состояние в настоящее время оценивается как значительно более здоровое, а деятельность, как более эффективная.

     Европейские страны продолжают преобладать в первой половине рейтинга среди наиболее конкурентоспособных экономик. Германия, которую ныне принято считать «локомотивом еврозоны», продолжает лидировать, хотя и спускается на одну строчку вниз — до шестого места, в то время как Нидерланды (7 место) перемещаются на одну позицию вверх, Франция (18 место) спускается на три места вниз, а Греция продолжает падение и спускается до 90 места, худшей позиции в Европейском Союзе. Лидерами снижения конкурентоспособности в регионе стали Словения, Черногория и Румыния, которые потеряли 12, 11 и 10 позиций, соответственно. Авторы исследования отмечают, что реформы для повышения конкурентоспособности будут играть ключевую роль в оживлении экономического роста в регионе евро и в разрешении ключевых проблем: фискальной консолидации и долговременной безработицы. Результаты показывают, что в то время как конкурентоспособность в развитых экономиках находилась на одном и том же уровне последние семь лет, во многих развивающихся экономиках конкурентоспособность выросла, что делает их рост более устойчивым и отражает смещение экономической активности от развитых экономик в их пользу.

     Среди крупных развивающихся экономик продолжает лидировать Китай, который  поднялся на одну позицию и достиг 26 места. Что касается остальных экономик БРИКС, Южно-Африканская Республика (50 место) и Бразилия (53) двигаются в рейтинге вверх, а Индия (56) и Россия (66) несколько снижают позиции.

     Место России в рейтинге ВЭФ за минувший год снизилось с 63 на 66 место, на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС. Соседями России в списке на этот раз оказались Вьетнам (65 место) и Перу (67 место). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, здравоохранение и начальное образование, эффективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и технологический уровень. Именно кардинальные улучшения в макроэкономической сфере (рост на 35 позиций — с 79 до 44 места) позволили России не упасть в рейтинге еще более значительно. Существенные изменения произошли в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России. Как и в прошлом году, основным барьером представители бизнеса назвали коррупцию, а прошлогодние проблемы с доступом к финансированию и налоговым регулированием уступили первые места таким барьерам для бизнеса как неэффективность государственного аппарата и преступность. Россия продолжает оставаться в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка, инфляция, бремя государственного регулирования. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.

     Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (44), Азербайджан (55) и Латвию (64). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Казахстан (72 место), Украина (82), Грузия (88), Армения (92), Молдова (93), Таджикистан (105) и Кыргызстан (126). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.

     Замыкают  рейтинг Йемен, Ангола, Бурунди, Гаити  и Чад, который занял последнее — 142 место.

     Комментирует  Клаус Шваб (Klaus Schwab), основатель и исполнительный директор Всемирного экономического форума: «После нескольких трудных лет намечается постепенное оздоровление экономики после экономического кризиса, хотя этот процесс распределен неравномерно: большая часть развивающихся стран все еще показывает относительно быстрый рост, несмотря на некоторый риск перегрева экономики, в то время как развитые экономики продолжают медленное восстановление, в этих странах наблюдается постоянная безработица и финансовая уязвимость экономики, в то же время не видно ясной перспективы для улучшения ситуации. По причине сложности современной глобальной экономической среды стало важнее чем когда-либо признавать и поощрять качественные и количественные аспекты роста, интегрируя такие концепции как инклюзивность и забота об окружающей среде для представления более полной картины потребностей и инструментов решения проблем».1

     Комментирует  Ксавье Сала-и-Мартин (Xavier Sala-i-Martin), профессор  экономики Колумбийского университета (Columbia University) в США, соавтор отчета: «Среди новых вызовов на глобальной экономической картине мира, политики не должны упускать из виду долгосрочные фундаментальные основы конкурентоспособности. Чтобы поставить процесс оживления экономики на более прочную основу, развивающиеся и развитые страны должны удостовериться в том, что их экономический рост основан на повышении производительности. Развитые экономики, многие из которых столкнулись с финансовыми трудностями и анемичным ростом экономики, должны сфокусироваться на мерах по усилению конкурентоспособности, чтобы обеспечить эффективный рост и уверенное оздоровление экономики».2 
 
 

2 Текущие позиции в инновационном развитии и международный

рейтинг Республики Беларусь 

     Основным  условием обеспечения высокой конкурентоспособности  белорусской экономики являются инновации, постоянное технологическое  совершенствование всех сфер деятельности путем использования новых знаний. Оно должно осуществляться в соответствии с инновационной стратегией, формируемой  на всех уровнях управления и хозяйствования с учетом результатов научно-технического прогнозирования и маркетинга и  ориентированной на опережение возможных  конкурентов в расширении действующих  и создании новых рынков товаров  и услуг.

     Белорусская модель формирования социально-ориентированной  рыночной экономики и стратегия  устойчивого развития предусматривают  проведение эффективной инновационной  и инвестиционной политики. С учетом растущей глобализации мировых рынков в условиях мирового финансового  кризиса конкурентоспособными могут  быть только высокотехнологичные и  наукоемкие производства и предприятия.

        Переход на инновационный путь развития для белорусской экономики сегодня жизненно важен, поскольку она в силу объективных причин все больше интегрируется в европейские и мировые экономические процессы. При этом повышение ее конкурентоспособности возможно лишь при условии целенаправленной разработки и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации действующего научно-технического потенциала Беларуси с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере при обязательном учете собственных особенностей и интересов. 
 
 
 

2.1 Инновационная политика и перспективы экономических реформ в      Республике Беларусь  

Информация о работе Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики