Государственное регулирование экономики: цели и средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной эко-номической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Оглавление

Введение.
Понятие государственного регулирования экономики и особенности экономики переходного периода.
Предмет и задачи государственного регулирования экономики.
Функции государства в экономике.
Инструментарий государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики: цели и средства.
Методы государственного регулирования
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 71.65 Кб (Скачать)

Государственное регулирование  экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах  мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная  рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.

В нашей стране опыт последнего десятилетия показал, что почти  полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и  поддержание объектов инфраструктуры.

Огромную роль в государственном  воздействии на социально-экономическое  развитие играют законы, позволяющие  регламентировать поведение хозяйствующих  субъектов. Именно законодательная  база, созданная на начальном этапе  перехода к рыночным отношениям, позволила  сгладить в какой-то мере многие отрицательные  последствия современного рынка.

Суть государственного регулирования  на современном этапе переходного  периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в  создании более эффективной системы  регулирования экономики с учетом накопленного позитивного опыта.

Прежде всего для создания такой эффективной системы регулирования  необходимо проведение ряда мероприятий.

* Оздоровление финансовой  системы, переход к индикативным  методам, использованию финансовых  рычагов.

* Создание условий приспособления  и последующего развития для  убыточных и низкорентабельных  предприятий, ликвидировать, которые  сразу просто нельзя. Им нужно  обеспечить временную поддержку  с помощью льгот и дотаций  для приспособления к работе  в условиях рынка. На следующем  этапе - разгосударствление, приватизация  собственности на выгодных для  государства условиях.

* Осуществление структурной  перестройки всего хозяйственного  комплекса страны, внедрение новейших  достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная  перестройка обычными методами  через рассеяние капиталов и  создание через них необходимых накоплений - это слишком длительный и тяжелый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс.

* Проведение активной  социальной политики, призванной  облегчить для населения отрицательные  последствия перехода к рынку,  обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер  повышения уровня занятости населения.

* Проведение четкой антимонопольной  политики, повышение государственного  контроля за деятельностью монополий,  увеличение доли государства  при акционировании собственности  крупных монополий. Главными рычагами  регулирования должны стать стоимостные  пропорции, с помощью которых  можно формировать пропорции  развития и воспроизводства в  сферах экономики. Цены, налоги, льготы  по ним, выделение финансовых  ресурсов, кредитные ставки, рентные  платежи, ставки оплаты труда,  пенсий, пособий - все это составляет  совокупность экономических рычагов,  с помощью которых можно осуществлять  воздействие на экономические  интересы производств, регионов. Одним из важнейших элементов  государственного регулирования  является контроль над ценами. Безусловно, в условиях рынка  невозможно установить контроль над ценами на все виды продукции. Но контроль над ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь хлеб. Так, например, в Германии в настоящее время государство контролирует пятьдесят процентов всех цен, помогает субсидиями селу, финансирует жилищное строительство. И это происходит в стране с давно сложившейся и эффективно развивающейся рыночной экономикой.

Государственное регулирование - это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.

Как уже отмечалось, под  государственным регулированием понимается система или совокупность взаимосвязанных  методов и экономических рычагов, воздействующих на все сферы социально- экономической жизни страны, в  том числе и на производство, обмен, распределение и потребление  производственной продукции. Однако механизм регулирования не сводится только к  набору методов и рычагов управленческого  воздействия на социально-производственные процессы. Управленческое воздействие  составляет лишь одну сторону механизма  регулирования. Главное же содержание его определяется целевым предназначением  системы, целевыми функциями каждого  элемента и его взаимодействиями с другими элементами системы  государственного регулирования.

Суть государственного регулирования  экономики можно свести к следующему.

* Задачами государственного  регулирования экономики являются: на начальном этапе переходного  периода - осуществление мер по  либерализации экономики; на втором  этапе - мер по стабилизации  экономики и на завершающем  этапе - мер по повышению эффективности,  поступательному развитию.

* Государственное регулирование  экономики должно привести к  балансу взаимных интересов, т.е., с одной стороны, оно должно  обеспечить эффективный ход экономических  реформ, используя при этом рыночные  механизмы, а с другой - добиться  справедливости в распределении  доходов и ресурсов.

* Одной из задач регулирования  является умелое использование  ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает  государство, для увеличения поступлений  в доходную часть бюджета, а  также на инвестирование, реструктуризацию  и развитие экономики. При этом  важно руководствоваться критерием  сохранения рыночных свобод.

* Задачей регулирования  является разработка программ  социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных,  а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении.

* Государственное регулирование  должно быть направлено на  укрепление экономической основы  самостоятельного социально- экономического  развития всех регионов Российской  Федерации посредством четкого  разграничения компетентности и  ответственности между органами  государственной власти РФ, субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления. Особенно важно  такое разграничение в области  использования природно-ресурсного  потенциала, развития базовых отраслей  экономики, военно-промышленного  комплекса, транспорта, внешнеэкономической  деятельности и др. При этом  необходимы меры по совершенствованию  правовых основ и взаимодействия  федеральных, региональных и муниципальных  органов власти.

* Среди задач государственного  регулирования есть и задача  укрепления финансовой самостоятельности  регионов на основе принципов  бюджетного федерализма.

* Задачами регулирования  являются сглаживание межрегиональных  различий, выравнивание уровней  социально-экономического развития  регионов, а также всемерная поддержка  регионов с экстремальными природно-экономическими  условиями.

* Особенно важно государственное  регулирование для районов Крайнего  Севера, Сибири, территорий, где проживают  малочисленные народы, а также  районов экологического бедствия.

* Государственное регулирование  является основой формирования  единого товарного рынка России  и региональных рынков; оно призвано  обеспечить принципы единства  экономического пространства страны, свободу перемещения товаров,  капиталов и рабочей силы по  всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование  предполагает эффективное функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам, отраслям, производствам. При этом велика роль государственного регулирования в совершенствовании  методики расчетов трансфертов.

2.1. Функции государства  в экономике.         

 Вмешательства государства  в экономику преследует определённые функции. Как правило, оно корректирует те “несовершенства”, которые присущи рыночному механизму и с которыми рынок либо не может справиться, либо его решения не эффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворить коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется ещё и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всём этом должно позаботиться государство.  Прерогатива государства – обеспечение надёжного правопорядка в стране, а это, в свою очередь, является основой для развития экономики.      
         В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.  
         В зависимости от типа экономической системы – рыночная экономика свободной конкуренции или экономика несовершенной конкуренции, традиционная, административно-командная – складываются функции государства.                              
 
          На государство возлагаются следующие основные функции: 
1.  Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает законодательные и нормативные документы, регулирующие механизм функционирования экономики в целом и отдельных её субъектов. 
            Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и администрации и т.д. 
2.   Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объём валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. 
           Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это существенным  образом негативно повлияет на экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы;  
3.     Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в  гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т.д.  
         Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе:

4. Социально-ориентированое  распределение ресурсов. Государство  организует производство товаров  и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.; 
5.      Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.  
          Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе монопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д. 
          Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состояния экономики в целом. 
        Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса. 
           Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. 
           Из этого следует, что государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории  для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и средства