Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:15, контрольная работа
Цель исследования – выявить проблемы федеративных отношений в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить степень изученности заявленной темы в литературе;
определить проблемы развития федеративных отношений в России;
выявить актуальные проблемы федеративных отношений в России и рассмотреть предложенные пути их решения.
Введение
Федерализм - это форма децентрализации государственной власти федеративного государства (федерации), предполагающая разграничение компетенции между органами государственной власти России и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, области, провинции) — это составные части федеративного государства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти (реже суды), действующие в соответствии с федеральными законами с учетом разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами.
Российский федерализм, его принципы, политико-правовые основы и методы реализации неоднократно подвергались жесткой критике сторонниками унитарного государства и централизации. Совокупность таких государственно-правовых действий в получила название административной (федеральной) реформы. Серьезные преобразования основ российского федерализма привели к появлению широкого спектра взглядов — от полной и безоговорочной поддержки, до негативного и критического отношения. Острая полемика о судьбах федерализма в России всегда имела место, как в политических, так и в научных кругах.
Современный федерализм - это не
только территориально-
Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности, обострением политической борьбы за влияние на институты власти и контроль за деятельностью правительственных структур.
Актуальность
темы исследования также заключается
в том, что проблема формирования
качественно новых федеративных
отношений в современной
Объектом исследования является сложный и динамично развивающийся процесс становления и развития качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации как системной целостности.
Цель исследования – выявить проблемы федеративных отношений в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить степень изученности заявленной темы в литературе;
определить проблемы развития федеративных отношений в России;
выявить
актуальные проблемы федеративных отношений
в России и рассмотреть предложенные
пути их решения.
Глава 1. Современное федеративное устройство России
Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.
С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.
Только
Российская Федерация вправе обеспечивать
целостность и
В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:
- государственная целостность;
- единство системы государственной власти;
-
разграничение предметов
- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Субъекты
Федерации с самого начала не обладали
правом выхода из ее состава, но статус
субъекта Федерации по согласованию с
общефедеральными органами власти и на
основании специального конституционного
закона мог быть изменен. Конституция
РФ предусмотрела возможность вступления
новых субъектов в состав Российской Федерации.
Глава 2. Проблема развития федеративных отношений
Многонациональный состав населения, огромная территория с различными природными и географическими условиями, исторический след в национальных отношениях и конкретная политическая ситуация, связанная с угрозой распада Российского государства - все это обусловило специфику федеративного устройства, особенности Российской Федерации. Назовем важнейшие.
- По своему социальному
- Другая, не менее важная, особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала.
- Еще одна особенность
- Российская Федерация - самая
большая в мире федерация.
- Российская Федерация - асимметричная
федерация, допускающая
- Конституция РФ исходила из
Федеративного договора и
В соответствии со статьей
66 Конституции РФ статус
- Особенностью Российской
- Еще одной особенностью и
одновременно противоречием
1) близкие к конфедеративным (Тува, Татарстан, Якутия);
2) федеративные, но основанные на
индивидуальных договорах (
3) строящиеся в основном на Конституции РФ и Федеративном договоре (Калмыкия, Карелия) и уставах большинства субъектов Федерации.
Указанные особенности,
В теории российского конституционного права государственный суверенитет понимается как верховенство государственной власти и ее независимость во внешнеполитических отношениях.
В соответствии со ст. 76 Конституции
РФ вне пределов ведения
Кроме того, субъекты Федерации
самостоятельно распоряжаются
Проблема заключается в том,
что конституции ряда