Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:36, курсовая работа
Целью данной работы является изучение государственного долга РФ, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и совершенствование методов по его управлению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного долга Российской Федерации и его сущность;
изучить классификацию государственного долга;
рассмотреть способы управления госдолгом РФ;
проанализировать общее состояние государственного долга;
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическое содержание государственного долга РФ…………………6
Сущность государственного долга……………………………………..6
Классификация государственного долга……………………………….9
Управление государственным долгом………………………………….12
2.Эффективность долговой политики РФ……………………………………17
2.1. История развития государственного долга России……………………17
2.2.Современное состояние государственного долга (2000-2012гг.)……..20
2.3.Пути совершенствования управления государственным долгом……..26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………32 Приложение 1. Государственный внутренний долг РФ…………………….35
Приложение 2. Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2007–2009 гг……………………………………………………………………………35
Приложение 3. Динамика и структура внутреннего долга РФ за
2007–2009гг ……………………………………………………………………..36
Приложение 4. Динамика госдолга в 2008-2012гг……………………………36
Приложение 5. Динамика объема и структуры внутреннего долга
2008-2012гг………………………………………………………………………37
Приложение 6. Динамика объема и структуры внешнего долга
2008-2012гг………………………………………………………………………38
Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает три взаимосвязанных направления деятельности:
1. Формирование бюджетной
политики в части планирования
объема и структуры
2. Осуществление заимствований
с учетом платежеспособности
и долговой емкости
3. Организация учета долговых обязательств и операций с государственным долгом.
Таким образом, для совершенствования управления государственным долгом РФ необходимо предпринять следующие меры:
1. Усовершенствование законодательной базы: определение полномочий и ответственность Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и других банков-агентов Правительства при принятии управленческих решений; дополнить статью 103 БК РФ, указав в качестве одной из целей заимствований «реализацию приоритетных государственных инвестиционных проектов в различных секторах экономики; установления законодательного ограничения предельного объема долга РФ, используя применяемые в международной практике показатели: отношение объема госдолга к ВВП; отношение объем заимствований, необходимых для финансирования дефицита бюджета, к ВВП; отношение процентных расходов на обслуживание госдолга к расходам федерального бюджета.
2. Необходимость восстановления института первичных дилеров на рынке ГЦБ. Первичные дилеры представляют собой группу назначаемых официальными органами специализированных посредников между официальными органами и инвесторами, торгующих ГЦБ. Им предоставляются привилегии при подаче заявок на первичных аукционах по ГЦБ в обмен на согласие обеспечивать подачу заявок на весь объем ценных бумаг, выставленных на аукцион, выполнять функции маркет-мейкеров на вторичном рынке. Введение данного института создает ряд преимуществ для эмитента ГЦБ:
Несомненно, Россия должна опираться и на мировую практику в сфере управления государственным долгом. Так, в мировой практике оценка рисков проводится с помощью стресс-тестов, которые представляют собой процедуру моделирования будущих ситуаций, при которых значения показателей, влияющих на величину рисков, искусственно принимаются равными наихудшим из возможных ожидаемых значений. В соответствии с международным опытом оценки и минимизации рисков в долговой сфере, который отражен в рекомендациях МВФ, МБРР, рабочей группы ИНТОСАИ по госдолгу, при управлении госдолгом признано целесообразным осуществлять:
Рабочая группа ИНТОСАИ по госдолгу в качестве мер по минимизации рисков выделяет: повышение прозрачности в оценке рисков со стороны правительств; создание механизмов прямого контроля и ограничения рисков; разработка систем управления рисками.
В рамках проведения работ по анализу и управлению рисками при переходе к управлению долгом, как портфелем долговых обязательств, следующим этапом должна стать корректировка структуры портфеля ценных бумаг с целью снижения уровня риска.
Одним из путей совершенствования управления государственного долга – это создание единого исполнительного органа, осуществляющего управление как внутренним, так и внешним долгом. Это будет способствовать эффективному осуществлению политики государственных заимствований и координации усилий других государственных органов в этой области.
В качестве данного органа может выступить специальное агентство по управлению государственным долгом. Создание данного агентства означает необходимость передачи ему полномочий по управлению всеми долговыми обязательствами государства независимо от формы их выпуска и валюты номинирования. В этом случае возникает необходимость предусмотреть разделение функций и механизм сотрудничества Агентства с Минфином, Центральным банком и другими ведомствами.
В заключении хочу отметить, что данные проблемы требуют подготовленности внутреннего долгового рынка, его либерализации и модернизации: повышения ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, расширения круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса, что свидетельствует об очевидности и необходимости скорейшей реализации комплекса вышеуказанных практических мер .
Заключение
В настоящее время проблема государственного долга является одной из центральных проблем для России. На протяжении всех лет, связанных с реформами проблема выплаты задолженности по госдолгу остается одной из важнейших стратегических задач государства.
В общеупотребительном смысле термин государственный долг означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Причинами возникновения государственного долга может быть следующее: рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций; чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов; кризисные явления в экономике, ее развал; неэффективность финансовой системы; неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.
Существуют различные классификации государственных займов, однако основная из них – это деление долга на внутренний и внешний. Внутренний долг - это долг перед резидентами. Внешний долг- это долг перед нерезидентами. Результатом политики, проводимой с 2003 г., является заметное сокращение общей величины государственного долга РФ.29 В первую очередь это связано со значительным снижением внешнего долга. Хотя доля внутреннего долга в структуре общего долга увеличилась, тем не менее отношение внутреннего государственного долга к ВВП заметно сократилось. При ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры и неблагоприятных внутриэкономических факторах возможно значительное повышение нормы обслуживания внутреннего и внешнего госдолга, что в перспективе может наложить дополнительную нагрузку на бюджет РФ.
Необходимо формирование и поддержание спроса на инструменты госдолга. В то же время расширение использования инструментов долговой политики может способствовать созданию более гибких механизмов для решения актуальных проблем в различных сферах – бюджетной, денежно-кредитной, социальной и т.д. При этом, долговая политика должна быть взвешенной и являться предметом постоянного мониторинга.
Хочется отметить, что урегулировать российский долг сложно. Но эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно скажется на экономике нашей страны. Государство должно сформулировать стратегию и цели управления государственным долгом, изыскать средства достижения целей и создать органы управления госдолгом, а также увязать управление государственным долгом с бюджетной и денежной политикой.
Таким образом, проблема государственного долга на сегодняшний день по-прежнему остается и является одной из главнейших стратегических задач.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты
Учебная и научная литература:
Интернет-ресурсы
Приложение 1. Государственный внутренний долг РФ, млрд.руб.
Вид ценных бумаг |
На 1 января 2006г. |
На 1 января 2007г. |
Государственные краткосрочные облигации ( ГКО) |
0,02 |
0,00 |
Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) |
0,001 |
0,00 |
Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ- ПД) |
123,64 |
205,62 |
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) |
131,13 |
94,83 |
Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ – АД) |
596,33 |
675,16 |
Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) |
0,00 |
0,42 |
Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода ( ГСО- ФПС) |
0,00 |
52,0 |
Всего |
851,15 |
1 028,04 |
Информация о работе Государственный долг России: динамика и эволюция управления