Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – показать сущность структурных кризисов, их влияние на деловые циклы и экономический рост, и, как итог, необходимость структурной перестройки.
Для достижения данной цели ставятся задачи: дать понятие структурной организации экономики, сущности структурного кризиса, основных направлений структурной перестройки в странах постсоциалистической экономики, особенности выхода Республики Беларусь из экономического кризиса. Для написания курсовой были использованы учебники, учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати.
ВВЕДЕНИЕ
1. Национальная экономика.
1.1. Понятие национальной экономики, ее основные цели. ........
1.2. Структура, равновесие и виды национальной экономики.
2. Структурная перестройка.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СтруктурнОЙ перестройкИ экономики РБ.
3.1. Причины кризисных явлений в РБ и формирование предпосылок выхода из кризиса и факторов экономического роста.
3.2. Динамика устойчивого экономического роста Республики
Беларусь. 1
3.3. Совершенствование экономической политики государства на пути выхода из кризиса. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ5
Приложение А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Национальная экономика.
1.1. Понятие национальной экономики, ее основные цели. ........
1.2. Структура, равновесие и виды национальной экономики.
2. Структурная перестройка.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СтруктурнОЙ перестройкИ экономики РБ.
3.1. Причины кризисных явлений в РБ и формирование предпосылок выхода из кризиса и факторов экономического роста.
3.2. Динамика устойчивого экономического роста Республики
Беларусь. 1
3.3. Совершенствование экономической политики государства на пути выхода из кризиса. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ5
Приложение А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г0
К началу XX в. цикличность развития национальной экономики стала очевидной. По словам Н. Д. Кондратьева, «мысль о том, что динамика экономической жизни при капиталистическом строе общества имеет не простой и линейный, а сложный и циклический характер», в настоящее время можно считать общепризнанной. Устанавливаются два положения, чрезвычайно важных для понимания природы кризисов: во-первых, что они периодичны, во-вторых, что они органически присущи капиталистическому строю. В качестве факторов, обусловливающих продолжительность, характер и специфику циклов в экономике, учеными выдвигалось множество различных видов воздействий, носящих внешний или внутренний характер по отношению к экономической подсистеме. В XIX – середине XX в. ученые объясняли причины цикличности либо внешними, либо внутренними факторами. Во второй половине XX в. причины цикличности развития экономики стали обусловливать комплексным взаимодействием ряда факторов (открытие новых или исчерпание старых источников ресурсов; экологические катастрофы; крупные научно-технологические достижения; цены на ресурсы; войны, революции и другие крупные политические потрясения; изменение численности и миграция населения; деятельность правительства, идеи), которые могут выступать в качестве как внутренних, так и внешних по отношению к национальной экономике.
Данная экономика очень актуальна для Республики Беларусь, т. к. после распада СССР экономика республики оказалась в глубоком кризисе. Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы. В последние годы Республика Беларусь прошла достаточно длительный и сложный путь трансформации экономики и вывода ее из кризиса. Белорусской трансформации присущ эволюционный характер преобразований, основанный на ментальности народа и социальной ответственности правительства.
Основная цель данной курсовой работы – показать сущность структурных кризисов, их влияние на деловые циклы и экономический рост, и, как итог, необходимость структурной перестройки.
Для достижения данной цели ставятся задачи: дать понятие структурной организации экономики, сущности структурного кризиса, основных направлений структурной перестройки в странах постсоциалистической экономики, особенности выхода Республики Беларусь из экономического кризиса. Для написания курсовой были использованы учебники, учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати.
В наиболее общем виде определение национальной экономики дал лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев: "Национальная экономика – саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа взаимосвязанных различных видов деятельности". Однако это определение представляется не совсем точным, так как его можно отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности.
Другие авторы – представители немецкой исторической школы (Г. Шмоллер, В. Зомбарт, М. Вебер) включают в это понятие геополитические, социально-исторические, национально-психологические (менталитет населения) и даже антропологические факторы. [26, с. 271]
Некоторые современные авторы рассматривают национальную экономику как пространственно определенную, национально специфическую организацию экономической жизни общества. По их мнению, национальная экономика – это отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике, традиции и национальную психологию. [25, с. 7]
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные в единую систему экономическими взаимоотношениями, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Каждая национальная экономика, как развивающаяся система, имеет свои цели. Они могут быть долгосрочными, связанными с реализацией общей концепции данной модели национальной экономики, и краткосрочными, определяющими более конечные показатели в промежуточные периоды.
Конечной общей целью национальной экономики является обеспечение условий оптимальной жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Эта общая цель интегрируется из ряда более конкретных:
- экономический рост, увеличение национального объема производства. Это означает рост объема производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов, повышение уровня жизни населения;
- стабильность цен. Необходимо учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста национального продукта, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя. Высокие цены, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен на практике означает не "замораживание" их на длительный период, а плавное регулируемое изменение;
- высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Однако это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население. В любой стране в каждый данный момент времени имеется определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или жительства (так называемая фрикционная безработица). Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест сложившейся структуре рабочей силы. Таким образом, полная занятость всегда составляет менее 100 % трудоспособного населения. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
- поддержание оптимального внешнеторгового баланса. Достигается относительным равновесием между экспортом и импортом, также стабильностью обменного курса национальной валюты. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если экспорт больше импорта, говорят о положительном сальдо. Значительное влияние на состояние торгового баланса оказывает валютный курс – величина денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо. Поэтому одной из целей национальной экономики является поддержание стабильного обменного курса валют.
Ставятся и другие цели: экономическая эффективность (максимальная отдача от имеющихся ресурсов), справедливое распределение доходов, экономическая свобода и др.
Характер и способ достижения каждой цели зависят от типа экономической системы, к которой относится национальная экономика, от ее специфики.
Особенностью современных макроэкономических целей в большинстве стран СНГ является их социальная направленность, что находит свое выражение, например, в перераспределении бюджетных средств в социальную сферу. В период существования СССР самой крупной статьей расходов госбюджета было финансирование народного хозяйства (примерно 30 %). Сейчас примерно такую же величину составляют расходы на социальные цели – образование, здравоохранение, социальные пособия.
Важнейшими общими целями стран СНГ являются повышение уровня жизни населения на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств, формирование основ постиндустриального общества и социально ориентированной рыночной экономики. В настоящее время для достижения этих стратегических целей ставятся более краткосрочные цели: повышение эффективности реального сектора экономики, осуществление его структурной перестройки, развитие производственной и социальной инфраструктуры, финансовое оздоровление экономики, наращивание экспорта товаров и услуг, активизация инновационной и инвестиционной деятельности и др. [26, с.272]
Национальная экономика состоит из двух крупных сфер: производство товаров и производство услуг. В совокупности они составляют реальный сектор экономики.
Важнейшей составной частью национальной экономики является производство товаров – сфера, в которой создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. Она представлена следующими укрупненными отраслями: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство и прочие виды деятельности по производству товаров.
Крупнейшей отраслью производства товаров является промышленность, состоящая из двух групп отраслей – добывающей и перерабатывающей. Отрасли промышленности, в свою очередь, подразделяются на тяжелую (электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность и др.); легкую (текстильная, швейная, кожевенная, обувная, меховая); пищевую (мясная, молочная, рыбная) промышленность и др.
Другой важнейшей сферой национальной экономики является производство услуг. Эта сфера представляет собой совокупность отраслей, продукт которых не приобретает вещной формы и потребительная стоимость которого заключается в полезном эффекте самого труда. Труд здесь оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности. В отличие от производства товаров объектом приложения этой деятельности является не вещь, а сам человек, в отличие от вещного продукта труда услуга не может быть накоплена, а процессы ее производства и потребления, как правило, совпадают во времени.
Сфера услуг включает такие отрасли, как наука и научное обслуживание, транспорт, связь, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, искусство, культура, образование, здравоохранение, управление, жилищное и коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, информационно-вычислительное обслуживание и др. Сюда также входят оборона, судебные и юридические органы, религиозные учреждения, другие общественные организации.
Наряду с перечисленными легальными сферами экономики существует нелегальная, или "теневая", экономика – часть национальной экономики, продукт которой создан в результате незаконной или не учитываемой государственными органами деятельности криминального и некриминального характера.
Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную (региональную) структуру национальной экономики и ее инфраструктуру.
Воспроизводственная структура характеризует деление национальной экономики на основные виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы таких субъектов: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство.
Воспроизводственную структуру характеризует также движение продукта и доходов по фазам воспроизводства – производство, обмен, распределение и потребление.
Социальная структура предусматривает деление национальной экономики на секторы – совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. В каждой национальной экономике можно выделить подобные секторы по группам предприятий и населения, видам труда и др. Для экономической теории большое значение имеет деление секторов экономики в соответствии с формами собственности. По этому критерию в странах СНГ можно выделить следующие секторы: государственный, республиканский, муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.
Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли – качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие одинаковые по социально-экономическому содержанию функции, выпускающие однотипную по видам и назначению продукцию, применяющие сходные технологические процессы. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом "разрезе" осуществляется управление, планирование и прогнозирование, учитываются реультаты функционирования национальной экономики.
Территориальная (региональная) структура определяется размещением производительных сил по территории страны и означает деление национальной экономики на части (экономические районы) по территориальному принципу. В России, например, это Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный и другие районы, имеющие свои территориально-
Информация о работе Государственная политика структурной перестройки национальной экономики