Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Инновации служат сегодня основой экономической безопасности страны. Высокий уровень инновационности экономики позволяет стране достойно участвовать в мировой конкуренции. Для современной Беларуси путь инновационного развития является единственно верным. Это обстоятельство осознается на государственном уровне: принят ряд соответствующих законодательных актов, утвержден перечень приоритетных направлений научно-технической деятельности, принимаются определенные меры.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 139.86 Кб (Скачать)

     Активная  часть основных средств основного  вида деятельности промышленной организации  на конец года.

     Основные  средства основного вида деятельности на конец года – средства, состоящие  на балансе и используемые в основной деятельности промышленного предприятия; включают здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь  и др.

     Под активной частью основных средств понимаются машины и оборудование, в том числе  опытно-экспериментальные установки, научные приборы, средства автоматизации  и вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, инвентарь и  др.

        В результате выполнения  «Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» ожидается достижение к 2015 году следующих основных показателей инновационного развития Республики Беларусь:

        доля новой продукции в объёме промышленного производства25 процентов;

        доля инновационной продукции в объёме отгруженной промышленной продукции 20 процентов;

        доля инновационно-активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности30,5 процентов;

        удельный вес накопленной амортизации активной части основных средств промышленных предприятий не более 53 процентов;

        создание и сертификация систем менеджмента качества ИСО 9001 (с нарастающим итогом)3000 производств;

        доля затрат на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента и инвентаря в общем объёме инвестиций в основной капитал50 процентов;

        численность работников, выполняющих научные исследования и разработки32,85 тыс. человек;

        расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность0,9 процента ВВП. 

2.3 Оценочные рейтинги Республики Беларусь 

     Существует  множество экономических рейтингов, которые выставляются различным  странам международными экспертами и аналитиками. В этой части работы раскроем несколько подробнее лишь небольшую часть оценочных рейтингов  Республики Беларусь, которая напрямую затрагивает область ИКТ. Отметим, что главной канвой через всю  данную работу будет проходить основная мысль: без ИКТ (особенно High-Tech), а  если быть точнее, то без выделения  этой области в знаковый, верховный  и ключевой приоритет развивать  экономику Беларуси успешно, эффективно и с минимальными временными затратами вряд ли получится. 

2.3.1. Рейтинг Республики Беларусь по категориям инвестиции и конкурентная способность экономики

       

     В октябре 2010 года аналитическая компания Anholt-GfK Roper опубликовала топ-20 стран, которые в мире воспринимают как брэнд, который служит основной «приманкой» для иностранных инвестиций. Согласно этой оценке далее в порядке убывания приведены Топ-20 стран по такому индексу как - Nation Brands Index Ranking: 1. Германия 2. Франция  3. Великобритания  4. Канада  5. Япония  6. Италия  7. США  8. Швейцария  9. Австралия  10. Швеция 11. Испания 12. Голландия 13. Норвегия 14. Австрия 15. Дания 16. Шотландия 17. Новая Зеландия 18. Финляндия 19. Ирландия 20. Бельгия.

        К сожалению, зарубежными экспертами данной компании наш отечественный брэнд «Беларусь» вообще не рассматривался. Тем не менее, среди важных категорий оценки компании Anholt-GfK Roper, затрагивающих сферу ИКТ, помимо объема иностранных инвестиций следует назвать: экспорт, уровень государственного управления и иммиграционная политика.

     Известно  также, что Республика Беларусь по итогам 2010 года заняла далеко не почетное 95-е место из 141 по фактическому привлечению иностранных инвестиций. Об этом сообщалось 24 сентября 2010 года в очередном докладе Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development — UNCTAD) о мировых инвестициях. Отметим, что Беларусь совершила ощутимый рывок, поднявшись за истекший год по фактическому привлечению инвестиций относительно ВВП на 27 позиций с ростом индекса с 0,423 до 0,779. А вот потенциал инвестиционной привлекательности нашей страны почти не изменился, поскольку был 0,241 в прошлом исследовании и стал 0,248 в новом исследовании.

        Что касается рейтинга конкурентоспособности экономик мира, то лидером в 2011 году, как и в 2010 году, стала Швейцария. На втором и третьем месте по-прежнему располагаются Сингапур и Швеция. В десятку самых конкурентных стран вошли также Финляндия, США, Германия, Нидерланды, Дания, Япония и Великобритания. Эти данные изложены на докладе The Global Competitiveness Report 2011-2012, который был опубликован на сайте Всемирного экономического форума (ВЭФ) по итогам Давоса 2011. К сожалению, Республика Беларусь не оценивалась экспертами ВЭФ на предмет конкурентности ее экономики по отношению к другим странам в мире.

        К сожалению, в таком исследовании как The Global Competitiveness Report 2011-2012, в котором выставлялся рейтинг конкурентоспособности экономик мира за 2011 год Республики Беларусь в списке 142 стран мира нет. К слову, Российская Федерация в этом рейтинге занимает 66 место.

        Отметим также, что итогам 2011 года Республика Беларусь заняла 54-е место из 110 в рейтинге процветающих стран мира, составленном американским независимым консалтинговым агентством Legatum Institute из Арабских Объединенных Эмиратов (Дубаи). Согласно оценочного рейтинга этого независимого института по подиндексу экономической конкурентоспособности (The 2011 Legatum Prosperity Index. The Rankings - Economic Competitiveness) место Беларуси не определено, а вот по подиндексу сравнительной способности жизнеобеспечения (The 2011 Legatum Prosperity Index. The Rankings - Comparative Liveability) 53 место.

        Что касается инвестиционного климата в целом, то в середине 2011 года журнал Forbes назвал самые благоприятные страны для бизнеса. В ходе данного исследования оценивалась 121 страна из 192 государств мира. На первом месте оказалась небольшая по территории  и населению Дания. В этом рейтинге учитываются не только ключевые экономические показатели, как рост валового внутреннего продукта (ВВП), уровень инфляции и безработицы, но также степень экономической и личной свободы, система налогообложения и законодательства. В первую десятку самых благоприятных для бизнеса стран также вошли (в порядке убывания) Ирландия, Финляндия, США, Великобритания, Швеция, Канада, Сингапур, Гонконг и Эстония.

        Весьма примечательно, что «замыкает» топ-10 самых благоприятных стран для ведения бизнеса бывшая советская республика Эстония с годовым ростом ВВП 7,3% и доходом на душу населения 21,8 тысячи долларов. По уровню защиты бизнеса и личных свобод эта страна занимает самый высокий рейтинг, а росту экономики способствует, прежде всего, бурное развитие сектора электроники и телекоммуникаций. Как видим, этот успех Эстонии во многом сгенерирован благодаря развитию области High-Tech.

        Что касается остальных бывших стран СССР, то Литва в рейтинге журнала Forbes оказалась на 30 местеЛатвия - на 32, Польша -  33, Армения - 63, Грузия - 68, Казахстан - 69, Украина - 75, Азербайджан - 82, Кыргизтан - 84, Россия - 86, Молдова - 90, Узбекистан - 106. В пятерку стран, где «созданы» наиболее худшие условия для бизнеса, входят Бурунди, Таджикистан, Сирия, Зимбабве и Чад. Беларуси в этом рейтинге не было вообще. Парадоксально, но это факт. Зимбабве есть, а Беларуси нет.

        Согласно другим оценкам, например, по качеству делового климата (Всемирный банк) Беларусь  в 2010 году заняла 58-е место в списке из 181-й страны. Поэтому, следует отметить, что бизнес, как отечественный, так и «пришлый», не будет развиваться, если в стране не будут созданы «климатические» условия для его развития. О том, как влияет индекс делового климата на область High-Tech в Республике Беларусь можно также ознакомиться в материале.

         С другой стороны улучшение инвестиционного климата в Беларуси позволило бы несколько увеличить вхождение в белорусский бизнес иностранных участников. Так, за девять месяцев прошлого года зарегистрировано 471 иностранное и совместное предприятие, в то время как за аналогичный период 2009 года таких субъектов было зарегистрировано всего 329. Рост количества предприятий с иностранными инвестициями составил 43,2% за три квартала 2010 года.

      

2.3.2 Рейтинг Республики Беларусь в категории налоговая нагрузка на ведение бизнеса

      

       Простота ведения бизнеса, и не только в области ИКТ, очень тесно связана с налоговой системой того или иного государства. К сожалению, Беларусь заняла последнее место из 183 в «налоговом» рейтинге Paying Taxes 2011, составленном американской аудиторской компании PwC и Всемирным банком. Если разбирать этот индикатор по составным частям, то Республика Беларусь заняла 178-е место - по налоговой нагрузке, 180-е - по количеству платежей, 179-е - по временным затратам на выполнение требований налоговых властей.

        С другой стороны, если оценивать страну по абсолютной величине уплачиваемых в бюджет государства налогов, то Беларусь в этом списке не занимает «доминирующей» позиции в начале списка. Это отрадно констатировать. Так например, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР – лат. сокращение - OECD), объединяющая 30 развитых стран мира, определила государства с самыми высокими налогами. Ими оказались Дания и Швеция. Этот налоговый рейтинг различных стран отмечался в официальном пресс-релизе, опубликованном на сайте ОЭСР.

     Кроме этого, следует особо отметить, что  исследуя связь между величиной  ставки налогов и поступлением в  государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер доказал, что повышение ставки налога не всегда ведет к росту налоговых доходов  государства. Он впервые попытался  теоретически доказать, что при ставке, например, подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. С  другой стороны А. Лаффер показал, что  результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов  государства, и вывел так называемую кривую Лаффера.

        Согласно рассуждениям и выводам Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций (компаний, фирм, предприятий) отбивает у последних стимулы к капиталовложениям. А это в свою очередь тормозит научно-технический прогресс и замедляет экономический рост в целом. Таким образом, в конечном счете следует вывод, что высокие ставки налогов отрицательно сказываются на поступлениях в государственный бюджет. По А. Лафферу оптимальный размер налогового изъятия - это примерно 30% от ВВП. В Республике Беларусь размер налоговой нагрузки с фондом социальной защиты населения (ФСЗН) последние пять-шесть лет колеблется в пределах 42% (см. таблицу 1.1 ниже), что несколько выше оптимального налогообложения по Лафферу. 
 

     Таблица 1.1 Налоговая нагрузка по Республике Беларусь за 2002-2010 гг. (% ВВП)

Показатели        2002        2003        2004        2005        2006        2007        2008        2009        2010
Темпы роста ВВП        92,4        87,4        89,6        102,8        111,4        108,4        103,4        106,0        104,0
Налоговая нагрузка без ФСЗН        39,3        40,1        32,1        28,5        31,2        31,4        31,2        33,4        26,3
Налоговая нагрузка с ФСЗН        49,6        50,3        46,9        46,7        41,9        41,1        42,4        42,2        41,5

*Источник: [3]. 

        Поскольку в РБ количество уплачиваемых налогов также очень велико (180 из 181 – почти последнее место), то правительство прилагает усилия по искоренению того дисбаланса. Так уже на текущий год в Беларуси запланирована отмена примерно 20 видов налогов. Кроме этого, в республике уже принята «плоская» шкала подоходного налога на уровне 12%, которая введена в действие с 2009 года.

        Для экономики Беларуси было бы очень важным, если бы правительство снизило налог на прибыль до уровня 5-10%, по образцу Кипра. Кроме того, было бы целесообразно, чтобы государственные фискальные органы снизили нормативы трудовых ресурсов по временным затратам, вовлеченных в процесс выполнения установленных требований налоговых властей. Нынешнее общее 179 место по этому параметру из 183 возможных означает, что хуже Беларуси ситуация только в 2 странах. Поэтому целесообразно, чтобы было 5-10 основных налогов, которые и уплачивать проще и тратить время на их подсчет меньше. Эти меры белорусского правительства помогли бы всем хозяйствующим субъектам РБ, а не только в сфере ИКТ.   

Информация о работе Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики