Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 139.86 Кб (Скачать)

2.3.3 Другие важные рейтинги Беларуси

       

     Кроме обозначенных выше, можно произвести ранжирование конкурентности стран  и по другим параметрам. Например, факторами  конкурентоспособности согласно оценкам IMD World Competitiveness yearbook 2011  являются «Качество работы экономики» (80 критериев - Economic Performance), «Эффективность правительства» (73 критерия - Government Efficiency), «Эффективность бизнеса» (70 критериев - Business Efficiency) и «Состояние инфраструктуры» (108 критериев - Infrastructure). Полный список критериев оценки можно проанализировать в специальных докладах. Если их изучить, то нельзя не заметить, что усилителями эффективности (Efficiency Enhancers), которые оказывают существенное влияние на область ИКТ, являются высшее образование и тренинг, технологическая готовность, а также инновации.

        Например, The Global Competitiveness Report 2011-2012 World economic forum рассчитал также индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) за 2011-2012 годы для многих стран мира. К сожалению, Республики Беларусь в который раз в списке 131 стран данного исследования нет. Место Беларуси по ИГК определил НИЦ Мизеса, который разместил нашу страну согласно своей методики индексации на 84 месте из 131. По оценкам этого же центра в 2010 году Беларусь занимала 87 позицию. То есть, за прошедший год улучшение произошло всего на 3 позиции

        К сожалению, Республика Беларусь занимает низкие места в мире по так называемому индексу деловой конкурентоспособности (ИДК) в 2010-2011 годах (Business Competitiveness Index), а также использованию 12 основ конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума. Так, по ИДК (Business Competitiveness Index) Беларусь согласно оценке НИЦ Мизеса в 2010 году находилась на 86 месте из 127 стран мира, т.е. ближе к концу, чем к началу данного списка.

        Что касается 12 основ экономической конкурентоспособности страны, которых эксперты считают основными для развития экономики, то просто последовательно перечислим их, хотя в исследованиях они занимают сотни страниц. Такими основами являются: институты, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и тренинг, эффективность товарных рынков, эффективность рынка труда, зрелость финансового рынка, технологическая готовность, размер рынка, зрелось бизнеса и инновации.

        Далее, используя данные предыдущих параграфов, плюс некоторые дополнительные ранжированные цифры, составим несколько сводных таблиц основных рейтингов РБ, которые связаны с ИКТ. 

2.3.4 Сводные таблицы рейтингов Республики Беларусь

      

       Произведем группировку в одну сводную таблицу наиболее важных параметров оценки Республики Беларусь с точки зрения влияния их на состояние или развитие ИКТ в республике. Поэтому в таблице 1.2. разместим рейтинговые показатели нашей страны, которые ранее были приведены выше по тексту и добавим несколько новых. Отметим еще раз, что важность этих показателей заключается в том, то они тем или иным образом связаны с ИКТ или непосредственно влияют на данную сферу. 

     Таблица 1.2. Сводные рейтинговые  показатели Республики Беларусь

Место РБ Кол. стран      Показатель / Рейтинг      Кто исследовал (источник информации)
1 85 181 Рейтинг страны по легкости ведения бизнеса 2010 Doing business 2010
2 нет 134 Общий индекс глобальной конкурентоспособности ИГК 2011-2012 *оценка НИЦ  Мизеса АЦ «Стратегия»

World Economic Forum 2011

3 нет 127 Индекс деловой  конкурентоспособности (ИДК) 2007-2008

Business Competitiveness Index

** Место Беларуси – оценка НИЦ Мизеса

The Global Competitiveness Report 2007-2008 World economic forum

4 нет 68 Индекс конкурентоспособности  ИТ-отрасли Источник: Economist Intelligence Unit
5 95 141 Рейтинг по фактическому привлечению иностранных инвестиций (2010) Доклад Конференции  ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD)
6 нет 134 Рейтинг конкурентоспособности экономик мира (2011) The Global Competitiveness Report 2011-2012 
7 183 183 Рейтинг Paying Taxes 2009 World Bank - Paying Taxes 2011
8 нет 121 Best Countries for Business (2011) Best Countries for Business / Special Report, FOBES 
9 58 181 Качество  делового климата (2010) Всемирный банк (World Bank - Doing Business
10 54 154 Уровень развития ИТ (2005-2010) Доклад Международного союза электросвязи (МСЭ) 
       11 нет 134 Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index 2011-2012). Всемирный Экономический  Форум (World Economic Forum)      
       12 нет 30 Топ-30 стран для ИТ-аутсорсинга (2010) Gartner (Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA): Венгрия, Египет, Израиль, Ирландия, Испания, Марокко, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Украина, Чехия и ЮАР.)
       13 98 198 Рейтинг e-Government (2011) The Brookings Institution, Darrel M. West
       14 нет 70 e-readiness rankings 2010 The Economist Intelligent Unit 2010      
       15 54 104 Индекс «процветания» 2011 Legatum Prosperity Index The Legatum Institute (Dubai, U.A.E.)      
       16 56 70 Рейтинг е -Government t 2010

Belarus - 0,5213

UN’s E-Government Survey 2010

   *Источник: [9, с. 2-15]. 

     Это исследование проводил Международный  союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), специализированное подразделение ООН, определяющее стандарты в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

        По многим важным рейтинговым показателям либо данных нет вообще, либо Беларусь находится на месте ближе к концу. Однако, худшей позиции, чем по налоговому рейтингу (у Беларуси 183 место из 183) не бывает. Поэтому налоги в Беларуси следует снижать, как это делает нынешний президент США Б. Обама. Или другой образец для подражания. Например, в Болгарии и налог на добавленную стоимость (НДС), и налог на прибыль, и подоходный налог составляют только 10%. И это для всех без исключения болгарских субъектов хозяйствования, а не только для резидентов особых экономических зон, наподобие ПВТ, где подоходный налог установлен в размере 9%. Согласитесь, что 10% в Болгарии недалеко отстоит от 9% в РБ.

        Приведем еще одну сводную таблицу 1.3. с рейтингами РБ, построенную на основании исследований 2010-2011 г.г., которое провели Всемирный Банк и Международная Финансовая Корпорация. Напомним, что эти мировые финансовые институты проанализировали состояние экономик 183 стран. 

     Таблица 1.3. Рейтинг экономики Республики Беларусь, 2010-2011 (всего 183 страны)

Показатель Место РБ
1 Рейтинг легкость ведения бизнеса      85
2 Регистрация предприятий      97
3 Получение разрешений на строительство      65
4 Наем рабочей  силы      49
5 Регистрация собственности      14
6 Кредитование      109
7 Защита  инвесторов      104
8 Налогообложение      183
9 Международная торговля      134
      10 Обеспечение исполнения контрактов      14
       11 Ликвидация  предприятий      71

        *Источник: [18]. 

        Как видно из показателей данной таблицы 2.3. последнее место среди всех 183 ранжируемых стран РБ занимает по системе налогообложения (прим: об этом уже шла речь), а также наша страна занимает незавидное положение по такому параметру как защита интересов инвесторов. Не потому ли качество ведения международной торговли в нашей стране также остается на довольно низком уровне. Все эти низкие рейтинги «отпугивают» потенциальных инвесторов.

        Не удивительно, что по фактическому привлечению иностранных инвестиций Беларусь занимает 95 место из 141. Однако, без привлечения иностранного капитала поднять отечественную экономику собственными силами, а тем более в период ныне действующего затяжного экономического кризиса, будет нелегко или почти невозможно. Для сферы ИКТ, которая должна стать приводным ремнем выхода белорусской экономики из кризиса, привлечение прямых иностранных инвестиций особенно важно и актуально. Далее постараемся убедить оппонентов, что именно развитию ИКТ в нашей республике следует придать наивысший приоритет. 
 

3 Повышение международной конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее инновационного развития 

     Для того, чтобы увеличить конкурентоспособность Республики Беларусь на международной арене, необходимо воздействовать на такие показатели, как: экономическая деятельность, эффективность правительства, эффективность бизнеса и инфраструктура.

     Одним из важных критериев конкурентоспособности  страны считается внешняя торговля. В свою очередь сальдо внешней  торговли отражает эффективность продвижения  товаров на международные рынки  по отношению к импорту зарубежных товаров. Как отмечает Национальный статистический комитет Республики Беларусь, внешнеторговое сальдо в  стране отрицательно, что говорит  о преобладании импорта над экспортом. Однако постоянное повышение объемов  экспорта создает реальную перспективу  для развития внешней торговли с  положительным сальдо. Одним из способов расширения торговых рынков для стран  с относительно малыми экономиками, к которым принадлежит Беларусь, может стать региональная интеграция. Благодаря ей расширяются торговые рынки, увеличивается возможность большего экспорта товаров и услуг, что влечет за собой и повышение конкурентоспособности.

     Одним из способов повышения конкурентоспособности  Беларуси можно считать улучшение  инвестиционного климата в стране. Осуществление этой задачи включало бы улучшение среды для ведения  бизнеса любых размеров в стране: от мелких фермеров до модернизированных  фирм, а также увеличение привлекательности  экономики для инвесторов, иностранных  и отечественных. Существуют 3 основные элемента частного инвестиционного  климата: властная и институциональная  среда, доступ к финансовым услугам  и доступ к инфраструктуре.

     М. Портер (признанный специалист в области изучения экономической конкуренции) считает, что главным фактором обеспечения конкурентоспособности страны является конкурентоспособность первичного звена – компании. А для различных компаний немаловажной составляющей успешного существования является налоговая политика государства. Всемирный банк отмечает, что в Беларуси высока налоговая нагрузка, а необычайно большое число различных налогов ведет к тому, что налогоплательщики вынуждены производить многочисленные различные платежи с высокой периодичностью. Согласно докладу Международного банка реконструкции и развития «Ведение бизнеса 2010. Сравнительное регулирование в 183 странах» Беларусь занимает 58 место в мире по легкости ведения бизнеса в стране. Таким образом, реформирование финансовой политики, снижение и уменьшение налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность могло бы улучшить условия для ведения бизнеса в стране.

     Большое значение для конкурентоспособности  страны имеют также внутренние инновации. Для среднедоходных стран ($ 3000–17 000 ВВП на душу населения), в число которых входит Беларусь, особенностью компаний является использование преимущественно лицензионных иностранных технологий, что ведет к дополнительным затратам. В связи с этим необходимо было бы развивать инновационные технологии непосредственно на местах, в самих компаниях, что способствовало бы более эффективной модернизации компаний, и, следовательно, усилило бы их позиции на международном рынке.

     Денежно-кредитная  политика также значительна при  оценке конкурентоспособности страны. Она имеет потенциальное значение в стабилизации экономики, потому что  влияет на процентные ставки и стимулирует  или подавляет развитие бизнес-среды. Таким образом, проведение эффективной  денежно-кредитной политики в дальнейшем также отразится на конкурентоспособности  станы.

     По  оценке Всемирного Банка в Беларуси сохранилась значительная степень  государственного контроля в экономике, причем большая часть промышленности и сельского хозяйства остаются в государственной собственности. Осуществляется частичный контроль за заработной платой и ценами на многие товары первой необходимости. Таким  образом, частичное уменьшение контроля государства в экономической  деятельности в условиях мировой  нестабильности могло бы стимулировать  развитие частного бизнеса, что в  свою очередь отражалось бы на конкурентоспособности.

     Немаловажное  значение имеет курс обмена, который  обеспечивает конкурентоспособность  предприятий как внутри страны, так  и за ее пределами. По оценке Всемирного Банка в Беларуси существует негибкий режим курсообразования, что ведет к макрофинансовой уязвимости. Действия для изменения ситуации могли бы способствовать развитию экспорта товаров, заметно увеличив конкурентоспособность белорусских компаний.

Информация о работе Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики