Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:09, контрольная работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Введение 3
Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
Функции государства в рыночной системе 7
Обеспечение законодательной и нормативной базы рыночной экономики 9
Трансфертные функции государства. Социальная защита 10
Корректировка распределения ресурсов 11
Стабилизационные функции государства 13
Методы государственного регулирования экономики 14
Управление экономикой в Республике Казахстан 17
Заключение 19
Список литературы 20
«Государственная
политика в рыночной экономике»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Заключение 19
Список
литературы 20
ВВЕДЕНИЕ
Современная
экономика чрезвычайно сложна, она
призвана формировать условия для
самых разнообразных видов
Волею судьбы Казахстан оказался в числе стран, переходящих от социализма к современным формам организации общественной жизни. Этот «переходный этап» в нашей республике совпал с объявлением государственной независимости, становлением государственности. Становление государственности – сложный исторический процесс, сопровождаемый, как правило, неурядицами в социально – политической жизни. К счастью, в Казахстане удалось сохранить относительно спокойную социально – политическую обстановку, межнациональный мир, что дало руководству республики возможность сосредоточить свои основные усилия на реформировании экономики [1].
Саму идеологию экономических реформ Казахстан унаследовал от прежнего Союза: отказ от плановой экономики и переход к рыночной экономике. Ещё до провозглашения государственной независимости была разработана Программа стабилизации экономики и перехода к рынку (1990 г.). В последующем практически каждый год появлялись правительственные программы под разными названиями, направленные в основном на формирование основ рыночной экономики. В данном случае не имеет значения, что из-за невиданного в истории экономического кризиса эти документы приняли ещё и ярко выраженный антикризисный характер. Главное в том, что казахстанское правительство не отступило от первоначального замысла – перехода к рыночной экономике[1].
Успешное реформирование нашей экономики и её перспективы невозможно представить без целенаправленной экономической политики государства, где бы было найдено оптимальное «распределение функций» между свободными силами рынка и государственным регулированием хозяйственной жизни. Такой подход особенно важен в условиях Казахстана, где историческая память населения тесно связана с преобладающей ролью государства во всех сферах жизни, в том числе и в экономике.
В экономической литературе приводятся различные определения рынка, рыночной системы. Российский экономист А.Лишвиц, обобщив данные экономической науки, сформулировал пять признаков рынка:
Все исследователи рыночной системы приходят к выводу, что возможности рыночного механизма не безграничны. Он не в состоянии решить все социально – экономические проблемы общества. Там, где рыночный механизм не справляется с решением каких-то задач, появляется государство.
«Даже в стерильной экономике свободного предпринимательства остаются по крайней три проблемы, находящиеся вне пределов досягаемости рыночного механизма», - констатирует А.Лишвиц [1]. Эти проблемы следующие:
Исходя из этого, А.Лишвиц подытоживает: «Итак, в экономике свободной конкуренции государство выполняет, по крайней мере, две функции – регулирование внешних эффектов и снабжение населения общественными товарами, причем делает оно это главным образом с помощью бюджета. Если добавить ещё одну функцию (обеспечение экономики нужным количеством денег, на что рынок, разумеется, не способен), то мы получим представление о хозяйственном механизме экономики свободного предпринимательства. Выделяются два его ведущих звена – свободный рынок и государство. Смысл экономической деятельности последнего состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует» [1].
Это минимально необходимые функции государства, которые оно должно выполнять даже в условиях теоретического «свободного рынка». Без них рыночный механизм перестанет функционировать. Но в современном обществе эти минимально допустимые границы вмешательства государства ещё недостаточны, чтобы рыночная экономика могла функционировать более или менее нормально. А. Лившиц приводит ещё пять проблем, решение которых в современной экономике без государства невозможно:
Как вполне очевидно, государству удается добиться того, что недоступно рынку, - максимальной социальной ориентации хозяйственного развития. Но не менее ясно и другое. Государственное регулирование может упускать преимущество рыночного воздействия на производство – подъема его экономической эффективности. Государство пытается решать социальные проблемы наиболее доступным для него способом: увеличить налоги и перераспределить доходы субъектов рынка. Однако если такое перераспределение достигнет очень больших масштабов, то это отрицательно скажется на материальном стимулировании первопроизводителей и подорвет экономические источники социального прогресса [3].
Истина как всегда
находится посередине. Практическая
экономика поэтому будет
Вполне закономерно считая, что экономические силы в рыночной системе могут действовать вполне бесконтрольно, экономисты тем не менее вынуждены считаться с реальным фактом государственного регулирования современной экономики. Другой вопрос - какие процессы оно регулирует, точнее, должно регулировать, поскольку теория занимается не столько тем, что есть, а тем, что должно быть. В поисках ответов на этот вопрос и возникает проблема экономических функций государства (в экономической литературе больше говорится о функциях правительства, так как в современных политических системах с принципом разделения властей за экономическую политику отвечает правительство, хотя система принятия экономических решений на уровне государства намного сложнее).
Итак,
какие функции выполняет
В учебнике «Экономикс» выделяется целая глава на экономические функции правительства: «Мы здесь рассмотрим в качестве основы для нашего анализа следующие формы экономической деятельности правительства, учитывая при этом неизбежность их частичного совмещения.
Во-первых, некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим два важнейших вида деятельности правительства:
Путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства.
Хотя
этот перечень пяти функций правительства
обычно служит базой для анализа
его экономической роли, мы в дальнейшем
увидим, что большинство форм деятельности
и политических мер так или
иначе оказывают влияние на все
перечисленные здесь
Если сравнить эти два учебника, то авторы «Экономикс» намного расширяют функции правительства, хотя формально у них всего на одну функцию больше. Практически они признаются, что действия правительства оказывают влияние на все экономические процессы. В реальной действительности это соответствует истине.
Самое интересное, что все сторонники свободного рынка отмечают роль государства, но перечень его экономических функций у них почти никогда не совпадает.
Как видим, в экономической теории еще нет четко установившихся представлений о роли и функциях государства в современной рыночной системе. Все зависит от позиций авторов, их приверженности к тому или иному направлению экономической теории, различным школам, от экономической конъюнктуры в определенные отрезки времени и, главное, от соотношения сил в мировой экономике и в международном разделении труда, где основным действующим лицом пока выступает государство, на которые не обращает внимания ни один из авторов вышеприведенных учебников.
Между
тем Роберт Б. Карсон не сомневается,
что «экономическая политика в XXI веке
не обойдется без расширения роли
государства. Необходимость опоры
на ту или иную форму центральной
власти для решения фундаментальных
вопросов в области производства
и распределения, особенно если эти
вопросы все более приобретают международный
характер и подразумевают необходимость
еще более пристального внимания к проблеме
национальной экономической безопасности,
будет становиться все более очевидной
даже для тех слоев общества, которые в
настоящее время выступают за уменьшение
государственного вмешательства. Между
тем профессиональным экономистам придется
выбирать, как нередко случалось в прошлом,
между защитой утраченных позиций и движением
вперед к более надежным рубежам»[1].
Информация о работе Государственная политика в рыночной экономике