Национальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить проблемы федеративных отношений в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить степень изученности заявленной темы в литературе;
определить проблемы развития федеративных отношений в России;
выявить актуальные проблемы федеративных отношений в России и рассмотреть предложенные пути их решения.

Файлы: 1 файл

нац экономика.doc

— 80.50 Кб (Скачать)
 

Введение

  Федерализм  -  это форма децентрализации государственной власти федеративного государства (федерации), предполагающая разграничение компетенции между органами государственной власти России и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, области, провинции) — это составные части федеративного государства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти (реже суды), действующие в соответствии с федеральными законами с учетом разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами.

  Российский  федерализм, его принципы, политико-правовые основы и методы реализации неоднократно подвергались жесткой критике сторонниками унитарного государства и централизации. Совокупность таких государственно-правовых действий в получила название административной (федеральной) реформы. Серьезные преобразования основ российского федерализма привели к появлению широкого спектра взглядов — от полной и безоговорочной поддержки, до негативного и критического отношения. Острая полемика о судьбах федерализма в России всегда имела место, как в политических, так и в научных кругах.

    Современный федерализм - это не  только территориально-политическое  устройство государства, но и  форма государственного управления, к которой обращаются все больше и больше государств, ибо она обеспечивает демократизацию и децентрализацию власти. Система сдержек и противовесов, осуществляемых на федеративном уровне с помощью разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную по горизонтали, дополняется системой сдержек и противовесов, осуществляемой с помощью разделения властных полномочий по вертикали между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов Федерации. Это и определяет актуальность изучения развития федерализма.

  Актуальность  темы определяется сложностью и противоречивостью  современного периода становления  российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах российской действительности, обострением политической борьбы за влияние на институты власти и контроль за деятельностью правительственных структур.

  Актуальность  темы исследования также заключается  в том, что проблема формирования качественно новых федеративных отношений в современной Российской Федерации поставлен на повестку дня самой историей нашего государства. Современный этап становления федерализма во многом выявил основные тенденции этого сложного и противоречивого процесса. В исследованиях, посвященных различным аспектам федерализма в современной Российской Федерации, существует множество подходов в оценке происходящих в обществе перемен, нуждающихся в глубоком научном осмыслении.

  Объектом исследования является сложный и динамично развивающийся процесс становления и развития качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации как системной целостности.

  Цель исследования – выявить проблемы федеративных отношений в России.

  Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  определить  степень изученности заявленной темы в литературе;

  определить  проблемы развития федеративных отношений в России;

  выявить актуальные проблемы федеративных отношений  в России и рассмотреть предложенные пути их решения. 
 
 

  Глава 1. Современное федеративное устройство России

  Федеративное  устройство России было установлено  в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

  Российская  Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов  Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

  С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.

  Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.

  Только  Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

  В качестве конституционной основы федеративного  устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:

  - государственная целостность; 

  - единство системы государственной власти;

  - разграничение предметов ведения  полномочий между органами государственной  власти Федерации и органами  государственной власти ее субъектов; 

  - равноправие и самоопределение  народов Российской Федерации. 

  Во  взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

  Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории Российской Федерации, коим является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики. Они используются наряду с государственным языком Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях этих республик. Вместе с тем, Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка и создание условий для его изучения и развития и гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

  Субъекты  Федерации с самого начала не обладали правом выхода из ее состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона мог быть изменен. Конституция РФ предусмотрела возможность вступления новых субъектов в состав Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. Проблема развития федеративных отношений

  Многонациональный состав населения, огромная территория с различными природными и географическими  условиями, исторический след в национальных отношениях и конкретная политическая ситуация, связанная с угрозой распада Российского государства - все это обусловило специфику федеративного устройства, особенности Российской Федерации. Назовем важнейшие.

     - По своему социальному содержанию  российский федерализм олицетворяет государственное единство, объединение десятков народов как экстерриториальных общностей вокруг русского народа, являющегося ядром и главной цементирующей силой многонационального федеративного государства.

     - Другая, не менее важная, особенность современного российского федерализма заключается в том, что в нем сочетаются территориальные (общетерриториальные) и национальные (национально-территориальные) начала.

     - Еще одна особенность современного  российского федерализма состоит  в том, что это - сравнительно молодой федерализм, находящийся еще в процессе становления в неразрывной связи с дальнейшей демократизацией страны. Хотя формально российский федерализм берет свое начало с октября 1917 г., его реальное становление и развитие начались лишь с последнего десятилетия XX в.

     - Российская Федерация - самая  большая в мире федерация. Теория  управления определяет масштаб  управляемости в пределах 9 - 13 объектов. Острые дискуссии в обществе  о способах решения данной  проблемы пока не дали конкретных результатов.

     - Российская Федерация - асимметричная  федерация, допускающая разнохарактерные  статус, политическое, государственно-правовое  и финансовое положение входящих  в нее субъектов. Симметрия  в статусе и правовых отношениях  субъектов РФ нарушена изначально тем, что в основу их определения были заложены разные начала: одни формировались по национальному признаку и стали республиками; другие - по территориальному признаку: края, области, а также города Москва и Санкт-Петербург; третьи - по смешанному национально-территориальному (автономная область и автономный округ). Так установились три модели конституционного устройства субъектов РФ.

     - Конституция РФ исходила из  Федеративного договора и закрепила  его компромиссные положения:  с одной стороны, равноправие всех субъектов между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; с другой - подтвержденное разнообразие социально-политических статусов РФ.

     В соответствии со статьей  66 Конституции РФ статус республики  определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Большинство республик в первых же статьях конституций закрепили за собой государственный суверенитет, под которым, очевидно, понимается верховенство и независимость государственной власти республики во внутренней и внешней политике в пределах собственной компетенции, правосубъектность в международных отношениях, право на односторонний выход из Российской Федерации, что идет вразрез международным нормам.

     - Особенностью Российской Федерации,  несомненно создающей проблему, является правовой статус автономных округов - их двойная правосубъектность: они являются самостоятельными субъектами РФ, но территориально входят в состав области, края (таких же равноправных субъектов РФ). Взаимоотношения автономных округов с областью или краем, в состав которого они входят, требуют законодательного урегулирования.

     - Еще одной особенностью и  одновременно противоречием российского  федерализма является закрепленное  в Конституции РФ (ст. 11, ч.З) положение  о том, что разграничение полномочий может осуществляться не только Конституцией, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Данное противоречие делает проблематичным направления развития федеративных отношений: они могут иметь конституционный характер или договорной, или смешанный. Существующие отношения органов государственной власти субъектов РФ с федеральными органами исходя из конституций и уставов субъектов Федерации можно условно разделить на три вида:

  1) близкие к конфедеративным (Тува, Татарстан, Якутия);

   2) федеративные, но основанные на  индивидуальных договорах (Башкортостан, Алтай, Адыгея, Чувашия и др.);

   3) строящиеся в основном на  Конституции РФ и Федеративном  договоре (Калмыкия, Карелия) и уставах  большинства субъектов Федерации.

     Указанные особенности, противоречия  Российской Федерации определяют  задачи и основные направления  развития федеративных отношений,  федеральной национальной и региональной  политики. Важнейшие были обозначены  на парламентских слушаниях в  Федеральном Собрании 8 апреля 1996 г. и первой Всероссийской научно-практической конференции (январь 1998 г.), где обсуждались проблемы и перспективы российского федерализма применительно к специфике современной социальной и политической ситуации России.

     В теории российского конституционного права государственный суверенитет понимается как верховенство государственной власти и ее независимость во внешнеполитических отношениях.

     В  соответствии со ст. 76 Конституции  РФ вне пределов ведения Российской  Федерации, совместного ведения Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, причем, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации, в данной сфере действует нормативный правовой акт субъекта Федерации (ст. 76, п. 4), а это подчеркивает известную суверенность государственной власти субъекта Российской Федерации.

     Кроме того, субъекты Федерации  самостоятельно распоряжаются своей  собственностью и решают ряд  других вопросов, закрепленных за  ними Конституцией РФ и федеральными  законами. В этом плане они суверенны и имеют широкие возможности реализовать свои национальные потребности и интересы.

     Проблема заключается в том,  что конституции ряда субъектов  РФ (Чеченская республика, Саха (Якутия), Башкортостан) суверенитет республики  признают более объемным, фактически повышают статус своего государственного образования, выводя его за рамки, установленные Конституцией РФ и международными принципами федерализма. Речь идет, прежде всего, о заявленном в конституциях республик праве на односторонний выход из состава Федерации. Политико-правовой основой данной сепаратистской позиции представляется чаще всего право на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, которое, как известно, впервые в истории именно российскими большевиками было принято как часть программы решения национального вопроса. Восторжествовал формальный подход и все многообразие экономической, социальной, культурной жизни было сведено лишь к политической сфере, а в ее рамках - к государственно-правовой. Однако необходимо всем осознать, что при этом:

Информация о работе Национальная экономика