Государственный долг России: динамика и эволюция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение государственного долга РФ, экскурс в историю вопроса, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга и совершенствование методов по его управлению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного долга Российской Федерации и его сущность;
изучить классификацию государственного долга;
рассмотреть способы управления госдолгом РФ;
проанализировать общее состояние государственного долга;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическое содержание государственного долга РФ…………………6
Сущность государственного долга……………………………………..6
Классификация государственного долга……………………………….9
Управление государственным долгом………………………………….12
2.Эффективность долговой политики РФ……………………………………17
2.1. История развития государственного долга России……………………17
2.2.Современное состояние государственного долга (2000-2012гг.)……..20
2.3.Пути совершенствования управления государственным долгом……..26
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………………32 Приложение 1. Государственный внутренний долг РФ…………………….35
Приложение 2. Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2007–2009 гг……………………………………………………………………………35
Приложение 3. Динамика и структура внутреннего долга РФ за
2007–2009гг ……………………………………………………………………..36
Приложение 4. Динамика госдолга в 2008-2012гг……………………………36
Приложение 5. Динамика объема и структуры внутреннего долга
2008-2012гг………………………………………………………………………37
Приложение 6. Динамика объема и структуры внешнего долга
2008-2012гг………………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая госдолг.docx

— 154.69 Кб (Скачать)

Совершенствование управления государственным долгом Российской Федерации включает три взаимосвязанных направления деятельности:

1. Формирование бюджетной  политики в части планирования  объема и структуры государственного  долга исходя из постановленных целей перед федеральным бюджетом.

2. Осуществление заимствований  с учетом платежеспособности  и долговой емкости федерального  бюджета, проведение операций с  государственным долгом, направленных  на оптимизацию его структуры  и минимизацию расходов на обслуживание.

3. Организация учета долговых  обязательств и операций с  государственным долгом.

Таким образом, для совершенствования управления государственным  долгом РФ необходимо предпринять следующие меры:

1. Усовершенствование законодательной базы: определение полномочий и ответственность Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и других банков-агентов Правительства при принятии управленческих решений; дополнить статью 103 БК РФ, указав в качестве одной из целей заимствований «реализацию приоритетных государственных инвестиционных проектов в различных секторах экономики; установления законодательного ограничения предельного объема долга РФ, используя применяемые в международной практике показатели: отношение объема госдолга к ВВП; отношение объем заимствований, необходимых для финансирования дефицита бюджета, к ВВП; отношение процентных расходов на обслуживание госдолга к расходам федерального бюджета.

2. Необходимость восстановления института первичных дилеров на рынке ГЦБ. Первичные дилеры представляют собой группу назначаемых официальными органами специализированных посредников между официальными органами и инвесторами, торгующих ГЦБ. Им предоставляются привилегии при подаче заявок на первичных аукционах по ГЦБ в обмен на согласие обеспечивать подачу заявок на весь объем ценных бумаг, выставленных на аукцион, выполнять функции маркет-мейкеров на вторичном рынке. Введение данного института создает ряд преимуществ для эмитента ГЦБ:

  • участие первичных дилеров в проводимых Минфином аукционах будет гарантировать размещение необходимого объема госбумаг независимо от текущей рыночной конъюнктуры, что, в свою очередь, будет оказывать положительное воздействие на уровень ликвидности рынка госбумаг;
  • у Минфина будет возможность получать от первичных дилеров оперативную рыночную информацию, а также рекомендации о том, какие государственные облигации, с какими параметрами и по какой доходности могут быть предложены на рынке госдолга для размещения;
  • эмитент минимизирует свое участие на вторичном рынке в связи с наличием гарантированной возможности размещения госбумаг на первичном рынке.

Несомненно, Россия должна опираться и на мировую практику в сфере управления государственным долгом. Так, в мировой практике оценка рисков проводится с помощью стресс-тестов, которые представляют собой процедуру моделирования будущих ситуаций, при которых значения показателей, влияющих на величину рисков, искусственно принимаются равными наихудшим из возможных ожидаемых значений. В соответствии с международным опытом оценки и минимизации рисков в долговой сфере, который отражен в рекомендациях МВФ, МБРР, рабочей группы ИНТОСАИ по госдолгу, при управлении госдолгом признано целесообразным осуществлять:

  • расчет в стоимостном выражении рисков будущих расходов по обслуживанию долга, анализ результатов стресс-тестов, составленных на основе учета возможных кризисных экономических и финансовых процессов.
  • составление характеристик структуры долга, включающих ключевые показатели риска по существующему и прогнозируемому портфелю долговых обязательств на охватываемую прогнозом перспективу;
  • составление сводок издержек и рисков альтернативных стратегий управления государственным портфелем долговых обязательств.

Рабочая группа ИНТОСАИ по госдолгу в качестве мер по минимизации рисков выделяет: повышение прозрачности в оценке рисков со стороны правительств; создание механизмов прямого контроля и ограничения рисков; разработка систем управления рисками.

В рамках проведения работ по анализу и управлению рисками при переходе к управлению долгом, как портфелем долговых обязательств, следующим этапом должна стать корректировка структуры портфеля ценных бумаг с целью снижения уровня риска.

Одним из путей совершенствования управления государственного долга – это создание единого исполнительного органа, осуществляющего управление как внутренним, так и внешним долгом. Это будет способствовать эффективному осуществлению политики государственных заимствований и координации усилий других государственных органов в этой области.

В качестве данного органа может выступить специальное агентство по управлению государственным долгом. Создание данного агентства  означает необходимость передачи ему полномочий по управлению всеми долговыми обязательствами государства независимо от формы их выпуска и валюты номинирования. В этом случае возникает необходимость предусмотреть разделение функций и механизм сотрудничества Агентства с Минфином, Центральным банком и другими ведомствами.

 В заключении хочу отметить, что данные проблемы требуют подготовленности внутреннего долгового рынка, его либерализации и модернизации: повышения ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, расширения круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса, что свидетельствует об очевидности и необходимости скорейшей реализации комплекса вышеуказанных практических мер .

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время проблема государственного долга является одной из центральных проблем для России. На протяжении всех лет, связанных с реформами проблема выплаты задолженности по госдолгу остается одной  из важнейших стратегических задач государства.

 В общеупотребительном смысле термин  государственный долг означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Причинами возникновения государственного долга может быть следующее: рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличением инвестиций; чрезвычайные обстоятельства (крупные стихийные бедствия, войны и т.д.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов; кризисные явления в экономике, ее развал; неэффективность финансовой системы; неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Существуют различные классификации государственных займов, однако основная из них – это деление долга на внутренний и внешний. Внутренний долг - это долг перед резидентами. Внешний долг- это долг перед нерезидентами. Результатом политики, проводимой с 2003 г., является заметное сокращение общей величины государственного долга РФ.29  В первую очередь это связано со значительным снижением внешнего долга. Хотя доля внутреннего долга в структуре общего долга увеличилась, тем не менее отношение внутреннего государственного долга к ВВП заметно сократилось. При ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры и неблагоприятных внутриэкономических факторах возможно значительное повышение нормы обслуживания внутреннего и внешнего госдолга, что в перспективе может наложить дополнительную нагрузку на бюджет РФ.

Необходимо формирование и поддержание спроса на инструменты госдолга. В то же время расширение использования инструментов долговой политики может способствовать созданию более гибких механизмов для решения актуальных проблем в различных сферах – бюджетной, денежно-кредитной, социальной и т.д. При этом, долговая политика должна быть взвешенной и являться предметом постоянного мониторинга.

Хочется отметить, что урегулировать российский долг сложно. Но эффективное применение методов управления госдолгом приведет к снижению выплачиваемых процентов по займам, увеличениям сроков погашения, что положительно скажется на экономике нашей страны. Государство должно сформулировать стратегию и цели управления государственным долгом, изыскать средства достижения целей и создать органы управления госдолгом, а также увязать управление государственным долгом с бюджетной и денежной политикой.

Таким образом, проблема государственного долга на сегодняшний день по-прежнему остается и является одной из главнейших стратегических задач.

 

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ от 9 марта 2007г. « О бюджетной политике в 2008-2010гг.»
  4. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 198- ФЗ « О федеральном бюджете на 2008г. и на плановый период 2009 и 2010гг.»
  5. 4.Федеральный закон от 19 декабря 2006г. № 238-ФЗ № « О федеральном бюджете на 2007г.»
  6. 5.Федеральный закон от 9 апреля 2007г. № 41- ФЗ « об исполнении федерального бюджета за 2005г.»
  7. Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ « О бюджетной классификации РФ»

Учебная и научная литература:

  1. Алехин Б.И. Государственный долг: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г.
  2. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№2.
  3. Богомолова В.А. Экономическая безопасность: учеб. пособие.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ,2010г.
  4. Бюджетный кодекс РФ. Офиц. текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2004г.- М.: Эксмо,2004г.
  5. Вавилов А.П. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления.-М.: Городец-Издат,2001
  6. Вавилов Ю.Я., Вавилов В.Я., Вавилов Ю.А. Государственный долг: курс для финансистов: учеб.пособие. М.: Перспектива,2000г.
  7. Гайдаржи С.И. Долговая политика: мировой опыт и российская практика.- М.: Финансовый университет,2011.
  8. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Н.Д. Мацкуляка. – 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Изд-во РАГС,2007.
  9. Государственный и муниципальный долг: учеб.-метод.пособие / под ред. Л.И.Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика,2007.
  10. Дмитриева В.А. Долговая политика России: история, современность, перспективы. – М.: Дружба народов,2005.
  11. Ковалева А.М. Финансы: учеб.пособие : 5-е изд., перераб.и доп. М.: Финансы и статистика, 2006г.
  12. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие для вузов. М.:Кнорус,2010г.
  13. О.В.Врублевкая и др.Бюджетная система РФ: Учебник / под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского.- М.: Юрайт-Издат,2003
  14. О.В.Малиновская, И.П. Скобелева, А. В. Бровкина " Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие.- М.:КНОРУС. 2010
  15. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Проспект,2007.
  16. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат. – 2006.
  17. Хоминич И.П. Из истории государственного долга. / И.П.Хоминич // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова.№4,2005.

Интернет-ресурсы

  1. Министерство финансов РФ, доступ: http:// www.minfin.ru/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.
  2. Министерство экономического развития, доступ: http://www.economy.gov.ru/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.
  3. Счетная палата РФ, доступ: http:// www.ach.gov.ru/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.
  4. Федеральная служба государственной статистики, доступ: http:// www.gks.ru/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.
  5. Бюджетная система РФ, доступ:
  6. http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/Zakluchenia/ACH_ZAKL200911041925/ACH_ZAKL200911041925_p_014.htm свободный, язык русский, заглавие с экрана.
  7. Правительство Российской Федерации ,доступ: http://www.government.ru свободный, язык русский, заглавие с экрана.
  8. Newsland, Александр Романов"Россия не хочет платить по своим долгам".доступ: // http://newsland.com/news/detail/id/1041339/ свободный, язык русский, заглавие с экрана.
  9. Тонкости кредитования,доступ: // http://www.debtexpert.ru/debts-401-1.html свободный, язык русский, заглавие с экрана.

 

Приложение 1. Государственный внутренний долг РФ, млрд.руб.

Вид ценных бумаг

На 1 января 2006г.

На 1 января 2007г.

Государственные краткосрочные облигации ( ГКО)

0,02

0,00

Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК)

0,001

0,00

Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ- ПД)

123,64

205,62

Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК)

131,13

94,83

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ – АД)

596,33

675,16

Государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода

(ГСО-ППС)

0,00

0,42

Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода

( ГСО- ФПС)

0,00

52,0

Всего

851,15

1 028,04

Информация о работе Государственный долг России: динамика и эволюция управления