Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:30, контрольная работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной эко-номической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Введение.
Понятие государственного регулирования экономики и особенности экономики переходного периода.
Предмет и задачи государственного регулирования экономики.
Функции государства в экономике.
Инструментарий государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики: цели и средства.
Методы государственного регулирования
Заключение.
Список использованной литературы.
Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства.
В нашей стране опыт последнего десятилетия показал, что почти полный отказ от регулирования государством процесса социально-экономического развития, предоставление стихии рынка неограниченной свободы привели к глубочайшему кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблемы развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.
Огромную роль в государственном воздействии на социально-экономическое развитие играют законы, позволяющие регламентировать поведение хозяйствующих субъектов. Именно законодательная база, созданная на начальном этапе перехода к рыночным отношениям, позволила сгладить в какой-то мере многие отрицательные последствия современного рынка.
Суть государственного регулирования
на современном этапе переходного
периода заключается не в полном
демонтаже старой системы, а в
создании более эффективной системы
регулирования экономики с
Прежде всего для создания
такой эффективной системы
* Оздоровление финансовой
системы, переход к
* Создание условий
* Осуществление структурной
перестройки всего
* Проведение активной
социальной политики, призванной
облегчить для населения
* Проведение четкой
Государственное регулирование - это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.
Как уже отмечалось, под
государственным регулированием понимается
система или совокупность взаимосвязанных
методов и экономических
Суть государственного регулирования экономики можно свести к следующему.
* Задачами государственного
регулирования экономики
* Государственное регулирование
экономики должно привести к
балансу взаимных интересов, т.
* Одной из задач регулирования
является умелое использование
ресурсов (природных, человеческих,
финансовых), которыми располагает
государство, для увеличения
* Задачей регулирования
является разработка программ
социально-экономического
* Государственное регулирование
должно быть направлено на
укрепление экономической
* Среди задач государственного
регулирования есть и задача
укрепления финансовой
* Задачами регулирования
являются сглаживание
* Особенно важно
* Государственное регулирование
является основой формирования
единого товарного рынка
Государственное регулирование
предполагает эффективное функционирование
системы оказания финансовой помощи
отдельным регионам, отраслям, производствам.
При этом велика роль государственного
регулирования в
2.1. Функции государства в экономике.
Вмешательства государства
в экономику преследует определённые
функции. Как правило, оно корректирует
те “несовершенства”, которые присущи
рыночному механизму и с которыми рынок
либо не может справиться, либо его решения
не эффективно. Государство берет на себя
ответственность за создание равных условий
для соперничества предпринимателей,
для эффективной конкуренции, за ограничение
власти монополий. Оно также заботится
о производстве достаточного количества
общественных товаров и услуг, так как
рыночный механизм не в состоянии должным
образом удовлетворить коллективные потребности
людей. Участие государства в экономической
жизни диктуется ещё и тем, что рынок не
обеспечивает социально справедливое
распределение дохода. Государству надлежит
заботиться об инвалидах, малоимущих,
стариках. Ему также принадлежит сфера
фундаментальных научных разработок.
Поскольку рынок не гарантирует право
на труд, государству приходится регулировать
рынок труда, принимать меры по сокращению
безработицы. Рыночная экономика не решает
и многие другие актуальные проблемы.
И обо всём этом должно позаботиться государство.
Прерогатива государства – обеспечение
надёжного правопорядка в стране, а это,
в свою очередь, является основой для развития
экономики.
В целом государство
реализует политические и социально-экономические
принципы данного сообщества граждан.
Оно активно участвует в формировании
макроэкономических рыночных процессов.
В зависимости
от типа экономической системы – рыночная
экономика свободной конкуренции или
экономика несовершенной конкуренции,
традиционная, административно-командная
– складываются функции государства.
На государство возлагаются следующие
основные функции:
1. Создание правовой основы для принятия
экономических решений. Государство разрабатывает
законодательные и нормативные документы,
регулирующие механизм функционирования
экономики в целом и отдельных её субъектов.
Создание
законодательной базы – это установление
правил поведения экономических агентов,
юридических принципов экономического
общения, которых обязаны придерживаться
в своих действиях все экономические агенты
– производители, потребители и само государство.
В числе этих правил можно отметить законодательные
и нормативные акты, защищающие права
частной собственности и определяющие
формы предпринимательской деятельности,
условия функционирования предприятий,
их взаимоотношения между собой и государством.
Правовые нормы распространяются на проблемы
качества продукции и безопасность труда,
вопросы взаимоотношений профсоюзов и
администрации и т.д.
2. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое
развитие экономики, когда достигаются
и поддерживаются на оптимальном уровне
основные макроэкономические показатели:
объём валового национального продукта,
национальный доход, уровень инфляции
и безработицы, дефицит бюджета, поддержания
стабильного уровня цен и национальной
валюты. Для обеспечения стабилизации
экономики государство обязано использовать
все имеющиеся в его распоряжении рычаги
и методы посредством проведения соответствующей
фискальной, финансово-кредитной, научно-технической
и инвестиционной политики.
Если
государство не будет добиваться стабилизации
экономики, то это существенным образом
негативно повлияет на экономику страны
в целом, социальную обстановку и другие
процессы;
3. Обеспечение социальной защиты и социальной
гарантии. Государство обязано проводить
активную социальную политику, суть которой
в гарантированном обеспечении всех работающих
минимумом заработной платы, пенсиями
по старости и инвалидности, пособиями
по безработице; в обеспечении различных
видов помощи малоимущим; в осуществлении
индексации фиксированных доходов в связи
с инфляцией и т.д.
Проводя эту
политику, государство тем самым обеспечивает
минимальный прожиточный уровень для
всех граждан своей страны и не допускает
социальной напряженности в обществе:
4. Социально-ориентированое
распределение ресурсов. Государство
организует производство
5. Антимонопольная деятельность государства
является одной из важнейших областей
приложения государственного вмешательства.
Регулирование развивается в двух направлениях.
На тех немногих рынках, где условия препятствуют
эффективному функционированию отрасли
при конкуренции, то есть в так называемых
естественных монополиях, государством
создаются общественные регулирующие
органы для контроля за их экономическим
поведением. На большинстве других рынков,
где монополия не стала необходимостью,
общественный контроль принял форму антимонопольного
законодательства.
Для предотвращения
последствий, связанных с несовершенством
конкуренции, государство, на основе монопольного
законодательства, использует меры государственного
регулирования, устанавливая контроль
над ценами, прибегая к разделению больших
фирм, препятствуя их слиянию. Оно может
изымать в судебном порядке незаконно
полученную прибыль и т.д.
Защита
конкуренции как основы функционирования
рыночной экономики не сводится к регулированию
правил поведения монополий или борьбы
с ними. Важнейшим условием создания конкурентной
среды является наличие достоверной информации
о ситуации на рынке и состояния экономики
в целом.
Антимонопольное
законодательство представляет собой
пакет законов, который выступает как
средство поддержания государством баланса
между конкуренцией и монополией, как
средство установления официальных “правил
игры” на рынке. Конкретный характер и
содержание антимонопольного законодательства
в разных странах имеют свои особенности,
однако можно выделить общие для всех
стран основы этого законодательства:
охрана и поощрение конкуренции, контроль
над фирмами, занимающими господствующее
положение на рынке, контроль над ценами,
защита интересов потребителей, защита
интересов и содействие развитию среднего
и мелкого бизнеса.
Современное
антимонопольное законодательство имеет
два принципиальных направления: контроль
за ценами и контроль за слияниями компаний.
Антимонопольное законодательство в первую
очередь запрещает соглашение по ценам.
Незаконным является сговор между фирмами
в целях установления цен. Законом преследуется
демпинговая практика продаж, когда фирма
умышленно устанавливает более низкие
цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли
конкурентов.
Из этого
следует, что государство выступает в
роли арбитра, который избирает оптимальное
(и наиболее эффективное) соотношение
между монополиями и конкурентными отраслями.
В различные периоды истории для различных
стран это соотношение было разным, корректируемым
под особенности развития экономики, и
государство должно умело и эффективно
использовать этот механизм.
Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и средства