Государственное регулирование экономики: цели и средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной эко-номической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Оглавление

Введение.
Понятие государственного регулирования экономики и особенности экономики переходного периода.
Предмет и задачи государственного регулирования экономики.
Функции государства в экономике.
Инструментарий государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики: цели и средства.
Методы государственного регулирования
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 71.65 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение.

  1. Понятие государственного регулирования экономики и особенности экономики переходного периода.
  2. Предмет и задачи государственного регулирования экономики.
    1. Функции государства в экономике.
    2. Инструментарий государственного регулирования экономики.
  3. Государственное регулирование экономики: цели и средства.
  4. Методы государственного регулирования

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  эко-номической системы важная роль принадлежит государству. Государство  на протяжении всей истории существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не подвергается  сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада. 
          Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких сфер как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. 
         В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. 
          Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает пристального внимания. 
          Отказ государственных органов от участия в управлении экономикой и передача всей ответственности на уровень предприятий – действия, которые не отвечают потребностям развития современного производства и не обоснованны. Современные рыночные отношения практически во всех странах регулируются государственным законодательством. 
          Вопрос о том, должна ли экономика регулироваться государством или использовать рычаги саморегулирования, является спорным до настоящего времени. Но если раньше ученые склонялись к тому, что экономика сама в состоянии установить равновесие и удержать его, то сейчас становится ясно, что государственное регулирование необходимо.

Во всем мире функции государства  в управлении экономикой значительно  расширились в течение ХХ века, особенно в промышленно развитых странах. Что же касается России, то на первом этапе реформ, связанном  с проведением либерализации  и приватизации, преобладал курс на максимальное свертывание государственного вмешательства в экономику и  саморегулирование рынка. Затем  (примерно с 1995 года), политика была скорректирована с целью воссоздания государственного управления.

             Государственное регулирование охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития  и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности.

В своей курсовой работе я постаралась наиболее подробно описать преимущества государственного управления, его цели и методы осуществления. Конечно, сейчас государство не может обеспечить идеальное развитие экономики. Для этого необходимо, чтобы люди, стоящие у власти были достаточно высоко образованы и не принимали важные решения, опираясь только лишь на свои собственные интересы, что происходит сейчас в России.

Государственное регулирование  используется в интересах всего  общества для активизации всех форм деятельности и ограничения негативных процессов в экономике. Оно затрагивает  интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает  на их развитие огромное влияние.

В основе государственного регулирования - использование рычагов  и методов, прямых и косвенных  регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической  деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование  устанавливает правила и порядок  экономической деятельности, ответственность  за соблюдение этих правил. В то же время  государственное регулирование  обеспечивает самостоятельную деятельность всех экономических структур. 

 Цель работы - рассмотреть эволюцию методов государственного регулирования в экономики ХХ века . 
          Задачи работы: 
- определить необходимость государственного регулирования экономики, его средства и цели;

- определить функции государства  в экономике;

- определить инструментарий  государственного регулирования,  его      формы и методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие государственного регулирования экономики и особенности экономики переходного периода.

Проблема государственного вмешательства в экономику является, основной проблемой для любого государства, независимо от того рыночная это экономика, переходная или плановая. В плановой экономике государство просто берёт  на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. В таком случае речь идёт о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос “Что, как и для кого производить” одной единственной формой собственности - государственной, а  в ответ на основной экономический  вопрос строгой централизацией и  распределением. Однако эта система  на деле показала свою неэффективность. В плановой экономике государственное  управление играет решающую роль в  определении всех экономических  пропорций. Через систему директивных  адресных заданий государственные  органы определяют основные хозяйственные  связи и параметры деятельности каждого предприятия; объем и  основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств  производства и потребителей готовой  продукции. До предприятий доводятся  директивные задания по повышению  производительности труда и снижению себестоимости продукции, по внедрению  новой техники и формированию фонда оплаты труда и т.п. При  построении системы государственного регулирования экономики здесь  господствует принцип "максимальной возможности": все экономические  процессы, которые в принципе поддаются  централизованному регулированию, должны управляться государственными органами.

Остаётся рыночный путь развития, где перед государством не стоят  такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. В рыночной экономике  основным регулятором хозяйственных  пропорций является рынок. Государственное  регулирование играет вспомогательную  роль. Оно строится на основе принципа "необходимости": только в тех  сферах, где рыночные регуляторы в  силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное  регулирование. В рыночном хозяйстве  государству постоянно приходится корректировать глубину влияния, оно должно постоянно балансировать, то увеличиваю, то уменьшая степень вмешательства в экономику. Ведь рыночная экономика - это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителя, так и со стороны производителя.

Разумеется, представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно экономические  процессы могут эффективно регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных странах  с плановой экономикой могут наблюдаться  существенные различия в степени  экономической самостоятельности  предприятий. Точно так же степень  государственного вмешательства в  экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии  государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в  США. Но общим для всех стран с  плановой экономикой является то, что  система государственного управления предстает как основной регулятор  хозяйственных пропорций, тогда  как в странах с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные  функции.

Изменение основополагающего  принципа формирования системы государственного регулирования - одно из главных стартовых  условий перехода к рыночной экономике.

При этом современная рыночная экономика представляет собой так  называемую смешанную экономику, которая  базируется на многообразии форм собственности  и представляет собой синтез двух сил: саморегулирования, заключённого в самой природе рыночного  механизма, и государственного регулирования. Существуют различные варианты или  модели рыночной экономики. Они отличаются друг от друга удельным весом государственного сектора, а также формами и  методами такого регулирования. В одних  случаях государству отводится  крайне скромная роль, в других - оно  весьма активно вмешивается в  экономику, являясь хозяйствующим  субъектом, с одной стороны, и  активно регулирующей силой - с другой. Экономическая теория (политэкономия). / Под ред. В.И. Видяпин, Г.П. Журавлёва - М.: РЭА им. Плеханова, 2000 - С.81

Исторически в XX в. сложились  два крупных методологических подхода  к необходимости государственного регулирования макроэкономики:

1. Неоклассическая (неолиберальная) доктрина невмешательства государства  в экономическую жизнь общества.

2. Кейнсианская теория  государственного регулирования  макроэкономики.

Многие экономисты считают, что рыночная экономика объективно нуждается в государственном  регулировании. Так, П. Самуэльсон в  своей известной книге "Экономика" отмечал: "Экономическая роль государства  неуклонно возрастает. Под прямой контроль и регулирование подпадают  все новые виды деятельности в  нашем сложном, взаимосвязависимом обществе" Плотницкий, М.И., Лобкович, Э.И., Муталимов, М.Г. и др. Курс экономической  теории: Учебник. / Под ред. М.И Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис», 2003. - С.164..

Крупнейший вклад в  теорию и практику государственного регулирования макроэкономики внёс Дж. М. Кейнс (1883 - 1946 гг.) оказавший глубокое влияние на современную экономическую  мысль. Он создавал теорию, получившую его имя - кейнсианство. Признание  экономистов всего мира принесла ему работа "Общая теория занятости, процента и денег". В ней сформулированы основные положения кейнсианства: количественные связи экономических величин - капиталовложений и национального дохода ; инвестиций и занятости населения; национального дохода, потребления и сбережений; совокупного количества денег в обращении, уровня цен, зарплаты, прибыли и процента.

Кейнс подверг критике  классическую экономическую теорию, которая утверждала, что капиталистическая  система в обязательном порядке  порождает достаточный эффективный  спрос для полного применения всех факторов производства в условиях свободной конкуренции. Он отверг доктрину "laissez-faire" (свободы выбора) и признал, что капитализм, представленный самому себе, ведёт к безработице и кризисам. Однако он стремится показать, что при определённых мерах государственного вмешательства экономическая система капитализма может достичь равновесия при любом уровне занятости. Признавая, что капиталистическая система не является саморегулирующейся, он показывал, как может государство регулировать экономику, влияя на норму процента, и, следовательно, - на инвестиции и занятость. Дж. М. Кейнс создал новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики со стороны государства. Финансовая политика, построенная на теории Кейнса, подтвердила свою жизненность на практике. В целом ряде стран Западной Европы были получены положительные результаты. Социал-демократы использовали государственное регулирование для финансирования системы образования, здравоохранения и социальной сферы.

Австрийский экономист Ф. Хайек, (виднейший представитель  неолиберализма) - в своей работе "Дорога рабства" также отвергает  все формы государственного регулирования  экономики, поскольку они, по его  мнению неумолимо ведут к тоталитаризму. Для Ф. Хайека, как и для его  соотечественника и сторонника либерализма  Л. Мизеса, социализм является концом рациональной экономики. На смену политике государственного регулирования пришли методы "чисто денежного" воздействия  на экономику. Современная монетаристская теория и практика рассматривает  деньги как решающий фактор воспроизводства.

Однако государственная  политика не может не изменяться в  рыночной системе, иначе оно превратится  из эффективного стабилизатора и  регулятора в элемент, тормозящий развитие экономики. Вмешательство государства  необходимо, оно преследует определённые цели, как правило, для корректировки  “несовершенств” рыночного механизма, с которыми сам рынок не в состоянии  справиться. Существуют сферы, которые  находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается общественный товаров, то есть товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами это продукции.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и средства