Государственная политика в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Оглавление

Введение 3
Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
Функции государства в рыночной системе 7
Обеспечение законодательной и нормативной базы рыночной экономики 9
Трансфертные функции государства. Социальная защита 10
Корректировка распределения ресурсов 11
Стабилизационные функции государства 13
Методы государственного регулирования экономики 14
Управление экономикой в Республике Казахстан 17
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Государственная политика в рыночной экономике.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

      Административные  методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они  блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.

      Экономические методы регулирования, напротив, адекватны  природе рынка. Они непосредственно  воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

      Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями  в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.

      Разрушение  системы административно – командных  методов управления, блокирующих  рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

      Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить  катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять  административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

      Даже  на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся  рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.

      Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной  системы экономических методов  регулирования. С этой целью все  страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

      Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный  банк посредством экономических  нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно – денежную политику.

      Однако  было бы ошибкой полагать, что государственное  регулирование заключено в рамки  лишь командной или переходной экономики, наоборот, в пределах рыночной экономики  регулирующая роль государства становится все более необходима. В условиях рынка перед государством встает трудная задача: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием.  
 
 
 

      4 Управление экономикой  в Республике Казахстан 

      В Казахстане, так же как в ряде других пост социалистических стран, мы сталкиваемся с недооценкой роли государства в экономике. Недопонимание  экономической роли государства мешает разработать приемлемую концепцию государственной экономической политики. Не секрет, что реформы у нас проводятся «сверху», и в этом никакой трагедии нет, более того, это единственно приемлемая форма. Иначе будет разброд, анархия, что, в конечном счете, ничего, кроме новых разрушений, не принесет. И особенно ответственна роль государства в переживаемый нами исторический период, получивший название переходного. Без активной государственной экономической политики невозможно реформировать экономику.

      Экономика Казахстана переживает небывалый в  истории кризис, где переплелись  все экономические «болезни». Кризис имеет объективные причины, и  поэтому ни одна пост социалистическая страна не избежала его. Где-то он оказался менее, где-то более глубоким, чем у нас. Некоторые ученые убеждены в том, что в этом небывалом кризисе немаловажную роль сыграл и форсированный отказ пост советских правительств от своих «естественных» функций. «Разгосударствление», объявленное одним из основных направлений реформирования экономики, само по себе правильное, но некритически воспринятое, привело в первые, решающие годы реформ к полной потере управляемости экономики, в том числе и государственного сектора, который был у нас практически единственным «легальным» сектором во всей стране.

      В современной высокоорганизованной рыночной экономике практически  нет сфер, которые бы как-то не регулировались государством. Невозможно в «разовом порядке» сформулировать весь спектр современной экономической политики применительно к рыночной системе, которой у нас еще нет. Для нашей страны вопрос может ставиться о постепенном овладении современными формами и методами государственного регулирования рыночной экономики, выдвигая на первый план те «вечные» функции государства, которые и составляют каркас экономической политики государства. При таком подходе государственная экономическая политика может приобрести достаточную целеустремленность, надежные ориентиры.

      При разработке национальной экономической  политики следует учесть и то, что  у нас сильна психология отторжения всего государственного, казенного. Не случайно в пост советском пространстве очень популярны идеи либерал-монетаристов», экономические взгляды которых к тому же наиболее полно сочетаются с идеями политической демократии. Но отказ от тоталитарной системы нельзя воспринимать как отказ государства от своих экономических функций. В условиях современного Казахстана, где наряду с экономической реформой происходит и становление нового независимого государства, без «здоровой государственности» не на что рассчитывать [1].  
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В данной работе были затронуты только самые общие, наиболее важные и принципиальные сферы взаимодействия государства  и рынка. Очень часто государство  является первопричиной изменений  экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

    Должен быть создан новый механизм хозяйствования, который высвободит энергию созидания всего народа. Государство в этом механизме будет играть роль рулевого, прокладывая курс экономического развития в сложном мире современности, где пока господствуют национальные интересы высокоразвитых промышленных стран.

    Войдем  мы в их число или нет, зависит  в очень большой мере от мудрой экономической политики руководства  страны, где должны быть четко обозначены цели,  инструменты и где каждому  отведены полагающиеся функции. Как показывает опыт ХХ века, ни одна страна без продуманной экономической стратегии государства не добивалась успеха в развитии своего национального хозяйства.

    Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

    Таким образом, основная задача государства  состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере  влияния на рыночную экономику.  
 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1 Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. – Алматы: Каржы-каражат,     1997. – 100с.

2 Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической  теории. – Москва: Высшая   школа, 1993. – 224с.

3 Борисов Е.Ф.  Экономическая теория. – Москва: Юрайт, 1999. – 384с.

4 С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи Экономика. – Москва: Дело, 1999. – 864с. 

Информация о работе Государственная политика в рыночной экономике