Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:30, контрольная работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной эко-номической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.
Введение.
Понятие государственного регулирования экономики и особенности экономики переходного периода.
Предмет и задачи государственного регулирования экономики.
Функции государства в экономике.
Инструментарий государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики: цели и средства.
Методы государственного регулирования
Заключение.
Список использованной литературы.
- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
- нормативные требования к качеству продукции;
- ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции;
- выдача лицензий на
все виды материальной
Методы косвенного государственного регулирования - это такие методы, которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности..
К ним относятся:
- уровень налогообложения;
- регулирование цен;
- платежи на ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
В последние годы в нашей стране стала все более зависимой от государства политика цен. Вначале это касалось преимущественно потребительских цен на социально - значимые товары первой необходимости и услуги массового спроса. Сфера такого регулирования постепенно сужалась, но и сейчас его масштабы значительны. Права по регулированию цен на товары и услуги для населения все больше передаются от федеральных органов субъектам Федерации. Из продуктов питания более всего административному воздействию подвергались цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания. Полностью регулировались тарифы пассажирского транспорта и связи, детских дошкольных учреждений, учреждений правового характера. С 1994-1995 гг. в целях активизации антиинфляционной политики были проведены меры по усилению государственного регулированию цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители , а также тарифы на железнодорожные перевозки грузов. Были применены следующие методы: установление предельно допустимых размеров рентабельности в ценах товаров и услуг; введение предельных соотношений в допустимом росте цен на товары топливно - сырьевой группы и тарифы по отношению к среднему индексу цен производителей в промышленности; заключение соглашений о размера увеличения цен между поставщиками и потребителями структурообразующих видов продукции, определяющих устойчивость работы предприятий; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня инфляции в промышленности, усиление финансового, налогового воздействия на цены поставляемых ими на рынок товаров и услуг.
Денежная политика. В России на первом этапе реформ этот подход носил ярко выраженный инфляционный характер - эмиссия денег была основным источником финансирования бюджетного дефицита и главным фактором раскручивания инфляционной спирали. Затем правительство наметило антиинфляционные меры и отказалось от инфляционных методов покрытия бюджетного дефицита , который стал финансироваться за счет кредитных, заемных средств ( внутренних и внешних займов, увеличения государственного долга) Это свидетельствовало о переходе к жесткому сдерживанию роста денежной массы в сочетании с ограничительной бюджетной и кредитной политикой.
Правительство и Центральный банк России с 1995 г. осуществили ряд мер по укреплению рубля и ограничению долларизации экономики. Наиболее крупные из них:
- введение и поддержание
валютного коридора, ограничивающего
рамки колебаний курса рубля
при свободной купле - продаже
иностранной валюты в биржевых
сделках и банковских
- смягчение нехватки денег
при росте неплатежей, применением
в расчетах налоговых
- проведение с 1 января
1998 г. деноминации рубля и замены
в течении трех лет старых
рублей новыми. Обмен с формальных
позиций денежной реформой
Финансовая политика. Финансовое оздоровление производства в исходной концепции реформ связывалось с приватизацией и акционированием, а в качестве следующего шага - с введением процедуры банкротств для убыточных предприятий. Однако приватизация только ухудшила финансовое состояние большей части предприятий из - за того, что она сопровождалась инфляцией , утратой собственных оборотных средств и роста задолженностей. Меры по стабилизации финансового положения осуществлялись правительством в основном путем ограничения инфляционного роста издержек производства, снижения процента за кредит, предоставления льгот по уплате налогов, расширения практики взаимозачетов, а также расчетов векселями и продажей долговых обязательств.. По большей части они носили стабилизационных характер и были направлены на устранение негативных последствий приватизации и либерализации экономики.
Бюджетная политика. В управлении экономикой России усилилась роль федерального бюджета как основного финансового плана государства, регулирующего потоки денежных ресурсов и через них отраслевые и территориальные пропорции народного хозяйства. Замысел реформы состоял в том, чтобы создавать посредством жесткой бюджетной политики условия саморегулирования рыночных процессов. Новые функции бюджета заключаются в регулировании инвестиционных процессов и поддержке развития отдельных отраслей; использовании финансирования как основного рычага управления предприятиями и организациями, деятельность которых оплачивается за счет бюджетных средств; реализации предусмотренного новым законодательством минимума социальных гарантий населению, регулировании социально - экономического развития субъектов Федерации, роль которых в руководстве экономикой в условиях реформы существенно возросла.
Очень важной предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное программирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально - экономического развития страны.
Возможные временные рамки
среднесрочных разработок такого рода
составляют от 4 до 7 лет. Это вполне
оправданно. С одной стороны, они
совпадают с периодами ротации
исполнительной власти, разрабатывающей
и реализующей программы
Программа - это комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной, научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития.
Прогноз - это профессиональных и содержательных научный анализ потенциальных ориентиров и альтернатив развития народного хозяйства, общих направлений решения ключевых социально - экономических проблем, исходя из осмысления текущего состояния и реальностей возможного изменения воспроизводственных процессов в экономике.
Исходным пунктом, как программ, так и прогнозов должен служить анализ текущего социально - экономического положения страны. В этом разделе должны содержаться: объективная оценка общеэкономической ситуации, позитивные и негативные тенденции развития, узкие места и точки роста, конструктивные и деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и другие аспекты, служащие базой обоснования и выработки конструктивных предложений на перспективу.
Следующим логическим шагом является формулировка целей и задач, намечаемых для решения в рассматриваемой перспективе. Выдвигаемые цели и ориентиры , как качественные , так и количественные , должны иметь четко определенный, предметный характер и демонстрировать состояние ключевых для данного периода социально - экономических параметров в конце рассматриваемого срока.
В настоящее время ключевые задачи новой экономической политики могут быть сформулированы следующим образом:
- повышение уровня загрузки еще сохранившихся мощностей;
- восстановление необходимых
масштабов инвестиционной
- формирование ценовых
механизмов перераспределения
- обеспечение устойчивых
высоких темпов экономического
роста на базе нового
- создание предпосылок
для формирования здоровых
- структурная перестройка
экономики, модернизация и
- выход на мировые рынки
обрабатывающей промышленности
за счет повышения
Общие предпосылки реализации конструктивной стратегии развития состоят прежде всего в существенном расширении функций и ответственности государства в регулировании экономических процессов:
- нормализации структуры относительных цен , регулировании цен в отраслях, подстегивающих инфляцию издержек;
- регулирование деятельности естественных монополий;
- ужесточении контроля
внешнеэкономической
- всесторонней поддержке
спроса на продукцию
Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие. Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Они характеризуются конкретно выраженными конечными результатами; включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом.
В настоящее время можно выделить две трактовки программно - целевого подхода. Сторонники первой делают акцент на признаках взаимосвязанности целей и оптимизации затрат времени и ресурсов. Согласно второй, расширительной , версии, программа - это “комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной, научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития. При таком определении программа становится неотличимой от плана.
Разработка и утверждение
целевой программы
Программа социально - экономического
развития Российской Федерации представляет
собой комплексную систему
- оценка итогов социально
- экономического развития
- концепция программы
социально - экономического развития
страны на среднесрочную
- макроэкономическая политика;
- институциональные
- инвестиционная и структурная политика;
- аграрная политика;
- экологическая политика;
- социальная политика;
- региональная экономическая политика;
- внешнеэкономическая политика…
Заключение.
Выше были рассмотрены
основные методы и инструменты государственного
регулирования экономики. Видно, что в
арсенале государства имеется широкий
набор средств и методов регулирования
экономики, от регулирования экономического
законодательства, устанавливая тем самым
правила поведения экономических агентов,
до воздействия на денежный рынок с помощью
политики учётной ставки. Однозначно определить,
где находится грань между цивилизованным
регулированием экономики и грубым вмешательством
в рыночные механизмы на сегодняшний день
очень сложно. Недаром на этот счёт существует
множество мнений. Со всей уверенностью
можно лишь сделать вывод о том, что государственное
регулирование экономики необходимо и
обсуждать стоит лишь степень государственного
вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее
правильным принципом здесь будет следующий
– конкуренция должна обеспечиваться
везде, где возможно, регулирующее воздействие
государства – везде где необходимо. И
уж конечно неприемлемы меры “физического
воздействия” на рыночные механизмы,
которые могут подорвать всю экономическую
систему.
В
целом трудно переоценить роль государства
в экономике. Оно создаёт условия для экономической
деятельности, защищает предпринимателей
от угрозы со стороны монополий, обеспечивает
потребности общества в общественных
товарах, обеспечивает социальную защиту
малообеспеченных слоёв населения, решает
вопросы национальной обороны. С другой
стороны, государственное вмешательство
может в некоторых случаях заметно ослабить
рыночный механизм и принести заметный
вред экономике страны.
Для сегодняшней
России, особенно важно государственное
регулирование. После десятилетий тотального
диктата государства в экономике, высказываются
мнения о полном отказе от государственного
вмешательства в экономику. Видимо, истина,
как всегда, где-то посередине. Именно
поэтому, для России важен мировой опыт
государственного регулирования экономики,
который и нужно изучать.
Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и средства