Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 18:45, диссертация
Глобальные изменения в экономической и социальной жизни общества в начале XXI в. привели к радикальной трансформации сферы банковских услуг, обусловленной появлением информационно-сервисных технологий обслуживания клиентов. Совокупное действие формационных факторов (перехода человечества на стадию информационной экономики, глобализации экономики, кризиса современной финансово-экономической системы) спровоцировало возникновение проблем в банковском секторе экономики, связанных с изменением требований клиентов к банковским продуктам и услугам, переходом к принципиально новым банковским технологиям, усилением государственного регулирования банковской сферы и необходимостью обеспечения конкурентоустойчивости российских банков как агентов российского рынка финансовых услуг, отличающегося высоким уровнем конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНКУРЕНТНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ СФЕРЫ УСЛУГ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ 18
1.1 Теоретические подходы к исследованию эволюции информационных укладов общества 18
1.2 Особенности функционирования коммерческих банков в условиях информационной экономики 34
1.3 Вызовы и проблемы банковской отрасли в информационной экономике 49
2. ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ КАК ИНФОРМАЦИОННО-СЕРВИСНАЯ БАНКОВСКАЯ УСЛУГА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОНКУРЕНТНОГО РЫНКА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 64
2.1 Формирование новых видов услуг в условиях развития сетевой экономики и информационного общества 64
2.2. Развитие высоконкурентного рынка финансовых услуг и трансформация функций банковских регуляторов 81
2.3 Дистанционное банковское обслуживание в системе обеспечения конкурентоустойчивости банка 96
3 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СЕРВИСНЫХ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ 122
3.1 Повышения эффективности предоставления банковских услуг в аспекте управления компетенциями персонала 122
3.2 Процессный подход как механизм обеспечения качества 135
предоставляемых банковских интернет-услуг 135
3.3 Построение стратегической карты развития интернет-банкинга как механизма обеспечения качества предоставляемых услуг 149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 179
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 183
Информационная революция началась в развитых странах мира в 50-70-х гг. XX в. Постиндустриальный этап развития мировой цивилизации связан с возникновением многочисленных проблем глобального характера, способных оказать глубочайшее влияние на все аспекты организации мировой системы.
Представляется, что реальный процесс развития цивилизации в среднесрочной и долгосрочной перспективе в значительной мере будет определяться результатами перехода мировой системы к новому постиндустриальному социально-экономическому укладу XXI века – информационному обществу.6 Процесс стремительного образования информационно-сервисной среды способствовал возникновению принципиально новые возможностей в различных сферах социально-экономической деятельности человека и приводит к формированию нового типа экономической системы – «информационной (сетевой) экономики». Эта экономика основана на интенсификации использования интеллектуального и информационного потенциалов общества как основного возобновляемого ресурса его устойчивого прогрессивного развития.
Экстраординарные изменения в технике и технологиях, приводящие к обеспечению интенсивного роста знаний, обеспечивают глубокую трансформацию категорий, в которых человек осмысливает все происходящие процессы и генерирует новые идеи. А это, в свою очередь, приводит к трансформации общей производственной и социальной структур, формирующихся в результате организационных взаимодействий потоков капитала, информации и технологий.
Производственное разделение труда,
характеризующее высокотехнолог
В постиндустриальную эпоху экономика из индустриальной преобразовывается в информационно-сервисную. В информационной экономике отличительным признаком перемен выступает переориентация производства с просто создания материальных благ на предоставление информационно-коммуникационных и информационно-сетевых услуг. Собственно сама информация в информационной экономике реализует достаточно большое количество задач, выполняя многоцелевую функцию.
При рассмотрении информационных услуг к ним следует относить систему информационно-сетевого взаимодействия субъектов институциональной среды. В качестве результата такого взаимодействия М.М. Хайкин рассматривает информационно-сетевые продукты «в форме услуг, которые чаще всего не имеют товарной формы: они созданы в результате некоммерческой деятельности субъектов взаимодействий»7.
Отметим, что специализированные продукты в форме услуг являются не только результатом социально-сетевых взаимодействий экономических агентов рынка, но и, прежде всего, их хозяйственной деятельности. Связано это с тем, что решение экономических агентов рынка совершать те или иные трансакции выступает в качестве определенного выбора в области использования определенного количества ресурсов, которыми они располагают, а сам факт реализации тех или иных форм и способов социальных взаимодействий всегда связан с достижением определенных целей агентов, которые влияют на ресурсные возможности субъектов хозяйствования.
Первоначальными целями создания информационно-знаниевых коммуникаций были, во-первых, оперативная передача информации между участниками сети и, во-вторых, сохранение самой информации и доступа к ней. Вплоть до появления Всемирной Паутины ее прообраз развивался именно как сеть, в которой специализированная информация циркулировала между ограниченной группой пользователей. По мере превращения знаний в ключевой фактор производства нарастала потребность в изобретении удобных способов быстрой обработки больших массивов информации и скоростной передачи ее на дальние расстояния.
Эта потребность и была удовлетворена в ходе информационной революции.8 Информационная революция приводит к формированию ряда долгосрочных тенденций, к числу которых известный специалист в области экономики знаний и информации Ф.Махлуп отнес, в частности, следующие9:
Ускорение процессов
коммуникации делает более быстрой
реакцию взаимосвязанных рынков
на происходящие на них события в
различных странах и в
Более эффективное распространение
публичной и частной экономичес
Электронные коммуникации в денежном и финансовом секторах увеличивают скорость совершения платежей и заключения сделок, что повышает эффективность функционирования денежного и валютного рынка, рынка ценных бумаг и рынка товаров.
Необходимость вкладывать огромные средства в электронное оборудование в целом стимулирует инвестиционную деятельность фирм, но при этом в некоторой степени может заставлять их сокращать расходы на прочие основные средства с неопределенным влиянием на производительность.
Изменения в навыках работников, требующихся для выполнения функций в области обработки данных и сфере коммуникаций, приводят к изменениям в относительной оплате труда, образовательной и профессиональной структуре занятых.
Рост зависимости менеджеров, персонала, продавцов, покупателей, государственных служащих, клиентов и населения от эффективности функционирования системы электронной обработки и передачи данных, возможно, будет иметь следствием бюрократизацию экономики и общества.
информационно-коммуникационные технологии вызвали радикальное снижение издержек транспорта, связи и передачи данных. Эту тенденцию Дж.Стиглиц считает ключевой, когда говорит о глобализации как о «все более тесной интеграции стран и народов, порожденной гигантским снижением издержек транспорта и связи и устранением искусственных препятствий на пути движения товаров, услуг, капитала, знаний и (в меньшей степени) людей через национальные границы»10.
Необходимо отметить, что прогресс на транспорте и в сфере коммуникаций – это два параллельных, но при этом взаимовлияющих и взаимодополняющих процесса. Развитие транспортной системы способствует более быстрому и дешевому перемещению материальных благ и ресурсов (включая людские) в глобальном пространстве. Развитие системы коммуникаций означает совершенствование средств, с помощью которых в пространстве перемещается информация в форме идей, инструкций, изображений и т.п. Прогресс на транспорте всегда стимулировал прогресс в области связи. И напротив, возможности эффективной коммуникации делали, с одной стороны, реальными перевозки на дальние расстояния (к примеру, развитие железных дорог и трансокеанского сообщения не было бы возможно без телеграфа), а с другой стороны, открывали возможности для размещения производств и людей в территориально удаленных местах и стимулировали совершенствование транспортировки грузов и пассажиров.
В период наступления информационной революции прогресс в области транспорта был связан, прежде всего, с появлением тяжелой транспортной авиации и крупных океанских лайнеров, началом использования контейнеров для перевозки грузов, что повысило эффективность и безопасность коммерческих поставок сырья и товаров. Как заметил П.р Дикен по поводу развития транспорта еще в начале 1990-х гг., «в терминах времени Нью-Йорк сегодня ближе к Токио, чем к Филадельфии в эпоху тринадцати колоний»11.
Что касается современных коммуникационных технологий – в первую очередь спутниковых и оптико-волоконных, – то их развитие по-прежнему решающим образом влияет на развитие транспортной системы, однако это далеко не единственная важная область их применения. В условиях информационной революции коммуникационные технологии играют важнейшую роль в практически любой экономической деятельности, которая связана с информацией и ее хранением, обработкой, передачей.
Благодаря Интернету
как продукту информационной революции
стало возможным функционирован
Во-вторых, под влиянием информационных технологий происходят изменения в процессе производства и продуктах, которые сводятся к следующим основным моментам:
во-первых, продукция многих современных производств становится более информационноемкой и требует для своего изготовления меньше традиционных видов сырья, материалов и энергии, что, в свою очередь, в сочетании с растущими требованиями к квалификации рабочей силы стимулирует развитие высокотехнологичных производств вблизи основных рынков сбыта их продукции, а не источников сырья;
во-вторых, задачей производства становится не выпуск стандартизированной продукции в массовых объемах, а изготовление индивидуализированных товаров мелкими партиями, что достигается на основе гибкости производства, адаптированного к оперативной переналадке благодаря широкому применению автоматики и электроники;
в-третьих, глобальные масштабы рынка сбыта продукции актуализируют проблему конкуренции новизны и качества товаров, что делает современное производство инновационным.
Базой для теоретических
представлений об информационном обществе
считается фундаментальная
Основоположник этой доктрины, Даниел Белл, в 1973 г. в своей фундаментальной работе «Грядущее постиндустриальное общество» подразделил общества на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные13 для аналитических целей, признавая абстрактность своей схемы.
Поэтому, считая технологию
и знания двумя осями постиндустриальног
Это означает, что общество, которое называется постиндустриальным, потому что в структуре его экономики доминирует сфера услуг, содержательно определяется Д.Беллом как общество знания, базовый принцип которого – кодификация теоретического знания (а не «производство» новостей или сообщений развлекательного характера), которая благодаря увеличивающемуся «классу интеллектуалов» в конечном итоге приводит к практическим инновациям, экономическому и социальному прогрессу.
Несмотря на то что
главная научная концепция Д.
Фриц Махлуп и Марк
Порат, считающиеся первыми
В 1962 г. Фриц Махлуп впервые
выделил в экономике США сектор
«производства и
Концепции постиндустриальной
экономики и
Профессор права Джеймс Бойл в 1996 г., назвав современную ему эпоху «информационной эпохой» и «информационным обществом», подчеркивал: «Для одних информационная эпоха просто означает происходящий в глобальной экономике сдвиг от осязаемых благ к неосязаемым, от вещей к идеям, от тракторов к программному обеспечению компьютеров. Другие представляют себе, что информационная эпоха станет эпохой прямой демократии, поскольку технологии дают гражданам мира как знания, так и средства контроля, необходимые для решения политических вопросов. Это не просто огромный рынок компьютеров и программного обеспечения или манипулирование генетической информацией как быстрорастущая область экономики. Это даже не сдвиг в области занятости, который привел к тому, что много квалифицированных работников занято сбором, обновлением, манипулированием, упаковкой и использованием данных, а не более осязаемых вещей. Идея информации колонизировала новые области человеческой деятельности.