Государственное регулирование экономики: цели и средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной эко-номической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Оглавление

Введение.
Понятие государственного регулирования экономики и особенности экономики переходного периода.
Предмет и задачи государственного регулирования экономики.
Функции государства в экономике.
Инструментарий государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики: цели и средства.
Методы государственного регулирования
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 71.65 Кб (Скачать)

- государственная поддержка  программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования  к качеству продукции;

- ограничения и запреты  по выпуску определенных видов  продукции;

- выдача лицензий на  все виды материальной деятельности.

Методы  косвенного государственного регулирования - это такие методы, которые воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности..

К ним относятся:

- уровень налогообложения;

- регулирование цен;

- платежи на ресурсы,  ставки процента за кредит  и кредитные льготы;

- таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные  курсы и условия обмена валют.  

В последние годы в нашей  стране стала все более зависимой  от государства политика цен. Вначале это касалось преимущественно потребительских цен на социально - значимые товары первой необходимости и услуги массового спроса. Сфера такого регулирования постепенно сужалась, но и сейчас его масштабы значительны. Права по регулированию цен на товары и услуги для населения все больше передаются от федеральных органов субъектам Федерации. Из продуктов питания более всего административному воздействию подвергались цены на хлеб, молоко и молочные продукты, муку, соки и фрукты, консервы для детского питания. Полностью регулировались тарифы пассажирского транспорта и связи, детских дошкольных учреждений, учреждений правового характера. С 1994-1995 гг. в целях активизации антиинфляционной политики были проведены меры по усилению государственного регулированию цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями, в первую очередь на электроэнергию, энергоносители , а также тарифы на железнодорожные перевозки грузов. Были применены следующие методы: установление предельно допустимых размеров рентабельности в ценах товаров и услуг; введение предельных соотношений в допустимом росте цен на товары топливно - сырьевой группы и тарифы по отношению к среднему индексу цен производителей в промышленности; заключение соглашений о размера увеличения цен между поставщиками и потребителями структурообразующих видов продукции, определяющих устойчивость работы предприятий; ограничение роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий в пределах уровня инфляции в промышленности, усиление финансового, налогового воздействия на цены поставляемых ими на рынок товаров и услуг. 

Денежная  политика. В России на первом этапе реформ этот подход носил ярко выраженный инфляционный характер - эмиссия денег была основным источником финансирования бюджетного дефицита и главным фактором раскручивания инфляционной спирали. Затем правительство наметило антиинфляционные меры и отказалось от инфляционных методов покрытия бюджетного дефицита , который стал финансироваться за счет кредитных, заемных средств ( внутренних и внешних займов, увеличения государственного долга) Это свидетельствовало о переходе к жесткому сдерживанию роста денежной массы  в сочетании с ограничительной бюджетной и кредитной политикой.

Правительство и Центральный  банк России с 1995 г. осуществили ряд  мер по укреплению рубля и ограничению  долларизации экономики. Наиболее крупные  из них:

- введение и поддержание  валютного коридора, ограничивающего  рамки колебаний курса рубля  при свободной купле - продаже  иностранной валюты в биржевых  сделках и банковских операциях,  поощрение расчетов и вкладов  в рублях путем установления  более высокой доходности государственных  ценных бумаг (ГКО, ОФЗ);

- смягчение нехватки денег  при росте неплатежей, применением  в расчетах налоговых освобождений, долговых обязательств и т.  д. Система взаимозачетов в  разных формах использовалась  на всем протяжении реформы.  В исполнении государственного бюджета она введена в начале 1996 г. и сыграла определенную роль в ослаблении кризиса неплатежей;

- проведение с 1 января 1998 г. деноминации рубля и замены  в течении трех лет старых  рублей новыми. Обмен с формальных  позиций денежной реформой         не является, так как , по мнению Центрального банка и правительства, представляет собой техническую операцию.  

Финансовая  политика. Финансовое оздоровление производства в исходной концепции реформ связывалось с приватизацией и акционированием,  а в качестве следующего шага - с введением процедуры банкротств для убыточных предприятий. Однако приватизация только ухудшила финансовое состояние большей части предприятий из - за того, что она сопровождалась инфляцией , утратой собственных оборотных средств и роста задолженностей. Меры по стабилизации финансового положения осуществлялись правительством в основном путем ограничения инфляционного роста издержек производства, снижения процента за кредит, предоставления льгот по уплате налогов, расширения практики взаимозачетов, а также расчетов векселями и продажей долговых обязательств.. По большей части они носили стабилизационных характер и были направлены на устранение негативных последствий приватизации и либерализации экономики. 

Бюджетная политика. В управлении экономикой России усилилась роль федерального бюджета как основного финансового плана государства, регулирующего потоки денежных ресурсов и через них отраслевые и территориальные пропорции народного хозяйства. Замысел реформы состоял в том, чтобы создавать посредством жесткой бюджетной политики условия саморегулирования рыночных процессов. Новые функции бюджета заключаются в регулировании инвестиционных процессов и поддержке развития отдельных отраслей; использовании финансирования как основного рычага управления предприятиями и организациями, деятельность которых оплачивается за счет бюджетных средств; реализации  предусмотренного новым законодательством минимума социальных гарантий населению, регулировании социально - экономического развития субъектов Федерации, роль которых в руководстве экономикой в условиях реформы существенно возросла.  

Очень важной предпосылкой государственного регулирования экономики  является разработка прогнозов. Государственное программирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально - экономического развития страны.

Возможные временные рамки  среднесрочных разработок такого рода составляют от 4 до 7 лет. Это вполне оправданно. С одной стороны, они  совпадают с периодами ротации  исполнительной власти, разрабатывающей  и реализующей программы развития. С другой, это минимальный срок для получения ощутимых конструктивных эффектов управляющих воздействий, если учитывать масштабы и инертность отечественной экономики.

Программа - это комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в  области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной, научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития.

Прогноз - это профессиональных и содержательных научный анализ потенциальных ориентиров и альтернатив  развития народного хозяйства, общих  направлений решения ключевых социально - экономических проблем, исходя из осмысления текущего состояния и  реальностей возможного изменения  воспроизводственных процессов  в экономике.

Исходным пунктом, как программ, так и прогнозов должен служить анализ текущего социально - экономического положения страны. В этом разделе должны содержаться: объективная оценка общеэкономической ситуации, позитивные и негативные тенденции развития, узкие места и точки роста, конструктивные и деструктивные эффекты предшествующих управляющих воздействий и другие аспекты, служащие базой обоснования и выработки конструктивных предложений на перспективу.

Следующим логическим шагом  является формулировка целей и задач, намечаемых для решения в рассматриваемой  перспективе.  Выдвигаемые цели и ориентиры , как качественные , так и количественные , должны иметь четко определенный, предметный характер и демонстрировать состояние ключевых для данного периода социально - экономических параметров в конце рассматриваемого срока.

В настоящее время ключевые задачи новой экономической политики могут быть сформулированы следующим  образом:

- повышение уровня загрузки  еще сохранившихся мощностей;

- восстановление необходимых  масштабов инвестиционной деятельности;

- формирование ценовых  механизмов перераспределения ресурсов  накопления между добывающими  и перерабатывающими отраслями;

- обеспечение устойчивых  высоких темпов экономического  роста на базе нового воспроизводственного  механизма;

- создание предпосылок  для формирования здоровых мотиваций  деятельности экономически активного  населения путем адекватного  роста доходов и условий их  реализации, создание высокоразвитого  потребительского сектора экономики;

- структурная перестройка  экономики, модернизация и расширение  экономического потенциала страны;

- выход на мировые рынки  обрабатывающей промышленности  за счет повышения технического  уровня и конкурентоспособности  отечественной продукции.

Общие предпосылки реализации конструктивной стратегии развития состоят прежде всего в существенном расширении функций и ответственности  государства в регулировании  экономических процессов:

- нормализации структуры  относительных цен , регулировании цен в отраслях, подстегивающих инфляцию издержек;

- регулирование деятельности  естественных монополий;

- ужесточении контроля  внешнеэкономической деятельности;

- всесторонней поддержке  спроса на продукцию отечественных  товаропроизводителей , расширении  сферы и объема госзаказа. 

Государственное программирование позволяет предвидеть перспективы развития, предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Программирование придает рынку более целенаправленное развитие. Целевые программы разрабатываются как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Они характеризуются конкретно выраженными конечными результатами; включают в себя полную совокупность заданий, мероприятий и соответствующих ресурсов; отличаются высокой степенью комплексности, имеют определенный период реализации. Определяются также возможные исполнители и сроки реализации отдельных мероприятий и программы в целом.

В настоящее время можно  выделить две трактовки программно - целевого подхода. Сторонники первой делают акцент на признаках взаимосвязанности  целей и оптимизации затрат времени  и ресурсов. Согласно второй, расширительной , версии, программа - это “комплекс локализованных во времени и пространстве, непротиворечивых конкретных мер в области социальной, структурно - инвестиционной, финансово - кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой, внешнеэкономической, аграрной, научно - технической, институциональной политики, ориентированных на достижение как качественно, так и количественно определенных целей социально - экономического развития. При таком определении программа становится неотличимой от плана.

Разработка и утверждение  целевой программы осуществляются с учетом интересов заказчиков и  исполнителей, а также с учетом макроэкономической ситуации и прогнозируемых бюджетных возможностей.

Программа социально - экономического развития Российской Федерации представляет собой комплексную систему целевых  ориентиров  социально - экономического развития страны и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. В такой программе, рассчитанной на среднесрочную перспективу, отражаются:

- оценка итогов социально  - экономического развития Российской  Федерации за предыдущий период  и характеристика состояния экономики;

- концепция программы  социально - экономического развития  страны на среднесрочную перспективу;

- макроэкономическая политика;

- институциональные преобразования;

- инвестиционная и структурная  политика;

- аграрная политика;

- экологическая политика;

- социальная политика;

- региональная экономическая  политика;

- внешнеэкономическая политика…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Выше были рассмотрены  основные методы и инструменты  государственного регулирования экономики. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования экономики, от регулирования экономического законодательства, устанавливая тем самым  правила поведения экономических агентов, до воздействия на денежный рынок с помощью политики учётной ставки. Однозначно определить, где находится грань между цивилизованным регулированием экономики и грубым вмешательством в рыночные механизмы на сегодняшний день очень сложно. Недаром на этот счёт существует множество мнений. Со всей уверенностью можно лишь сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики необходимо и обсуждать стоит лишь степень государственного вмешательства и его методы. Пожалуй, наиболее правильным принципом здесь будет следующий – конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде где необходимо.  И уж конечно неприемлемы меры “физического воздействия” на рыночные механизмы, которые могут подорвать всю экономическую систему. 
            В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. 
         Для сегодняшней России, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Именно поэтому, для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.   

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и средства