Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:09, контрольная работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Введение 3
Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
Функции государства в рыночной системе 7
Обеспечение законодательной и нормативной базы рыночной экономики 9
Трансфертные функции государства. Социальная защита 10
Корректировка распределения ресурсов 11
Стабилизационные функции государства 13
Методы государственного регулирования экономики 14
Управление экономикой в Республике Казахстан 17
Заключение 19
Список литературы 20
2.1
Обеспечение законодательной
и нормативной
базы рыночной
экономики
Первая и основная функция государства, со времен Адама Смита получившая название «ночного сторожа», - это создание «правил игры» для участников рынка и контроль за соблюдением этих правил, их охрана и совершенствование. Эта функция сводится к разработке хозяйственного законодательства, обеспечению его нормативной базой и строгому контролю за их выполнением, в том числе и самим государством. Без таких законов никакая экономика функционировать не может [1].
Идеологической основой концепции национальной экономической политики должна быть задача создания правовых основ в экономическом пространстве республики. Необходимо создать оптимальные условия хозяйствования для всех участников экономики. Ясно, что за один день, или месяц, или год такую систему нельзя создать. К тому же экономические отношения имеют «привычку» быстро меняться, что заставляет законодателей приспосабливаться к этим изменениям. Законодательство должно быть таким же непрерывным процессом, как и сама экономическая жизнь. Но здесь возникает дилемма: для участников экономической жизни нужны стабильные законы, без чего не может быть сколько-нибудь объективного плана хозяйственных решений, хотя бы на период инвестиций в какое-нибудь дело; в то же время быстрое изменение экономической конъюнктуры требует оперативного вмешательства.
Какими бы ни были политические режимы, к законам всегда предъявляются определенные требования: необходимость самого закона, его согласованность с уже существующими законами, необходимые для его ввода подзаконные акты, исполнимость закона при существующих институтах, их материальное обеспечение, ожидаемые социально-экономические последствия принятия и применения соответствующего закона и т. д. То есть и у разработчиков законов, и у принимающих должны быть четкие представления о нормативных требованиях к самим законам и их соответствии возможностям данного конкретного государства. К сожалению, такого нормативного акта в республике нет.
Второй крупный недостаток, который тормозит рыночные преобразования, — отсутствие четко продуманного плана законодательных инициатив. Формально такие планы как будто бы были, но они не публиковались, часто менялись, и уловить в них продуманную стратегию законодательного обеспечения намеченных мер трудно. Скорее всего, до сих пор законодательная практика является не итогом продуманных мер, а результатом деятельности заинтересованных в частных решениях организаций и лоббистских группировок. В теории такая практика считается вполне приемлемой, для нас в ней тоже нет никакой трагедии. Заинтересованные группы в экономике были и будут, и то, что они отстаивают свои интересы через законодательство, - вполне нормальное явление для стран с устоявшимся и развитым законодательством. Для наших же условий, когда еще нет базовых законов, такая практика неприемлема [1].
Речь
не идет о том, что у нас вообще
не было законодательной базы, а
о том, что такая база, созданная
для обслуживания плановой экономики,
оказалась непригодной для
Понятно, что законодательство стремится охватить все сферы жизни, и оно не
становится
менее ответственным. Поэтому сама
законодательная деятельность государства
должна регулироваться и планироваться,
что предполагает решение других
проблем, не совсем связанных с экономикой,
но без которых экономика нормально
развиваться не может.
2.2
Трансфертные функции
государства. Социальная
защита
Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально – экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.
Основными каналами перераспределения доходов населения является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Причем главная роль в уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.
Трансфертные платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной экономической услуги [4].
Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов также не беспредельны. Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.
Политика
перераспределения доходов
Данная функция государства больше относится к проблеме социального регулирования, но она связана с его экономическими функциями самым прямым образом хотя бы потому, что социальная защита требует громадных затрат, которые можно получить только из сферы экономики.
Связь экономической и социальной политики в рамках данной функции заключается в том, что сама социальная защита опирается на понятия «прожиточный минимум» или «порог бедности». Ни то, ни другое понятие не имеет точных количественных параметров, а, скорее всего, опирается на сложившиеся в каждом обществе представления об уровне бедности.
Четко
определенная социальная политика является
залогом успеха самих экономических
реформ, поскольку экономические
преобразования - не самоцель, а средство
решения назревших социально-
2.3
Корректировка распределения
ресурсов
Известно,
что рыночные механизмы не обеспечивают
рационального с общественной точки
зрения распределения ресурсов в
тех случаях, когда речь идет о
производстве, сопровождающемся внешними
эффектами, или о создании общественных
благ. В этих условиях государство берет
на себя функцию корректировки распределения
ресурсов. Такая корректировка и в переходной,
и в рыночной экономике осуществляется
традиционными методами. К их числу относятся
установление административных ограничений
и стандартов, препятствующих загрязнению
окружающей среды, система специальных
налогов и дотаций, финансирование производства
общественных благ или непосредственное
управление их производством, когда оно
сосредоточено на государственных
предприятиях. Спецификой переходной
экономики является наличие особых проблем,
усложняющих реализацию рассматриваемой
функции государственного регулирования.
Отметим,
прежде всего, что для стран, вступающих
в этап перехода к рынку, характерны
острейшие экологические
Регулирование
процесса перераспределения ресурсов
и производство общественных благ (национальная
оборона, фундаментальная наука, образование,
здравоохранение и т. п.) в переходной экономике
осложняется из –за высокой инфляции.
Как известно, от высокой инфляции больше
всего страдают лица с относительно стабильными
номинальными доходами, к которым, в частности,
относятся работники бюджетных отраслей.
Начинается переток квалифицированных
научных, педагогических и других кадров
в сферы деятельности, приносящие более
высокие доходы. Для того чтобы препятствовать
этому процессу, сохранить кадровый потенциал
в жизненно важных для развития общества
сферах, обязательным элементом политики
перераспределения ресурсов на переходном
этапе должна быть эффективная система
защиты доходов работников бюджетной
сферы от инфляции.
2.4
Стабилизационные функции
государства
Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов бюджетной, фискальной и кредитно – денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно – денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно – денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.
Государство
старается стабилизировать
3
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Свои
регулирующие функции государство
выполняет посредством
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.
Разграничение
между административными и
Информация о работе Государственная политика в рыночной экономике