Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа
Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.
Государственное воздействие на развитие реального сектора экономики, и в первую очередь промышленности, целесообразно осуществлять с использованием программно-целевых методов, позволяющих сконцентрировать средства в интересах ее технологического развития. Здесь можно выделить следующие основные задачи:
-
создание финансовых и
В заключение подчеркну, что только комплексный подход к инновационному развитию реального сектора экономики позволит гарантировать экономическую и энергетическую безопасность страны.
Современные экономические преобразования, осуществляемые в Республике Беларусь, обусловили превращение инновационного фактора развития в один из важных элементов структурной перестройки, ориентированной на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологических производств, с целью обеспечения высокого уровня международной конкурентоспособности страны. Для этого необходимо формирование условий, способствующих непрерывному совершенствованию технологий путем инноваций, основанных на новейших научных знаниях.
Как правило, процессы обновления, обусловленные инновациями, связаны с рыночными отношениями, ибо основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных коммерческих задач, а также как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Следовательно, можно исходить из положения, что инновации ориентированы на конкретные потребности, особенности инновационных процессов в рыночных условиях, учет которых необходим при создании организационно - экономического механизма конкурентоспособного управления инновациями и инновационной инфраструктурой, вытекают из преобладающего типа нововведений, образующих данные процессы.
Инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, делается боле эффективным, приобретает новые потребительские свойства, сто открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит, и новых потребителей.
Разработка новых видов продукции и других инноваций – это часть общей системы бизнеса. Для обеспечения конкурентоспособного результата, даже для самой плодотворной инновационной задумки, необходима организация управления процессом создания инновационного продукта, требующая определенных производственных и финансовых усилий со стороны менеджмента фирмы. Также отметим, что важнейшее значение в построении инновационной экономики, и обеспечении конкурентоспособности и национальной безопасности страны имеет и ориентация на использование собственных конкурентоспособных научных знаний и инноваций, что укрепляет и развивает национальную инновационную систему. Для компенсации негативного влияния импорта технологии на экономическую динамику, включая и ввоз необходимого оборудования, ее удельная эффективность должна в 2-4 раза превышать соответствующие отечественные технологии
Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность – это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Анализ результатов теоретических исследований и приоритетных направлений экономического развития Беларуси позволил сделать вывод о том, что наиболее важными факторами роста конкурентоспособности международных компаний Беларуси являются рост доли частного сектора в ВНП и создании новых рабочих мест; внедрение инноваций; разработка политики, нацеленной на защиту потребителей и поддержку конкуренции на рынке; развитие институциональной системы (законодательные и социальные институты) в рыночном направлении; улучшение организации и управления предприятиями; рост производительности труда, особенно в сфере производства; приток капитала на предприятия, включая прямые иностранные и внутренние инвестиции; расширение внутреннего и внешнего рынка.
В
современных условиях конкурентоспособность
учитывает не только макроэкономические
факторы, но и качество рабочей силы,
ее способность практически
В
настоящее время в Беларуси созданы
объективные условия для
Сдерживающими
факторами для роста
Таким
образом, формальный рост конкурентоспособности
Беларуси в виде увеличения производительности
труда и доходов населения сопровождался
ухудшением других показателей, в особенности
внешней торговли. Более глубокий анализ
изменений в экспорте и импорте Беларуси
способен прояснить природу этого противоречия,
что является целью дальнейших исследований.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица
1.1 - Налоговая нагрузка
по Республике Беларусь
за 2002-2010 гг. (% ВВП)
Показатели | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Темпы роста ВВП | 92,4 | 87,4 | 89,6 | 102,8 | 111,4 | 108,4 | 103,4 | 106,0 | 104,0 |
Налоговая нагрузка без ФСЗН | 39,3 | 40,1 | 32,1 | 28,5 | 31,2 | 31,4 | 31,2 | 33,4 | 26,3 |
Налоговая нагрузка с ФСЗН | 49,6 | 50,3 | 46,9 | 46,7 | 41,9 | 41,1 | 42,4 | 42,2 | 41,5 |
*Источник: [3].
Таблица
1.2 - Сводные рейтинговые
показатели Республики
Беларусь
№ | Место РБ | Кол. стран | Показатель / Рейтинг | Кто исследовал (источник информации) |
1 | 85 | 181 | Рейтинг страны по легкости ведения бизнеса 2010 | Doing business 2010 |
2 | нет | 134 | Общий индекс глобальной конкурентоспособности ИГК 2011-2012 | *оценка НИЦ
Мизеса АЦ «Стратегия»
World Economic Forum 2011 |
3 | нет | 127 | Индекс деловой
конкурентоспособности (ИДК) 2007-2008
Business Competitiveness Index |
** Место Беларуси
– оценка НИЦ Мизеса
The Global Competitiveness Report 2007-2008 World economic forum |
4 | нет | 68 | Индекс конкурентоспособности ИТ-отрасли | Источник: Economist Intelligence Unit |
5 | 95 | 141 | Рейтинг по фактическому привлечению иностранных инвестиций (2010) | Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD) |
6 | нет | 134 | Рейтинг конкурентоспособности экономик мира (2011) | The Global Competitiveness Report 2011-2012 |
7 | 183 | 183 | Рейтинг Paying Taxes 2009 | World Bank - Paying Taxes 2011 |
8 | нет | 121 | Best Countries for Business (2011) | Best Countries for Business / Special Report, FOBES |
9 | 58 | 181 | Качество делового климата (2010) | Всемирный банк (World Bank - Doing Business) |
10 | 54 | 154 | Уровень развития ИТ (2005-2010) | Доклад Международного союза электросвязи (МСЭ) |
11 | нет | 134 | Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index 2011-2012). | Всемирный Экономический Форум (World Economic Forum) |
12 | нет | 30 | Топ-30 стран для ИТ-аутсорсинга (2010) | Gartner (Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA): Венгрия, Египет, Израиль, Ирландия, Испания, Марокко, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Украина, Чехия и ЮАР.) |
13 | 98 | 198 | Рейтинг e-Government (2011) | The Brookings Institution, Darrel M. West |
14 | нет | 70 | e-readiness rankings 2010 | The Economist Intelligent Unit 2010 |
15 | 54 | 104 | Индекс «процветания» 2011 Legatum Prosperity Index | The Legatum Institute (Dubai, U.A.E.) |
16 | 56 | 70 | Рейтинг е -Government
t 2010
Belarus - 0,5213 |
UN’s E-Government Survey 2010 |