Государственное регулирование экономики: цели и средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной эко-номической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Оглавление

Введение.
Понятие государственного регулирования экономики и особенности экономики переходного периода.
Предмет и задачи государственного регулирования экономики.
Функции государства в экономике.
Инструментарий государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики: цели и средства.
Методы государственного регулирования
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 71.65 Кб (Скачать)

2.2. Инструментарий государственного  регулирования экономики.

            Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления – снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила – так воздействовать на экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.                                           
            Применение правомочными государственными органами, учреждениями системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленной на достижение определенных социально-экономических целей, и представляет собой государственное регулирование экономики. 
            Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. 
           Выбор инструментов государственного регулирования экономики, характера и механизма их использования не может быть случайным. Инструментарий регулирования определяется наиболее оптимально выбранными стратегиями и путями развития экономики. Набор инструментов государственного воздействия на экономику может быть одним и тем же в разных странах.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование экономики: цели и средства.

Во всех развитых странах  рыночный механизм хозяйствования дополняется  инструментами государственного регулирования. Соотношение, которых зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей и традиций, характера решаемых в данное время задач. Обычно, чем сильнее развиты рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Государство превращается в единый и главный координирующий  и регулирующий центр хозяйственно - финансовой системы, активно воздействует на параметры и индикаторы ее функционирования и поддерживает расширяющимся комплексом средств и инструментов желательный режим экономической динамики.1 Именно государство создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Государство регулирует формирование рыночной Среды и обеспечивает устойчивость экономического роста.

Государственная власть, государственный  порядок и государственная инициатива абсолютно необходимы для экономики, как необходимы для нее государственное  пространство, государственные границы  и государственный хозяйственный  центр.1

Цели, на которые направляется государственное регулирование, зависят  на каждом историческом этапе от многих обстоятельств: степени общей развитости экономики, ее структуры, меры включения  в международное разделение труда. Особо велико возможное многообразие целей для экономики, находящейся  в неустойчивом, переходном состоянии

Ориентиры, которыми руководствуется  государство в процессе регулирования  экономики, включают показатели, характеризующие  уровень экономического развития и  качества жизни: продолжительность  жизни человека, доход (валовой внутренний продукт) на душу населения, уровень  занятости, степень реализации прав человека, уровень знаний, состояние окружающей среды.

Существует ряд причин, которые характеризуют необходимость  государственного вмешательства в  экономику.

Государство обеспечивает определенность и целостность территориального пространства хозяйствования, отлаживает международные связи хозяйственной  системы страны, защищает положение  ее субъектов на мировом рынке.

Государство поддерживает конкурентную борьбу в экономике.

Государство соблюдает интересы всего населения страны. На это  оказывают влияние ценностные ориентировки общества, его фундаментальные духовно - социальные параметры, связанные с  историческим индивидуальным и коллективным выбором. Государство участвует  в перераспределении доходов  в обществе между беднейшими и  богатыми слоями населения. Люди от природы  не равны по своим природным качествам, образовательному уровню и т. д. Владея этой информацией, государство должно регулировать доходы населения:

а) либо через систему  трансфертов;

б) либо через систему  гарантированных цен (min зарплата, закупочные цены на- сельхозпродукцию для фермеров и т. д. )

в) государство выравнивает  доходы через налогово - бюджетные  механизмы.

Государство создает баланс экономических интересов в стране, не допускает лидерства какой  либо одной социальной группы.

Государство корректирует диспропорции, возникающие между фазами воспроизводства  (производством, распределением, обменом, потреблением), между спросом и предложением.

Государство обеспечивает правовую основу жизни и общественную атмосферу, которые способствуют наибольшей эффективности  рыночной системы:

а) государство обеспечивает сохранность статуса частной  собственности, защищает товаропроизводителей;

б) регулирует отношения  между смежниками;

в) регулирует отношения  между производителями и потребителями;

г) регулирует отношения  между работодателями  и наемными работниками и принимает соответствующие  законы о труде;

д) отслеживает выполнение налогового законодательства;

е) вводит определенные стандарты (например, измерение веса и размера  услуг);

ж) создает денежную систему;

з) разрабатывает рыночное законодательство и обеспечивает его  выполнение.

Государство корректирует побочные эффекты производства:

а) принимает законодательство, которое запрещает выброс загрязняющих веществ предприятиями;

б) воздействует на предприятия  через систему особых налогов;

в) формирует рынок прав на побочные эффекты (например, “торгует”  правами на загрязнение окружающей Среды).

Государство создает и  поддерживает  более развитую инфраструктуру на рынке.

Государство обеспечивает возрастание  институциональной Среды, включающей системы информации, экспертизы, профессионально  хорошо подготовленный и неполитизированный аппарат контроля и управления. 

Еще одной важной функцией государства является обеспечение  государственной безопасности, что  означает создание необходимых условий  и предпосылок для всех сторон жизнедеятельности человека, субъектов  и общества в целом - защиты территориальной  целостности, экономической и политической независимости, жизнеспособности  его  систем, структур и институтов в  соответствии с правовыми основами  государственности и действующими законами. Включает в себя социальную, экологическую, внешнеэкономическую, национально - этническую стабильность, обороноспособную достаточность , ресурсную  и научно - технологическую независимость, мобильность и др.1

Наконец, государство обеспечивает правильное безкризисное развитие экономики.

Государственное регулирование  охватывает все стороны общественного  воспроизводства. Оно регулирует отношения  собственности и предпринимательства, инвестиции и структурную перестройку  отраслей материального производства, рынок труда, финансовый рынок и денежное обращение, региональные рынки внешнеэкономическую деятельность.

В качестве объектов государственного регулирования выступают:1

- стратегические проблемы  территориального развития - укрепление  единства государства; освоение  новых районов, богатых природными  ресурсами; экономическое и социальное  развитие Севера; энергообеспечение  европейской части страны и  т. д. 

- крупные региональные  экономические, социальные и экологические  проблемы - подъем экономики кризисных  и депрессивных районов, расслоение  вынужденных мигрантов и беженцев, реабилитация территорий, находящихся  в зоне влияния Чернобыльской  катастрофы, предотвращение последствий  подъема уровня Каспийского моря  и т. п. ;

- обеспечение экономического  и социального развития субъектов  Федерации с учетом как региональных, так и общегосударственных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы государственного регулирования

 

 Методы государственного регулирования  экономики условно подразделяются на административные и экономические.

Административные методы базируются на силе государственной власти: это охрана окружающей Среды, создание минимальных условий существования малообеспеченных слоев населения, пресечение развития теневого бизнеса и т. д.  

К экономическим  методам относится  кредитно -денежная и бюджетная политика.

Через кредитно - денежную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, - на потребительский и инвестиционный спрос.

Мощным инструментом кредитно - денежной политики является изменение  резервной нормы. Введение обязательной нормы резерва обусловлено необходимостью обеспечения достаточного уровня ликвидности  коммерческих банков. Даже незначительные колебания этой нормы ведут к  существенным изменениям предложения  денег.

Государство также регулирует денежную массу в обращении посредством  политики процентной ставки, под которую  Центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим банкам. Когда  национальный банк понижает учетную  ставку, он поощряет коммерческие банки  к получению ссуд, а кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Повышая же учетную ставку, Центральный  банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает  объем выдаваемых банками кредитов и , соответственно, предложение денег.

Еще одним способом кредитно - денежной политики также является проведение операций на открытом рынке. Это, с одной стороны, - покупка  и продажа государственных облигаций Центральным банком, с другой, - коммерческими банками, финансовыми компаниями и населением. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.

Бюджетная политика предполагает изменения государственных расходов и доходов с целью поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер и отраслей экономики. Важным направлением бюджетной политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или поддержание его минимального уровня. 

Одним из средств государственного регулирования занимает ускоренное амортизационное списание основного  капитала и связанные с ним  образование и реализация скрытых  резерв. Суть такого регулирования - в  отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого переноса стоимости  вещественных носителей основного  капитала на производимые товары и  услуги, что является средством стимулирования накопления, структурных изменений  в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость.

Государство предусматривает  также применение дотаций и фиксированных  цен.

Дотация - это как бы “налог наоборот”. Потоварная дотация устанавливается  либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме  в расчете на единицу товара.

Фиксированные цены, отличающиеся от цен равновесия,  устанавливаются, как правило, на продукцию агропромышленного и нефтегазового комплексов и некоторые другие виды продукции и услуг. 

 

Государством применяются  также методы прямого и косвенного регулирования экономики.

Методы  прямого государственное регулирование не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти, действующем законодательстве.

К ним относятся:

- целевые программы и  планы, определяющие стратегические  цели развития экономики;

- государственные заказы  на поставки определенных видов  продукции, выполнение работ,  оказание услуг. Законодательная  база: “Федеральный закон о поставках  продукции для федеральных хозяйственных  нужд” от 13.12.94 г. - устанавливает  общие правовые и экономические  принципы и порядок формирования , размещения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку  товаров, работ и услуг для  федеральных государственных  нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации; “Федеральный закон о закупках и поставках сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд” от 26.10.96 г, устанавливающий общие правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и средства