Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 139.86 Кб (Скачать)

     В эпоху глобализации инновации стали приоритетным ориентиром для многих развивающихся стран, поскольку именно они открывают путь ускоренной модернизации и индустриализации как главным составляющим экономических реформ. Инновационная политика и экономические реформы позволяют сократить разрыв между развивающимися и развитыми странами в социально-экономическом и технологическом развитии. Многие государства заявили о переходе к инновационной модели развития, рассматривая её как панацею во времена экономических катаклизмов. Сам переход к инновационной модели любой страны связан с формированием собственной стратегии инновационного развития, которая определяется уровнем развития научно-технического потенциала, экономики в целом, готовностью институциональной среды.

       В «Предвыборной программе кандидата  в Президенты Республики Беларусь  Александра Лукашенко», озвученной  в декабре 2010 г., обозначены ориентиры экономического развития Беларуси на ближайшее пятилетие. Они включают в частности следующие задачи: «Создать новый облик белорусской экономики. В течение ближайших пяти лет в стране будет реализовано не менее 100 мощных инвестиционных проектов. Появятся новые отрасли: космическая, нано- и биотехнологии, альтернативная энергетика и другие. Это новые производства, новые технологии, новые рабочие места, востребованные на рынке труда, роста экспорта.

        Сельское хозяйство станет прибыльным  агробизнесом. Экспорт продовольствия  будет увеличен более чем в два раза – до 7 миллиардов долларов в год.

     Дать  полную свободу инициативе. Мы перейдём от экономики директив к экономике  инициатив. Будет защищено право  руководителя на деловой риск. Повысится  роль предпринимательства.

       Снизим налоги. Радикально упростим  отчётность и административные  процедуры.

        Беларусь должна быть в тридцатке  стран с наиболее благоприятным  бизнес-климатом.

        В стране будет внедрён принцип  – разрешено всё, что прямо  не запрещено».3

        Учитывая многолетний международный опыт оценки инновационности экономик стран ЕС, при формировании мероприятий программы и оценки их результативности принято целесообразным сопоставлять степень инновационного развития республики со странами Европейского Союза. В этих целях предполагается использование показателей инновационного развития экономики республики за счёт внедрения инноваций, соответствующих 3 базовым критериям для оценки роли инноваций в развитии страны и в разрезе страны и регионов, в том числе: затраты и ресурсы, инновационная активность организаций, результаты инновационной деятельности.

        Использование критериев даёт  возможность судить о степени  развития экономики за счёт  внедрения инноваций и сопоставлять  степень инновационного развития  РБ со странами ЕС, а также  выявлять слабые стороны инновационного  развития и проблемы.

        Предлагаемые критерии и показатели  наряду с такими критериями  как импортозамещение, энерго- и  материалоёмкость будут положены  в основу отбора проектов для  их реализации в рамках Государственной  программы.

        Согласно прогнозу социально-экономического  развития Республики Беларусь  в 2015 году ожидается увеличение  ВВП по сравнению с показателем  2010 года в 1,45 – 1,5 раза; рост  инвестиций в основной капитал  – в 1,47 – 1,54 раза; рост производительности  общественного труда – в 1,45 – 1,48 раза; снижение энергоёмкости – на 26,6 – 30,1 процента.В 2015 году предусматривается выход РБ на положительное торговое сальдо (товары и услуги) – 280 млн. долларов США.

        В соответствии с концепцией  Государственной программы и  Пошаговой стратегией до 2015 года увеличения не менее чем на 200 процентов доли наукоёмкой и высокотехнологичной продукции в общем объёме белорусского экспорта предусматривается увеличение до 14 процентов экспорта высокотехнологичной продукции от общего объёма экспорта.

        Реализация пошаговой стратегии  направлена на обеспечение роста  производства и экспорта наукоёмких  и высокотехнологических товаров,  адекватное ограничение или расширение  импорта наукоёмких и высокотехнологических  товаров, соответствующим образом  воздействующих на снижение или  увеличение объёмов национального  экспорта вследствие межотраслевой  диффузии; приоритетность развития  отраслей и субъектов народного  хозяйства, обеспечивающих разработку, ускоренное освоение высоких технологий и производство конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью; диверсификацию товарной структуры и расширение географии сбыта наукоёмкой и высокотехнологической продукции.

        Всё вышеизложенное свидетельствует  о том, что в середине первого  десятилетия XXI века в Республике Беларусь прочно укоренилась необходимость выбора инновационной модели развития в качестве приоритетной. Однако следует отметить, что не только внешние факторы, связанные с влиянием окружающей экономической среды и деятельностью государства, имеют значение для инновационного развития, а также внутренние. К числу таковых можно отнести: недостаток квалифицированных кадров на предприятиях, занимающихся формированием интеллектуального капитала предприятия; отсутствие инновационной культуры, терпимой к предпринимательским рискам, позволяющей использовать достижения науки; отсутствие системы управления знаниями и измерения отдачи от использования инвестиций; проблемы с созданием и защитой интеллектуальной собственности; отсутствие стратегии в области развития инноваций и разработки новой продукции, слабая согласованность между различными уровнями менеджмента и различными функциональными подразделениями. Такие внутренние барьеры, стоящие на пути инновационного развития, отягощаются в современных условиях РБ тем, что акцент в хозяйственной деятельности делается на техническую сторону инновационного развития, опрометчиво забывая, что инновационное развитие базируется на знании, генерируемом сотрудниками предприятия. Поэтому не менее важным видится разработка системы стимулирования и мотивации инновационной деятельности. В целом показателен тот факт, что объём средств на исследования и разработки в общем объёме внутренних затрат предприятия составляет 10 – 15 %, тогда как в технологически развитых странах этот показатель достигает 60%. Как следствие недостаточного финансирования НИОКР выступает недостаток или отсутствие необходимого оборудования для выпуска инновационной продукции, ограниченный доступ к новым технологиям и информации о них, проблемы использования объектов интеллектуальной собственности и её охраны, обеспечения трансляции нововведений в систему научных норм и образцов, подлежащих воспроизводству и освоению.

        Вышеуказанные препятствия на  пути экономических реформ, проводимых  в нашей стране, должна ликвидировать  инновационная политика государства.  Как целостная система мероприятий,  обеспечивающих оптимизацию инновационной  деятельности, инновационная политика  предполагает эффективное решение  следующих задач: создание инновационного  климата; реализация механизма  адаптации нововведений; создание  инновационных социальных технологий, планирование, прогнозирование и  моделирование инноваций, обеспечение  коммуникативного воздействия в  инновационных процессах, формирование  нового подхода к управлению  нововведениями с помощью инновационных  менеджеров.

        Перспективы экономических реформ, которые в Республике Беларусь  на сегодняшний день имеют  целью достижение стабильного  устойчивого развития, напрямую  зависят от эффективности проведения  инновационной политики. В этом  направлении предстоит оптимизировать  цикл «научная идея – технология – производство – реализация продукта». При этом следует помнить, что основным стимулом к инновационной деятельности и её инвестированию было и остаётся извлечение инновационной ренты, то есть сверхприбыли. Поэтому, несмотря на экономические кризисы начала XXI века, происходит дальнейшее формирование глобального финансового и фондового рынков. В ведущих странах мира складывается новый хозяйственно-технологический уклад, новая постиндустриальная экономика, растёт интенсивность инновационных процессов, увеличивается число их участников, меняется соотношение их потенциалов, появляются новые технологические ресурсы и возможности их освоения. В связи  с этим включение в ускоряющиеся глобальные инновационные процессы неизбежно для РБ, желающей обеспечить стабильное социально-экономическое развитие и его рост, при этом сохраняя благоприятную окружающую среду и рационально используя природно-ресурсный потенциал.  

2.2 Показатели инновационного развития РБ

      

       Степень инновационного развития страны и реализации программных мероприятий характеризуется следующими основными показателями, используемыми в государственной статистической отчетности:

  • доля новой продукции в общем объеме продукции промышленности;
  • доля инновационно-активных организаций в общем количестве предприятий промышленности;
  • доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства;
  • степень износа активной части основных промышленно-производственных средств на конец года;
  • доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности;
  • создание и сертификация систем менеджмента качества по ИСО;
  • доля затрат на оборудование, инструмент и инвентарь в инвестициях в основной капитал;
  • численность работников, выполняющих научные исследования и разработки;
  • увеличение финансовых затрат на исследования и разработки за счет средств республиканского бюджета;
  • индексы внутренних затрат на исследования и разработки;
  • внутренние затраты на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте.
 

 Новая продукция это продукция, изготовленная впервые в организации или отличающаяся от выпускаемой улучшенными свойствами или характеристиками и получающая новое обозначение.

     Если  при изготовлении продукции применяется  взаимозаменяемое сырье, комплектующие  изделия, материалы, возможность применения которых предусмотрена нормативными документами на поставку, или технологическими документами (рецептурой, технологической  инструкцией, технологическим регламентом), происходит изменение модельного ряда выпускаемой продукции, то такая  продукция не может быть отнесена к категории «новой».

     Модифицированные  изделия также не относятся к  категории «новых», так как в  этом случае на основе базового изделия  создается разновидность изделия  с целью расширения или специализации  сферы его использования. При  этом в обозначении модифицированного  изделия входит обозначение базового изделия.

     При формировании показателя «новая продукция» также следует руководствоваться  отраслевыми методическими рекомендациями по отнесению продукции к новой, разработанными и утвержденными  органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь по согласованию с Министерством  экономики и Государственным  комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

     По  показателю «новая продукция» отражается изготовленная только в отчетном периоде продукция производственно-технического назначения, выпускаемая в течение  трех лет с начала ее серийного  производства или единичного изготовления, и произведенные в отчетном периоде  потребительские товары, выпускаемые  в течение двух лет с начала освоения, если иное не предусмотрено  отраслевыми методическими рекомендациями по отнесению продукции к новой, разработанными и утвержденными  органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики и Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. 

     Инновационно-активные предприятия предприятия, осуществляющие разработку и/или внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности; осуществляющие затраты на технологические инновации.

     Инновационная активность организации оценивается  тремя основными характеристиками: наличием завершенных инноваций; степенью участия организации в разработке данных инноваций и оценкой основных причин, по которым инновационная  деятельность не осуществлялась. 

     Инновационная продукция продукция, которая в течение последних трех лет подвергалась разной степени технологическим изменениям.  

     Сертифицированная продукция –продукция, прошедшая сертификацию и имеющая сертификат соответствия.

     Сертификат  соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных  правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. 

     Система менеджмента качества (СМК), разработанная в соответствии со стандартом ISO 9000, – управленческая система, основанная на структурированном наборе элементов, которые реализуют все функции деятельности предприятия по достижению качества.

     Основные  промышленно-производственных средства - состоящие на балансе и используемые в основной деятельности, включают здания и сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, в том числе опытно-экспериментальные  установки, научные приборы, средства автоматизации и вычислительную технику, транспортные средства, инструмент, инвентарь и др. Под активной частью основных средств понимаются машины и оборудование. 

     Численность работников, выполняющих  научные исследования и разработки – работники, состоящие в списочном составе организации (подразделений высших учебных заведений, предприятий, других организаций, выполнявших исследования и разработки), без лиц работавших по совместительству и договорам гражданско-правового характера. 

     Затраты на исследования и  разработки – общая сумма затрат на выполнение научных исследований и разработок с учетом работ выполненных соисполнителями, с начала отчетного года, включая как текущие, так и капитальные затраты.

     Внутренние  затраты на исследования и разработки – затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами отчитывающейся организации. В составе внутренних затрат выделяются текущие и капитальные  затраты.

     Текущие затраты охватывают: оплату труда, отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости  работ, другие материальные затраты (стоимость  приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ  и услуг производственного характера  и др.), прочие текущие затраты.

     Капитальные затраты включают: приобретение земельных  участков, строительство или покупку  зданий, приобретение оборудования, включаемого  в состав основных средств и прочие капитальные затраты, связанные  с исследованиями и разработками.

Информация о работе Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики