Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 11:44, реферат
Международный кредит часто выходит из состояния равновесия. Начало 80-х годов ознаменовалось для мирового рынка ссудных капиталов обострением проблемы задолженности, в центре которой традиционно находился вопрос о долгах развивающихся стран, составляющих в 1992 году около 1,7 трлн. Долларов (37,6% ВНП этих стран). Внешняя задолженность восточноевропейских реформирующихся стран (включая государства бывшего СССР) составляла 192 млрд. долларов (24,9% ВНП).
Международный кредит часто выходит из
состояния равновесия. Начало 80-х годов
ознаменовалось для мирового рынка ссудных
капиталов обострением проблемы задолженности,
в центре которой традиционно находился
вопрос о долгах развивающихся стран,
составляющих в 1992 году около 1,7 трлн. Долларов
(37,6% ВНП этих стран). Внешняя задолженность
восточноевропейских реформирующихся
стран (включая государства бывшего СССР)
составляла 192 млрд. долларов (24,9% ВНП).
Что является причиной возникновения
кризиса международной задолженности,
каковы подходы кредиторов и должников
к разрешению данной проблемы – вопросы,
крайне актуальные для мировой экономики
и требующие основательного изучения.
Объектом настоящей работы является кризис
международной задолженности как явление,
присущее мировой экономике; предметом
– пути разрешения кризиса международной
задолженности и те вопросы, с которыми
сталкиваются должники и кредиторы на
пути разрешения проблемы.
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении
сущности кризиса международной задолженности,
а также возможных вариантов разрешения
проблемы. Для достижения поставленной
цели необходимо обеспечить -решение следующих
задач:
- раскрыть сущность кризиса международной
задолженности;
- определить подход кредиторов
к разрешению проблемы;
- определить подход должников
к разрешению проблемы;
- раскрыть некоторые
наметившиеся тенденции в данном вопросе.
В заключение предполагается возможным
сделать ряд выводов по поставленной
проблеме.
1.Причины возникновения
кризиса международной задолженности.
Кризис международной
Факты банкротства нарушают равновесие
международного кредита, осложняют процессы
кредитования и заимствования. Когда отдельные
нарушения принимают массовый характер,
начинается очередной кризис мировой
задолженности.
Определим, что является причинами, приводящими
к кризису мировой задолженности. Внешние
заимствования увеличивают ресурсы экономического
развития, но за полученные кредиты рано
или поздно нужно рассчитываться.
Обслуживание внешнего долга
имеет два аспекта:
1) выплату основной суммы кредита;
2) уплату процентов по кредиту.
Взятые вместе, эти выплаты представляют
собой прямой вычет из дохода и сбережений
страны должника.
Если страна наращивает объем внешних
заимствований и (или) повышаются процентные
ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию
внешнего долга растут. В нормальных условиях
внешний долг обслуживается за счет валютных
поступлений от экспорта товаров и услуг.
Иногда для своевременного погашения
внешней задолженности страна вынуждена
не только наращивать экспорт своей продукции,
но и сокращать расходы на импорт зарубежных
товаров. В ряде случаев внешний долг обслуживается
путем новых заимствований за рубежом[1].
Любая страна с высоким уровнем задолженности
рано или поздно сталкивается с обострением
проблемы внешнего долга. Возникновение
сильной мотивации к отказу от платежей
по внешнему долгу связано с состоянием
«сальдо заемных операций», или «базового
трансферта». Это сальдо отражает соотношение
чистого притока (оттока) капитала и суммы
внешнего заимствования. Чистый приток
(отток) капитала равен валовому притоку
капитала за вычетом амортизации (выплаты
основной суммы кредита). Отсюда количественно
сальдо заемных операций, или базовый
трасферт, можно исчислить разницей между
чистым притоком капитала и суммой процента
на весь внешний долг.
Обострение проблемы обслуживания внешнего
долга может произойти под влиянием многих
обстоятельств. Среди них важнейшими являются:
аккумулированный долг страны становится
чрезмерно большим; снижается приток долгосрочного
капитала, привлекаемого на льготных условиях,
и растет привлечение краткосрочных кредитов
на рыночных условиях, результатом чего
является рост процентной ставки; трудности
в регулировании платежного баланса из-за
ухудшения условий торговли; общий спад
производства или отрицательный внешний
шок (резкое изменение цен, процентных
ставок или обменного курса); страна утрачивает
доверие иностранных кредиторов, объем
кредитов уменьшается; бегство капитала
из страны в силу сложившейся экономической
и политической ситуации.
Когда правительство приходит к выводу,
что выполнение всех обязательств по обслуживанию
внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем
чистого притока капитала, то, для того,
чтобы избежать оттока ресурсов из страны,
оно отказывается либо от части, либо от
всех платежей по долгам. Причем свое решение
правительство обычно аргументирует сложностью
экономической ситуации в стране, что
встречает понимание у большинства населения.
К тому же, набирает долги, как правило,
одно правительство, а отдавать их приходится
другому.
В настоящее время страны с высоким уровнем
задолженности имеют единственную возможность
избежать банкротства – обратиться к
стабилизационной программе МВФ. Политика
стабилизации предполагает: отмену или
либерализацию валютного и импортного
контроля; снижение обменного курса местной
валюты; проведение жесткой внутренней
антиинфляционной программы, включая
контроль за кредитами банков, правительственный
контроль за дефицитом государственного
бюджета путем урезания расходов и увеличения
налогов и цен, отказ от индексации ставок
заработной платы, поощрение свободы рынков;
открытие экономики мировому хозяйству
и поощрение иностранных инвестиций.
Таким образом, главной причиной периодической
повторяемости международного кризиса
задолженности является наличие сильной
мотивации к отказу от платежей по долгу
суверенными задолжниками. Причина прекращения
платежей суверенными должниками помогает
объяснить и некоторые черты поведения
международных кредиторов - настойчивость
в установлении более высокой процентной
ставки в кредитах зарубежным правительствам
по сравнению с кредитами частным и государственным
заемщикам в своей собственной стране.
Требование более высокой процентной
ставки является способом получения своего
рода страховой премии на случай отказа
от выплат по долгам. Другой чертой кредитования
заемщиков, имеющих суверенный статус,
являются широкие колебания объемов кредита.
2. Подходы кредиторов
и должников к разрешению кризиса международной
задолженности
Уже в начале 80-х годов стало ясно, что
дальнейшее развитие долгового кризиса
могло привести к крупным потерям не только
развивающихся стран, но и транснациональных
банков (ТНБ), сдерживать развитие экономики
ведущих капиталистических стран. В кризисных
странах оказалась замороженной большая
часть вложений ТНБ. Уменьшение валютных
поступлений данных стран привело к сокращению
сбыта товаров промышленно развитых стран,
поэтому их правительства и международные
экономические организации предприняли
ряд мер, чтобы стабилизировать мировую
кредитно-финансовую систему. Они оказывали
давление на коммерческие банки с тем,
чтобы те продолжили кредитование должников.
В подходе кредиторов к проблеме кризиса
задолженности доктор экономических наук,
профессора В.А. Дадалко выделяет несколько
периодов[2].
1. В 1983-1985 гг. ТНБ стремились вынудить должников
по-одиночке решать свои долговые проблемы.
Это осуществлялось в форме отсрочки долгов
или предоставления новый займов для обслуживания
старых. В основу пересмотра задолженности
был положен принцип регулярной выплаты
процентов. Пересмотр банковской задолженности
сопровождался ужесточением условий для
должников. Была повышена надбавка к ставке
ЛИБОР до 2%, комиссионные – до 1,1% стоимости
пересматриваемого долга. Было заключено
67 соглашений по пересмотру задолженности,
которые затронули почти половину всех
банковских кредитов, полученных развивающимися
странами. Следует отметить, что структуризация
долга по сути не решала проблемы внешней
задолженности, а переносила их на более
поздние сроки.
Международные валютно-кредитные учреждения
выполняли центральную роль в решении
проблемы внешней задолженности. МВФ для
каждого должника разрабатывал стабилизационную
программу, которая обычно предусматривала
либерализацию или отмену валютного и
импортного контроля, снижение валютного
курса, открытие экономики страны, принятие
жестких антиинфляционных мер. Последние
включали контроль за кредитами банков,
сокращение дефицита государственного
бюджета, контроль за зарплатой, отмену
контроля за ценами и поощрение свободы
рынка. С принятием этих программ увязывалось
предоставление новых банковских кредитов.
Наряду с получением кредитов от МВФ или
МБРР организовывались также гарантированные
кредиты частных банков. С этой целью кредитные
ресурсы МВФ в 1983 г. были увеличены.
2. В 1986-1987 гг. произошло смягчение условий
пересмотра долгов. Было заключено 31 соглашение.
Общая сумма пересмотренных долгов увеличилась
в 3 раза, но объем новых кредитов сократился.
Соглашения о пересмотре долговых обязательств
еще в большей мере стали увязываться
с программами МВФ.
3. С 1988 г. предоставление новых кредитов
несколько увеличилось, но они концентрировались
в основном на Мексике и Аргентине. И хотя
произошло улучшение условий пересмотра
долгов, общее количество соглашений значительно
уменьшилось.
Подход должников. Среди кризисных развивающихся
стран в первое время отмечался политизированный
подход к решению проблем международной
задолженности. Был выдвинут тезис об
ответственности за сложившуюся ситуацию
как должников, так и кредиторов, раздавались
призывы к полному отказу от платежей.
Некоторые страны – Заир, Замбия, Нигерия,
Перу – ограничили платежи по обслуживанию
долга. Бразилия в 1987 г. отказалась на несколько
месяцев платить западным частным кредиторам
по долгам, которые за время моратория
ежемесячно недополучали 400 млн. долларов
платежей по процентам.
Во второй половине 80-х годов развивающиеся
страны стали подчеркивать необходимость
налаживания диалога на основе разделения
ответственности и сотрудничества между
всеми участниками долговых отношений.
Они в составе группы 77 выдвинули совместную
программу урегулирования проблем внешней
задолженности. В ней предлагалось увязать
размер платежей по долгам с фактическими
возможностями заемщиков, ограничить
эти платежи определенной долей доходов
от экспорта или долей ВВП. Развивающиеся
страны выступали за значительное снижение
уровня процентов по государственным
и гарантированным государством займам,
за списание задолженности по государственным
кредитам, полученным наименее развитыми
странами. В программе отмечалась необходимость
принятия западными странами мер, облегчающих
банкам пересмотр размеров и сроков процентных
платежей, продление сроков консолидации
кредитных обязательств и погашения основной
суммы долга, а также предоставления новых
кредитов. В программе содержалось предложение
вести переговоры о пересмотре условий
задолженности без предварительного заключения
соглашений с МВФ.
Выдвижение единой позиции явилось одной
из предпосылок изменения подходов международных
экономических организаций и индустриальных
стран Запада к разрешению долгового кризиса.
Кроме того, первая половина 80-х годов
показала, что решение проблем задолженности
должно дифференцироваться по странам,
а увеличение тяжести обслуживания долгов
бесперспективно. Дальнейшее обострение
проблемы задолженности, связанное с истощением
внутренних ресурсов стран-должников,
привело к потере многими из них кредитоспособности
на международных рынках ссудного капитала.
В результате они не смогли откликнуться
на экономический подъем западных стран
во второй половине 80-х годов. В промышленно
развитых странах осознали невозможность
выхода из тупика лишь на основе стихийного
действия рыночных сил.
Политика Запада. В 1988 г. были объявлены
предложения, получившие название плана
Брейди – по имени министра финансов США.
Они были положены в основу политики стран-кредиторов.
Уменьшение долга, снижение процентных
ставок стало частью международной стратегии
в отношении задолженности коммерческим
банкам. Это предполагало перевод необслуживаемой
задолженности в меньшие обязательства,
которые можно было полностью обслуживать,
поощрение банков обменивать их требования
к стране-должнику на новые обязательства
с различной степенью гарантий. Новые
обязательства должны были финансироваться
из валютных резервов страны-должника
и специальными кредитами МВФ и Всемирного
банка. При этом страна-должник должна
была принимать жесткую программу структурной
перестройки в соответствии с рекомендациями
МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита,
изменение ценообразования, либерализацию
внешнеторгового и валютного режима, установление
реального валютного курса.
Облегчение тяжести долга достигалась
в каждом конкретном случае. Согласование
условий пересмотра долгов осуществлялось
между страной-должником и комитетом,
представляющим банки-кредиторы. Каждое
соглашение должно было отвечать интересам
всех кредиторов.
В отношении наименее развитых стран предусматривалось
частичное или полное списание задолженности
по льготным правительственным кредитам
в счет помощи. Значительные льготы предусматривались
в отношении задолженности по государственным
экспортным кредитам.
План Брейди рекомендовал внести коррективы
также в методы решения долговых проблем
стран со средним уровнем дохода, включая
продление сроков долговых платежей, перевод
краткосрочной задолженности в долгосрочную,
снижение общей суммы задолженности. В
число рекомендаций входило увеличение
притока внешних ресурсов в кризисные
страны. Для этого предусматривалось увеличить
средства в существующих международных
фондах и создать новые. В целом данные
предложения западных стран были направлены
на содействие восстановлению темпов
экономического роста стран-должников,
усиление роли ТНК на рынках развивающихся
стран.
В конце 80-х-90-х годов число коммерческих
банков, снизивших долг, минуя переговоры
о пересмотре задолженности, увеличилось.
Банки проводили различные операции по
разрешению кризисной ситуации, включая
обратную покупку долга, обмен долга на
национальную валюту и обмен долга на
акции.
Обмен долга на акции заключается в том,
что потенциальный инвестор покупает
со скидкой на вторичном рынке ценных
бумаг долг у коммерческого банка, представляет
его центральному банку страны-должника
для получения средств в национальной
валюте, которые затем инвестируются.
Такая операция по пересмотру долга получила
значительное распространение. По оценкам
Всемирного банка, за 1985-1989 гг. с использованием
этой операции были пересмотрены долги
на сумму 34 млрд. долл., в основном в странах
Латинской Америки, а также в Нигерии и
на Филиппинах.
Обмен долговых бумаг – это операция,
когда кредиторы продают задолженность
развивающейся стране со скидкой по отношению
к номинальной стоимости в национальной
валюте. Эти операции первоначально разрабатывались,
чтобы погасить часть обязательств развивающихся
стран по долгу и обеспечить их источниками
капитала. Для снижения задолженности
использовался также обмен в национальной
валюте одного долга на другой.
Уменьшение внешней задолженности в ряде
случаев создавало проблемы для стран,
участвующих в этих операциях. При обмене
долга на акции правительство может платить
наличными за долговые бумаги или выпустить
инвестиционные сертификаты либо другие
ценные бумаги, чтобы финансировать приобретение
акций. Урегулирование внешнего долга,
таким образом, заменяет его на внутренний
государственный долг, что также требует
его обслуживания. Чистый бюджетный выигрыш
зависит, среди прочего, от скидки, с какой
правительство перевело долг. Хотя операции
по переводу долга в акции могут вызывать
инфляция, при приватизации государственных
предприятий это не отмечается, поскольку
обычно происходит не увеличение денежной
массы, а обмениваются активы. Подобного
рода конверсия долга использовалась
для финансирования программ приватизации
в Чили, Аргентине, на Филиппинах.
Считается, что конверсия долга в ценные
бумаги помогает увеличивать приток капитала
в страны-должники, стимулируя дополнительные
иностранные прямые капиталовложения.
Оценки чистых выгод от притока прямых
инвестиций противоречивы, но в любом
случае эти операции требуют расходов
иностранной валюты. Перевод прибылей
и дивидендов может вызывать давление
на платежный баланс в будущем. Проблемы
обычно возникают в периоды экономических
спадов, когда компании стремятся репатриировать
свои капиталы.
В отношении официальной задолженности
западные страны проводили различную
политику в зависимости от кредиторов.
Пересмотр долгов, которыми владели международные
институты, осуществлялся отдельно от
долгов, принадлежащих банкам. Обязательства
перед международными институтами, в частности
перед МВФ и МБРР, должны были выполняться
в полном объеме и не подлежали пересмотру,
хотя целый ряд стран имел просроченные
платежи. В связи с эти в 1990 г. Фонд принял
определенный механизм разрешения проблем
просроченных платежей. Ряд промышленно
развитых стран Запада выделил странам
с просроченными платежами дотации или
займы для их погашения.
В результате произошли важные изменения
в перестройке государственных долгов
принадлежащих отдельным правительствам
развивающихся стран. Часть задолженности
были списана, большая доля пересмотрена.
Пересмотр государственных долгов обычно
обсуждается в Париже неформальной группой
кредиторов. Помимо определения условий
пересмотра долгов в каждом отдельном
случае, Парижский клуб установил общие
подходы к различным группам стран исходя
из уровня дохода на душу населения. В
90-е годы Парижский клуб стал более лояльно
относиться к уменьшению долгов среди
неразвитых стран, имеющих высокий уровень
задолженности: удлинены сроки выплат,
предоставлена возможность правительствам-кредиторам
продавать или обменивать займы по официальной
помощи и неконсессионные кредиты. В результате
предпринятых мер по урегулированию кризиса
международной задолженности произошли
изменения как в величине, так и в структуре
долгов, размерах выплат по его обслуживанию.
Частный долг стран, который был гарантирован
агентствами по кредитованию экспорта
или другими институтами, был преобразован
в государственный долг. Если первоначальные
кредиты не были покрыты новыми займами,
в ряде случаев задолженность была уменьшена,
частные долги также были переоформлены
со скидкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема международного кредита со всей
очевидностью свидетельствует о том, насколько
выявленные ранее принципы нормального
функционирования кредита не соответствуют
реальным требованиям международного
рынка кредита для суверенных заемщиков.
Наиболее серьезным подтверждением сказанному
служит так называемый мировой кризис
задолженности.
Главной причиной периодической повторяемости
международного кризиса задолженности
является наличие сильной мотивации к
отказу от платежей по долгу суверенными
задолжниками. Если правительства-должники
приходят к заключению, что выполнение
всех платежных обязательств не обеспечивает
более чистый приток средств в будущем,
появляется стимул отказаться от части
или от всех платежей по долгам, чтобы
избежать оттока ресурсов из страны.
Причина прекращения платежей суверенными
должниками помогает объяснить и некоторые
черты поведения международных кредиторов.
Одна из них - настойчивость в установлении
более высокой процентной ставки в кредитах
зарубежным правительствам по сравнению
с кредитами частным и государственным
заемщикам в своей собственной стране.
Требование более высокой процентной
ставки является способом получения своего
рода страховой премии на случай отказа
от выплат по долгам: пока нет кризиса,
кредиторы получают эту премию, но в случае
кризиса они несут крупные потери. Другой
чертой кредитования заемщиков, имеющих
суверенный статус, являются широкие колебания
объемов кредита. Кредиторы сначала летят
«толпой», а затем разлетаются в панике,
потому что знают, что кредитование заемщика
без надежного залога можно осуществлять
лишь коллективно.
Что способно решить проблему отказа от
платежей? Думается, что это не может быть
традиционное предложение, связывающее
поступление новых кредитов должнику
с выполнением требования «затягивания
поясов». Чтобы оттянуть момент отказа
от выплат по долгам, новые кредиты должны
по меньшей мере покрывать суммы выплат
процентов и основной суммы долга. Но даже
если новые кредиты настолько велики,
их предоставление увеличивает общую
сумму итогового долга, по которому в конце
концов должник может отказаться платить
вне зависимости от того, как долго будет
осуществляться новое кредитование.
Верным способом разрешения проблем права
собственности на кредиты, предоставляемые
суверенным должникам, является введение
залога или обеспечения, т.е. активов того
или иного вида, которые могут перейти
в собственность кредитора в случае приостановки
выплат по долгу заемщиком.
Кредиторы идут на уступки заемщикам,
тем или иным образом реструктуризируя
долг (переоформляя долговые обязательства,
по которым наступил или просрочен срок
платежа).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕТАРУРЫ
1 Акопова Е.С. , Воронкова О.Н., Гаврилко
Н.Н. Мировая экономика и
2 Дадалко В.А. Мировая