- нарушается сущность государственности,
которая преодолевает родоплеменные
отношения и основывается на
принципе гражданства, юридической
связи людей, объединенных совместной
жизнью на определенной территории;
- государственно-правовое отделение
нации (самоопределение) даже
если отвечает чаяниям людей
какой-либо национальности, приводит
неизбежно к нарушению демократических
прав других людей. Все субъекты
Федерации и все новые государственные
образования по составу населения - многонациональные,
но при этом так называемая титульная
нация всегда стремится получить возможно
большие преимущества. И здесь нужно объединение
всех здравомыслящих политиков, юристов,
деятелей искусства и религии, чтобы объяснить
народам смысл, культуру межнационального
общения и совместного проживания, поставить
заслон национально-политическому сепаратизму.
Думается, масштабы и сложность этой задачи
зачастую преувеличиваются, ибо это проблема
не населения национальных образований,
а национальных элит, проблема дележа
власти.
Федеральное Собрание, которое является
органом государственной власти
Российской Федерации и предметы
ведения и полномочия которого
также разграничиваются данными
договорами, оказывается исключенным
из договорного процесса.
Демократический федерализм предполагает
реальное распределение власти
по вертикали.
Федерализм часто сводится к
взаимоотношениям Центра с регионами.
Между тем в мировой практике
уже более 200 лет федерализм
рассматривается как форма, принцип
и важнейшая составная механизмов вертикального
разделения власти и утверждение общественного
самоуправления. Конституционный принцип
разделения государственный власти предполагает,
что каждый уровень государственных структур
- федеральный, субъектов РФ (национально-государственный,
национально-территориальный, административно-территориальный)
и местного самоуправления - имеет строго
определенный, взаимосвязанный и ограничивающий
друг друга объем властных полномочий.
Глава
3.Пути решения российских федеративных
проблем
Российской Федерации еще предстоит
законодательно урегулировать разграничения
предметов ведения и полномочий,
чтобы обеспечить интересы государства
в целом, всего многонационального
народа и учесть, удовлетворить
национально-территориальные специфические
запросы, потребности населения, проживающего
в субъектах.
Суть и глубокий смысл местного
самоуправления определяются тем,
что как раз на его уровне,
в частности первичного звена
(село, поселок, небольшой город),
происходит слияние, соединение государства
и общества. Здесь, если граждане соответствующего
поселения сами решают и исполняют решения,
связанные с вопросами совместной жизнедеятельности,
обеспечивается низовой срез государственного
управления, расширяется и укрепляется
самоуправляемость управляемых объектов.
Объективная необходимость взаимодействия
структур местного самоуправления между
собой (по горизонтали) обусловливает
то, что в совокупности они образуют прочную
ткань государственности. Поэтому-то укреплению
местного самоуправления в качестве основы
и важной подсистемы государства должно
уделяться адекватное внимание.
Демократический федерализм означает,
что каждый субъект РФ в
соответствии с основами конституционного
строя России самостоятельно
устанавливает свою систему органов
государственной власти и в соответствии
со ст. 76 Конституции РФ осуществляет собственное
правовое регулирование (вне пределов
ведения РФ и совместного), включая принятие
законов и иных нормативных актов. Это
позволяет наиболее полно реализовать
специфические национальные и региональные
особенности, учитывать потребности и
интересы каждого гражданина. Одновременно
возникает задача повышения ответственности
всех правотворческих органов, ибо от
целей и способов законодательного процесса
субъектов Федерации в конечном итоге
зависит стабильность политической ситуации
в России в целом. Здесь важно уметь выделить,
осмыслить, нормативно урегулировать
особенное, уникальное. К сожалению, умелая
дифференциация на базе и в соответствии
с общими основаниями пока плохо осваивается:
то все унифицируется по всей огромной
стране, то наоборот, так абсолютизируется
особенное, что это грозит разрушению
целостности.
В целом же управленцам и
всем гражданам еще предстоит
осмыслить основополагающие признаки
субъектов Российской Федерации, возможности
демократии и федерализма и прежде всего
в государственно-правовом отношении;
так организовать общественную жизнедеятельность,
чтобы в ней единичное (личное), особенное
(региональное, коллективное) и общее (общегосударственное)
свободно и разумно сочетались, дополняли
друг друга, сохраняя и укрепляя многообразную
целостность - российскую государственность.
В целом есть объективные причины
и факторы, определяющие усиление
роли государства, его активного
участия в общественных процессах.
Эти причины и факторы суть общемировые
тенденции и к ним следует отнести:
- Развитие конкуренции. При отсутствии
государственного регулирования
на рынке неизбежно возникает
монополия и нарушается принцип
равных экономических возможностей,
что ведет к застою и отставанию в экономике.
- Изменения в социальной структуре
общества, что выражается в демографических
сдвигах - росте численности пожилых
людей, углублении социального
неравенства. Государство вынуждено
распределять и перераспределять
общественные ценности, чтобы избежать
критического социального расслоения
и обеспечить стабильное развитие общества.
- Возрастание потребностей в
государственной поддержке науки,
культуры, образования. Переход к
информационному обществу возможен
только на базе высоких технологий, создание
которых требует больших затрат, не приносит
сиюминутной прибыли и потому не вызывает
интереса у частных инвесторов.
- Сокращение (а порой истощение)
природных ресурсов диктует задачу
государственного регулирования их
использования и направления в первую
очередь на решение общенациональных
проблем.
- Ухудшение экологической ситуации
требует больших затрат из
государственного бюджета и принятия
решений общенационального характера.
- Возрастание числа различных видов
и форм антисоциальной, криминальной деятельности,
вынуждает государство содержать значительный
репрессивный аппарат для борьбы с преступностью,
терроризмом, наркобизнесом.
Что гражданское общество, регуляторы
рыночной экономики пока не обеспечивают
решение возникающих проблем, поэтому
необходимо вмешательство государства,
особенно если речь идет о создании таких
общенациональных приоритетах, как оборона
страны, общественная безопасность, научные
знания, гарантии прав и свобод граждан,
всеобщее благосостояние.
Заключение
Российский
федерализм обладает целым рядом
специфических особенностей, отличающих
его от федерализма в других странах.
Прежде
всего, Россия была в историческом плане
провозглашена федерацией, а не создана
путем объединения самостоятельных
государств. Следовательно, Россия может
быть отнесена к конституционной Федерации,
поскольку она создана на основе Конституции,
в которой закреплена политическая самостоятельность
отдельных территорий, предоставленная
общефедеральной властью.
На
современном этапе остаются нерешенными
многие проблемы российского федерализма:
1.
территориальная неравномерность,
различия в темпах и качестве
развития федерального и регионального
законодательства, что создает конфликтогенный
потенциал в едином правовом поле
государства;
2.
равные в правах субъекты федерации
далеко не равны в экономическом
отношении, а значит, - остается
актуальной проблема обеспечения
равных социальных стандартов
и уровня жизни населения в
различных регионах;
3.
несовершенство действующей модели бюджетного
федерализма;
4.
незавершенность и противоречивость
процессов разграничения полномочий
по предметам совместного ведения;
5. перспективы
института Полномочных представителей
Президента РФ в федеральных
округах и др.
Главные
задачи развития федерализма видятся
в укреплении конституционных принципов
российского государства, таких как государственная
целостность, единство системы государственной
власти, разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, равноправии и самоопределении
народов в Российской Федерации. Однако
подобные конституционные основы российского
федерализма оказывались нереализованными,
в силу наличия социально-экономической
и правовой асимметрии в федеративных
отношениях, а так же множества противоречий
в конституционной модели современного
российского федерализма.
В России
предпочтительна модель государственного
управления, при которой акцент делается
не на разгосударствлении, а на повышении
эффективности государственного управления
путем углубления взаимодействия государства
с обществом, вовлечения, участия населения
на правах партнерства в разработке, подготовке
политико-государственных решений, программ
развития территорий, отраслей, конкретных
сфер жизнедеятельности общества.
Список
литературы
1.Абдулатипов
Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыт федерализма.
- М.: СОЛДИС, 2008. - 203 с.
2. Атаманчук
Г.В. Государственное управление: организационно-функциональные
вопросы: Учебное особие. - М.: ОАО НПО «Экономика»,
2009. - 302 с.
3. Орешин
В. П. Государственное регулирование национальной
экономики: Учеб. пособие - М.: Просвещение,
2009. - 130 с.
4. Стрельников
Г.А. Федеративные отношения: становление,
развитие, тенденции. - М.: ПРИОР, 2010. - 128
с.
5. Федерализм:
теория и история развития. /Под ред. М.Н.
Марченко. - М.: ПРИОР, 2008. - 204 с.
6. Федоров
А.Ф. Российский федерализм: исторический
опыт и современность. - М.: ТДК,2008.-98 с.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………
.3
Глава
1. Современное
федеративное устройство России …………………….
.5
Глава
2. Проблема развития федеративных отношений……………………
….7
Глава
3.Пути решения российских федеративных
проблем……………….. 12
Заключение
……………………………………………………………………...15
Список
литературы ………………………………………………………….
17