Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного долга РФ, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и совершенствование методов по его управлению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного долга Российской Федерации и его сущность;
изучить классификацию государственного долга;
рассмотреть способы управления госдолгом РФ;
проанализировать общее состояние государственного долга;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическое содержание государственного долга РФ…………………6
Сущность государственного долга……………………………………..6
Классификация государственного долга……………………………….9
Управление государственным долгом………………………………….12
2.Эффективность долговой политики РФ……………………………………17
2.1. История развития государственного долга России……………………17
2.2.Современное состояние государственного долга (2000-2012гг.)……..20
2.3.Пути совершенствования управления государственным долгом……..26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………32 Приложение 1. Государственный внутренний долг РФ…………………….35
Приложение 2. Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2007–2009 гг……………………………………………………………………………35
Приложение 3. Динамика и структура внутреннего долга РФ за
2007–2009гг ……………………………………………………………………..36
Приложение 4. Динамика госдолга в 2008-2012гг……………………………36
Приложение 5. Динамика объема и структуры внутреннего долга
2008-2012гг………………………………………………………………………37
Приложение 6. Динамика объема и структуры внешнего долга
2008-2012гг………………………………………………………………………38
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Факультет экономики
Направление экономика, бакалавриат
Профиль Мировая экономика
Кафедра экономической теории и предпринимательства
Дисциплина «Макроэкономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Государственный долг России: динамика и эволюция управления»
Выполнила:
Студентка 2 курса, группы ЭБ 421
Жаровня А.Г.
Проверила:
д.э.н. Китаева Л.В.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическое содержание
государственного долга РФ……………
2.Эффективность долговой политики РФ……………………………………17
2.1. История развития
2.2.Современное состояние государственного долга (2000-2012гг.)……..20
2.3.Пути совершенствования
управления государственным
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………32 Приложение 1. Государственный внутренний долг РФ…………………….35
Приложение 2. Динамика объемов
и структура внешнего долга РФ за 2007–2009
гг…………………………………………………………………………
Приложение 3. Динамика и структура внутреннего долга РФ за
2007–2009гг ………………………………………………
Приложение 4. Динамика госдолга в 2008-2012гг……………………………36
Приложение 5. Динамика объема и структуры внутреннего долга
2008-2012гг…………………………………………………
Приложение 6. Динамика объема и структуры внешнего долга
2008-2012гг…………………………………………………
Введение
Глобальной проблемой всех государств является государственный долг. Крупнейшими должниками выступают не только развивающиеся страны, но и развитые. В общеупотребительном смысле термин " государственный долг" означает долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
В последние годы уделяется большое внимание росту государственного долга. Практически все страны, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним заимствованиям, которые способствуют решению социально-экономических проблем. Но ограниченность финансовых ресурсов, не всегда эффективное использование заимствований, нарушение сроков их погашения приводят к растущему государственному долгу. Чем грозят России впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Сможет ли Россия расплатиться со своими долгами? Что необходимо предпринять, для того чтобы наша страна вышла из долговой ямы? Думаю, что эти вопросы ставили перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. Многие экономисты, аналитики и специалисты пытаются решить из года в год данную проблему.
Актуальность данной работы состоит в том, что в современных условиях Россия имеет значительные объемы государственной задолженности и высокого уровня расходы на ее погашение и обслуживание как в абсолютном, так и в относительном выражении, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление государственным долгом РФ важная социально-экономическая задача.
Целью данной работы является изучение государственного долга РФ, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и совершенствование методов по его управлению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является государственный долг РФ.
Предметом исследования - процесс управления госдолгом РФ.
Методы исследования - системный анализ, синтез теоретического и практического материала, индуктивные и дедуктивные методы, анализ статистических данных с применением методов выборки, сравнения и обобщения.
Исследование проблем государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо , Ж.-Б. Сей, Дж. С. Милль, У. Петти и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Врублевская О.В., Илларионов А.П., Алехин Б.И. и др. В их работах рассматриваются виды выпускаемых государственных ценных бумаг, анализируется динамика показателей государственного внутреннего долга и внешнего долга РФ, исследуются отдельные элементы государственного долга РФ и некоторые аспекты управления государственным внутренним и внешним долгом РФ.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматривается государственный долг РФ, его сущность, структура и классификация, а также процесс управления госдолгом РФ. Во второй главе отражается история возникновения государственного долга в России, динамика и состояние госдолга в настоящее время, совершенствование управления государственного долга Российской Федерации.
1.Теоретическое
содержание государственного
Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Государственный долг Российской Федерации представляет собой обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией или муниципальным образованием.1 Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Причины возникновения государственного долга России различны. С одной стороны, для финансирования государственных нужд государство получает финансовые ресурсы: налоги и обязательные платежи. Но при условии дестабилизации финансового состояния народного хозяйства происходит сокращение поступлений в государственный бюджет. С другой стороны, в условиях стабильных поступлений в казну увеличиваются расходы государства. Увеличение государственных расходов может происходить за счет роста обыкновенных расходов и при появлении непредвиденных, чрезвычайных расходов.
Таким образом, причинами образования государственного долга являются:
Чтобы предотвратить сокращение государственного долга и разрешить возникшие явления, государство должно принять необходимые меры, иначе не избежать нарастания государственного долга страны и ухудшения социально-экономического положения в стране.
Одной из главных причин образования государственного долга в российской экономике является превышение расходов над реальными доходами бюджета. В случае превышения расходов над доходами возникает необходимость изыскивать способы покрытия этой разницы, поскольку нехватка денежных средств у государства вовсе не означает, что некоторые статьи государственных расходов вообще окажутся лишенными финансирования. Так или иначе государство вынуждено будет найти дополнительные источники доходов, которые позволят материально обеспечить все предусмотренные (запланированные) расходы. Такие действия правительства обусловлены существованием принципа сбалансированности бюджета, который означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.2
Существуют следующие способы финансирования дефицита госбюджета:
1)эмиссия денег. Суть данного способа состоит в том, что происходит увеличение денежной массы в экономике при прочих равных условиях. Это приводит к инфляции. При этом образуется сеньораж и инфляционный налог.
2)займы на внутреннем рынке - выпуск и продажа бумаг населению (домохозяйствам и фирмам).
3) займы на внешнем рынке - у других стран или международных финансовых организаций: МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба и др. К достоинствам данного способа финансирования можно отнести: возможность получения крупных сумм, неинфляционный характер.
Таким образом, нормальное состояние государства должно быть таким, чтобы обыкновенные потребности покрывались обыкновенными доходами (налоги, сборы, пошлины), потребности же, выходящие за рамки обыкновенных, должны быть удовлетворены посредством государственных займов.
Государственный долг Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ может существовать в форме:
Можно сделать вывод, что государственный долг выражает собой результат взаимосвязей исполнительных органов государственной власти Российской Федерации с физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), исполнительными органами других государств и международными финансовыми организациями в части формирования фонда заимствования средств для удовлетворения государственных потребностей Российской Федерации.
1.2. Классификация государственного долга
Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внешний и внутренний долг.
Ю.Я. Вавилов в своем пособии доказывает, что современная классификация долга на внешний и внутренний долг не совсем оправдана:
« Проблема обоснованной классификации государственного долга остается актуальной для России. Особенно остро она была поставлена финансовым кризисом, достигшим своего пика в августе 1998г. Дело в том, что изначально рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов (ГКО - ОФЗ) был ориентирован на работу с внутренними инвесторами и до середины 1996 г. присутствие нерезидентов на нем было незначительным. С 15 августа 1996 г. иностранные инвесторы стали работать по новым правилам, снявшим многие ограничения на их деятельность. Нерезиденты получили право осуществлять свои операции на первичном и вторичном рынках ГКО-ОФЗ непосредственно через российские уполномоченные банки. Участие иностранных инвесторов резко активизировалось, и к началу 1998г. на долю нерезидентов приходилось до 27,5 % рынка ГКО-ОФЗ.
Полагая, что рынок ГКО-ОФЗ - это внутренний рынок, Правительство и Банк России делали все для более широкого привлечения на него средств из иностранных источников. Но когда азиатские финансовые рынки закачались, и последствия азиатских кризисов стали доходить до России (октябрь 1977, январь и май 1998г.), нерезиденты стали активно сбрасывать российские ценные бумаги и выводить свои средства на другие, более устойчивые финансовые рынки. Тут-то в полной мере и заявили о себе особенности рынка ГКО-ОФЗ на обслуживании рублевого, внутреннего долга в части, приходящейся на нерезидентов, потребовалась иностранная валюта, и при этом в значительных количествах. В необходимых размерах валютных резервов у правительства не оказалось, и оно было вынуждено приостановить выполнение своих обязательств»3
Таким образом, события, предшествовавшие 17 августа 1998г. со всей определенностью показали, что рублевый долг, приходящийся на иностранных инвесторов, не обычный внутренний долг, а имеющий черты внешнего долга.
Информация о работе Государственный долг России: динамика и эволюция управления