Государственное регулирование экономики: цели и средства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной эко-номической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю – даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Оглавление

Введение.
Понятие государственного регулирования экономики и особенности экономики переходного периода.
Предмет и задачи государственного регулирования экономики.
Функции государства в экономике.
Инструментарий государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики: цели и средства.
Методы государственного регулирования
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике.docx

— 71.65 Кб (Скачать)

К числу проблем, которые  не решает рыночный механизм, относятся  внешние, или побочные эффекты. Например, когда производство приводит к загрязнению  окружающей среды, то, как правило, требуются  дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные явления, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует  на явления, которые стали настоящей  бедой для человечества.

Следует также отметить, что рынок “слеп” к проблемам  справедливости и равенства. Ничем  не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов  рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищённости. Когда  рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато  серьёзными социальными конфликтами. Вмешательства государства требует  и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по её сокращению или  смягчению её последствий, если она  всё же неизбежна.

Негативные последствия  действия вышеперечисленных факторов привели к осознанию того, что  надежды только на рыночную самонастройку  могут поставить под вопрос само существование системы. Государство  обязано взять на себя ответственность  за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а  также заботиться о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющие  коллективные потребности людей. Государство  должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему  также принадлежит сфера фундаментальных  научных разработок, потому что для  предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Государство  регулирует рынок труда, принимая меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует  политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании рыночных процессов.

В силу экономических, социальных, политических и других причин развития рыночный механизм государственного экономического регулирования сформировался в  ФРГ, Франции, Австрии, Испании, Голландии, Швеции и в других странах Западной Европы, в Японии, а затем в  некоторых развивающихся странах  Латинской Америки и Азии. Менее  развито государственное регулирование  макроэкономики в США, Канаде и Австралии, где оно обычно усиливается в  периоды ухудшения рыночной конъюнктуры  и кризисной фазы экономического цикла.

Принципиально важна важная роль государственного регулирования  макроэкономики для России и других постсоциалистических стран, осуществляющих коренную трансформацию командной  социально-экономической системы  в рыночную. Не менее важна роль государственного регулирования макроэкономики для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, многие из которых, исходя из социалистической ориентации и опираясь на государственный  сектор, проводили курс на индустриализацию стран, аграрную реформу, экономическую  независимость и безопасность, а ныне также находятся на пути к построению современного рынка.

Переходная экономика  в общем смысле представляет собой  особое состояние экономической  системы, когда она функционирует  в период перехода общества от одной  сложившейся исторической системы  к другой.

Переходный период - это  время, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит  в новое, качественно иное состояние  в связи с кардинальными реформами  экономической системы. В западной экономической теории такие переходные процессы в экономике получили название постсоциалистической или посткоммунистической трансформации. Этот переход для постсоциалистических стран имеет одно избранное направление - социально ориентированная рыночная экономика.

Переходная экономика  характеризуется следующими основными  чертами, отличающими ее от других сложившихся  систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому  для нее характерны смесь, сочетание  командно-административной и современной  рыночной экономики с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной  и рыночной экономик свойственна  определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика  характеризуется неустойчивостью  состояния, нарушением целостности. Такое  положение, являющееся кризисным для  сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия имеет свою причину: изменение  цели функционирования системы. Если в  обычной, устойчивой системе такой  целью является ее самосохранение, то для переходной экономики - трансформация  в другую систему.

В-третьих, переходная экономика  отличается от командно-административной системы количественным и качественным изменением структуры. В ней «по  наследству» остались структурные  элементы предыдущей системы: государственные  предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и  государство. Но эти элементы функционируют  в качественно иной, преобразующейся  экономической системе, и поэтому  изменяют как свое содержание, так  и свои функции, связанные с зарождением  рыночной экономики.

Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские  структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные  пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и  отношений. Распадаются и исчезают старые планово-директивные связи  между субъектами экономики, расчищая пространство для формирования новых  рыночных отношений. Однако последние  еще носят «переходный», неустойчивый характер и проявляются в такой  деформированной форме, как бартерные  расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования. В экономике наблюдаются частые сбои и кризисные проявления.

Следует отметить, что понятие  «переходная экономика» не является новым в истории развития нашей  страны. Экономика с таким названием  существовала в 20-е годы XX в, Она насчитывала 5 общественно-экономических укладов  социалистический, частнокапиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный  и патриархальный. Однако ее цели и  направленность трансформационных  процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переход от многоукладной экономики к одноукладной - социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современной рыночной экономики.

Экономика России и других постсоциалистических стран в 90-е  годы ХХ века представляла собой переходный этап от централизованно регулируемой экономической системы к рыночной экономике. Переходный период в нашей  экономике - это отрезок времени, в течение которого осуществляется демонтаж командно-административной системы, и формируются основы рыночной экономики. Поэтому сущность переходной экономики заключается в том, что это смесь, сочетание командно-административной системы и современной рыночной системы.

Содержанием переходной экономики  постсоциалистических стран являлось создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов  хозяйствования, преобразование социально-экономических  отношений по направлению демократизации и либерализации.

Характерный признак переходной экономики - институциональная незавершенность, отсутствие или зачаточное состояние  отдельных институтов рынка. Переход  к рыночной экономике требует  глубоких изменений институциональной  структуры общества, т.е. институциональной  трансформации; преобразования отношений  собственности (приватизации) и введения института частной собственности, либерализации экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения  роли государства, формирования новых  субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Для преодоления негативных тенденций и неустойчивости переходной экономики и должны быть направлены основные силы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет и задачи государственного регулирования экономики.

Сегодня необходимость государственного регулирования рыночной экономики  признается всеми, хотя мера и методы вмешательства государства в  хозяйственную деятельность предпринимателей понимаются по-разному.

В современной рыночной экономике  существует много причин, которые  вызывают объективную необходимость  государственного вмешательства для  предотвращения или смягчения негативного  воздействия рынка. Все эти причины, как можно заключить из их краткого перечисления, связаны с самой  сутью рыночной экономики и ее несовершенством.

Государство в рыночной экономике  выступает по существу единственным субъектом, призванным обеспечить экономическую  безопасность страны и способствовать реализации национального экономического интереса.

Не подвергается сомнению сосредоточение государственной власти в экономике страны в период экстремальных  ситуаций - войн, послевоенного восстановления национального хозяйства, естественных катастроф.

В связи с новыми тенденциями  социально-экономического развития мировой  экономики национальные государства, наряду с традиционно выполняемыми функциями (перераспределение доходов  с помощью налогов и трансфертов, поддержание устойчивости денежно-кредитной  системы страны, снижение инфляции и безработицы и т.д.), призваны увеличить инвестиции и усилить свое влияние на развитие фундаментальных исследований, инфраструктуры и образования (особенно высшего и наивысшего).

Вместе с тем, несмотря на общее признание необходимости  государственного вмешательства в  современную рыночную экономику, исторически  первая концепция, отрицающая необходимость  государственного регулирования рыночной экономики, до сих пор находит  своих сторонников. Более того, новейшая российская история свидетельствует  о наличии практических попыток  устранения государства из экономики. Реализация программы "шокового удара", или "шоковой терапии" есть не что иное, как попытка создания в России свободного классического рынка, хозяйствующие субъекты которого могли бы без опоры на государственные институты поднять экономику России. Жизнеспособность первой концепции объясняется тем, что государственное вмешательство в развитие рыночной экономики может носить (и часто практически носит) негативный характер. Это объясняется чрезвычайной сложностью макроэкономического регулирования в условиях рынка.

Рост численности чиновников приводит к усилению процесса бюрократизации в государственном управлении, в  негативном его понимании - преднамеренным созданием затруднений в решении  самых элементарных вопросов хозяйственной  жизни. Стремление к получению "должностной  ренты" является общей тенденцией в любой структуре государственной  власти. Высокая степень административных препятствий в решении социально - экономических вопросов вызывает рост коррупции в стране.

В экономической теории - коррупция - это извлечение личной экономической  выгоды от использования служебных  обязанностей должностным лицом.

Криминология, как раздел уголовного кодекса, определяет коррупцию  как "использование лицами, уполномоченными  на выполнение государственных функций  или приравненных к ним, своего статуса  и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения  материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам.

Главное негативное последствие  коррупции состоит в разрушении системы экономических интересов  в обществе, следовательно, процесса воспроизводства в целом, снижении темпов экономического роста и эффективности производства.

Государственное регулирование  экономики опирается на объективные  экономические законы общественного  развития. В условиях рыночных отношений - это прежде всего закон спроса и предложения, закон стоимости  и др. Целью государственного регулирования  является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений  между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное  регулирование выступает главным  регулятором поведения цивилизованного  бизнеса и создает условия  для относительного нивелирования  социального неравенства населения  страны.

Задачи и содержание государственного регулирования в переходный период определяются сущностью рыночной экономики. Современная экономическая наука  о рынке ушла далеко от традиционного  понимания рынка, т.е. от рассмотрения рынка исключительно как сферы  товарного обращения. Однако такой  подход и в настоящее время  широко используется и имеет свои основания.

Переход к рынку является сложным процессом и характеризуется  спадом производства, разрушением многих хозяйственных связей, расстройством  денежного обращения и потребительского рынка, ростом цен, инфляцией, стагнацией производства.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: цели и средства