Государственная политика в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:09, контрольная работа

Краткое описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Оглавление

Введение 3
Причины вмешательства государства в рыночную экономику 4
Функции государства в рыночной системе 7
Обеспечение законодательной и нормативной базы рыночной экономики 9
Трансфертные функции государства. Социальная защита 10
Корректировка распределения ресурсов 11
Стабилизационные функции государства 13
Методы государственного регулирования экономики 14
Управление экономикой в Республике Казахстан 17
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Государственная политика в рыночной экономике.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

      2.1 Обеспечение законодательной  и нормативной  базы рыночной  экономики 

      Первая  и основная функция государства, со времен Адама Смита получившая название «ночного сторожа», - это создание «правил игры» для участников рынка и контроль за соблюдением этих правил, их охрана и совершенствование. Эта функция сводится к разработке хозяйственного законодательства, обеспечению его нормативной базой и строгому контролю за их выполнением, в том числе и самим государством. Без таких законов никакая экономика функционировать не может [1].

      Идеологической  основой концепции национальной экономической политики должна быть задача создания правовых основ в  экономическом пространстве республики. Необходимо создать оптимальные  условия хозяйствования для всех участников экономики. Ясно, что за один день, или месяц, или год такую систему нельзя создать. К тому же экономические отношения имеют «привычку» быстро меняться, что заставляет законодателей приспосабливаться к этим изменениям. Законодательство должно быть таким же непрерывным процессом, как и сама экономическая жизнь. Но здесь возникает дилемма: для участников экономической жизни нужны стабильные законы, без чего не может быть сколько-нибудь объективного плана хозяйственных решений, хотя бы на период инвестиций в какое-нибудь дело; в то же время быстрое изменение экономической конъюнктуры требует оперативного вмешательства.

      Какими  бы ни были политические режимы, к законам  всегда предъявляются определенные требования: необходимость самого закона, его согласованность с уже существующими законами, необходимые для его ввода подзаконные акты, исполнимость закона при существующих институтах, их материальное обеспечение, ожидаемые социально-экономические последствия принятия и применения соответствующего закона и т. д. То есть и у разработчиков законов, и у принимающих должны быть четкие представления о нормативных требованиях к самим законам и их соответствии возможностям данного конкретного государства. К сожалению, такого нормативного акта в республике нет.

      Второй  крупный недостаток, который тормозит рыночные преобразования, — отсутствие четко продуманного плана законодательных инициатив. Формально такие планы как будто бы были, но они не публиковались, часто менялись, и уловить в них продуманную стратегию законодательного обеспечения намеченных мер трудно. Скорее всего, до сих пор законодательная практика является не итогом продуманных мер, а результатом деятельности заинтересованных в частных решениях организаций и лоббистских группировок. В теории такая практика считается вполне приемлемой, для нас в ней тоже нет никакой трагедии. Заинтересованные группы в экономике были и будут, и то, что они отстаивают свои интересы через законодательство, - вполне нормальное явление для стран с устоявшимся и развитым законодательством. Для наших же условий, когда еще нет базовых законов, такая практика неприемлема [1].

      Речь  не идет о том, что у нас вообще не было законодательной базы, а  о том, что такая база, созданная  для обслуживания плановой экономики, оказалась непригодной для рыночной экономики. Это касается в первую очередь самой основы экономических отношений - прав собственности. Ведь общественная собственность и рыночная экономика несовместимы, так же как частная собственность и плановая экономика.

      Понятно, что законодательство стремится охватить все сферы жизни, и оно не

становится  менее ответственным. Поэтому сама законодательная деятельность государства  должна регулироваться и планироваться, что предполагает решение других проблем, не совсем связанных с экономикой, но без которых экономика нормально развиваться не может. 

      2.2 Трансфертные функции государства. Социальная защита 

      Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением  дифференциации доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально – экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

      Основными каналами перераспределения доходов  населения является прогрессивное  налогообложение личных доходов  и система трансфертных платежей. Причем главная роль в  уменьшении неравенства принадлежит трансфертным платежам. Дело в том, что возможности увеличения налоговой прогрессии весьма ограничены.  Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимул к повышению высоких доходов, а тем самым стимулы к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капиталов за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии национальной экономики.

      Трансфертные  платежи представляют собой выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление в текущем периоде какой-либо непосредственной экономической услуги [4].

      Возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов  также не беспредельны.  Значительное увеличение размеров и продолжительности выплаты пособий по безработице или пособий малоимущим слоям населения ослабляет стимулы к труду, что отрицательно влияет не только на экономику, но и на социальную атмосферу в обществе.

      Политика  перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни  высоко –  и низкодоходных групп  населения, но лишь в той мере, которая  не угрожает подавлением деловой  активности.

      Данная  функция государства больше относится  к проблеме социального регулирования, но она связана с его экономическими функциями самым прямым образом  хотя бы потому, что социальная защита требует громадных затрат, которые можно получить только из сферы экономики.

      Связь экономической и социальной политики в рамках данной функции заключается в том, что сама социальная защита опирается на понятия «прожиточный минимум» или «порог бедности». Ни то, ни другое понятие не имеет точных количественных параметров, а, скорее всего, опирается на сложившиеся в каждом обществе представления об уровне бедности.

      Четко определенная социальная политика является залогом успеха самих экономических  реформ, поскольку экономические  преобразования - не самоцель, а средство решения назревших социально-экономических  задач, которые возникают вне  самих экономических функций государства. Непосредственно экономическое воздействие государства на рыночные системы осуществляется в рамках иных функций государства, чем социальные. Если цели экономических преобразований приходят в противоречие с необходимостью решения неотложных социальных задач, грозящих непредсказуемыми последствиями, приоритет должен отдаваться последним. При любых возможных экономических решениях предпочтение должно отдаваться тем, которые позволяют сохранять социальное спокойствие в нашем обществе. 

      2.3 Корректировка распределения  ресурсов 

      Известно, что рыночные механизмы не обеспечивают рационального с общественной точки  зрения распределения ресурсов в  тех случаях, когда речь идет о  производстве, сопровождающемся внешними эффектами, или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено  на государственных предприятиях. Спецификой переходной экономики является наличие особых проблем, усложняющих реализацию рассматриваемой функции государственного регулирования.                                                                                                   

      Отметим, прежде всего, что для стран, вступающих в этап перехода к рынку, характерны острейшие экологические проблемы, перешедшие по наследству от административно  – командной системы. Для их решения  необходимо резко ужесточить ограничения  на вредные выбросы, значительно повысить налоги на производителей, использующих экологически опасные технологии, и т. п. Однако производители в массе своей технологически не готовы создавать продукцию с меньшим вредоносным внешним эффектом. Поэтому попытки быстро изменить экологическую ситуацию путем введения жестких нормативов, санкций и дополнительных налогов выльются в  значительное сокращение объемов производства, что усилит экономический спад, характерный для начала переходного периода. Решение проблемы видится на путях постепенного ужесточения политики регулирования отрицательных внешних эффектов с заранее, за несколько лет объявленными, очередными изменениями экологических нормативов, размеров налогов, штрафов и  т. п. Это позволило бы предприятиям заранее приспособиться к грядущим изменениям и отреагировать на них внедрением экологически безопасной технологии, а не резким сокращением производства.

      Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ (национальная оборона, фундаментальная наука, образование, здравоохранение и т. п.) в переходной экономике осложняется из –за высокой инфляции.  Как известно, от высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции. 
 

        2.4 Стабилизационные функции государства 

      Чем выше темпы инфляции и глубже спад в переходной экономике, тем выше роль стабилизационной функции государственного регулирования. Данная функция реализуется главным образом посредством традиционных методов  бюджетной, фискальной и кредитно – денежной политики. Основная сложность стабилизационного регулирования на переходном этапе связана с тем, что высокие темпы инфляции связаны здесь с глубоким экономическим спадом. В этих условиях стимулирующая бюджетная, фискальная и кредитно – денежная политика, направленная на преодоление спада, способствует усилению инфляции. И наоборот, ужесточение кредитно – денежной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании.

      Государство старается стабилизировать экономическое  развитие: сглаживать взлеты и падения  деловой активности, сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживать хозяйственный  рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения предпринимателями кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаются выплаты по безработице, уменьшается объем государственного кредита, повышается норма процента [2].

 

      

     3 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

      Свои  регулирующие функции государство  выполняет посредством административных и экономических методов. Для  командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

      Административные, или прямые, методы регулирования  ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и  ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.

      Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических, косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике экономические методы от административных. Разграничение между ними принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.

Информация о работе Государственная политика в рыночной экономике