Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 18:16, реферат
Инновационная политика Украины. Закон Украины «Об инновационной деятельности».
Сама
по себе идея перспективности
инновационного развития
отечественной экономики
со всеми ее очевидными
положительными эффектами
не нова.
Национальная инновационная политика получила первичную законодательную основу с выходом Закона Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков» (1999г.). Первый практической опыт работы технопарков показал правильность и перспективность выбранной страной инновационной стратегии. Казалось бы, на пути расширения и углубления инновационных программ нет никаких препятствий, и реализация общегосударственной инновационной политики переходит в практическую плоскость, по крайней мере, в отношении технопарков. Разумеется, еще находятся в зачаточном состоянии множество иных инновационных направлений, но, следует надеяться , что и они в ближайшее время обретут свою перспективу. Единственное, что настораживает — неоднозначное отношение к инновационной идеологии многих представителей политической элиты, государственных деятелей и институтов, от которых в решающей мере зависит принятие решений об инновационной политике на государственном уровне. С одной стороны, инновационная экономика сегодня заявлена в качестве одного из приоритетных направлений развития, а ее потенциал осознан на общегосударственном уровне. По мнению правительства, переход не только нашей экономики, но и всей системы общественных преобразований к инновационному развитию является актуальнейшей проблемой сегодняшнего дня. С другой стороны, стагнация в принятии соответствующих политических решений (остающаяся недостаточной законодательная база, бюджетное малокровие и пр.) на фоне мировых глобализационных процессов на деле означает политический и социально-экономический регресс не только в инновационной политике, но и в долгосрочном социально- экономическом развитии государства в целом. К сожалению, на сегодняшний день «большие политические институты» (Верховная Рада, Кабинет Министров и др.) продолжают оценивать инновационную политику в одном ряду с другими направлениями государственной политики, такими как развитие промышленности, социальная сфера и т.п., тогда как у инновационного сектора иная, отличная от всех других, функция — быть вектором и ускорителем развития всех других сфер общества и государства.
К настоящему времени закончился первый этап в развитии инновационной политики — этап первичного накопления инновационно-политического капитала, главным позитивным результатом которого можно считать принятие в государстве и обществе инновационной доктрины, осознание необходимости и приоритетности этого направления.
Следующий этап развития инновационной политики в Украине должен быть качественно иным.Необходимо внедрять и реализовывать выверенные стратегии и накопленные знания.
Национальная инновационная система является важной предпосылкой для успешного возрождения национальной экономики, ее адаптации к условиям международной конкуренции.
Инновационная переориентация — это основа основ евроинтеграционного выбора Украины. Претендовать на достойное место в Европе и мире наша страна может только при условии становления инновационного пути развития, основы которого должны быть реализованы в процессе структурной перестройки экономики уже на старте нынешнего стабилизационного этапа. Украина должна ставить перед собой самые амбициозные цели, что бы в движение к высшим стандартам может привести к прогрессу на пути ускоренного роста конкурентоспособности национальной экономики и осуществления заявленного нашим государством европейского выбора.
В случае выбора Украиной стратегии на достижение качественных и количественных показателей европейских лидеров, такой выбор политики должны стать безальтернативным.
Тем
не менее, в Украине
остается нерешенным
комплекс проблем, которые
препятствуют быстрому
переходу экономики
на эффективную инновационную
политику.
К этим проблемам, в частности, относятся:
Инновационная политика Украины основывается на ряде нормативных документов, а именно :
Закон Украины «Об инновационной деятельности» Принят 4 июля 2002 года № 40-I
Закон
определяет правовые, экономические
и организационные принципы государственной
регуляции инновационной
Закон Украины "О государственной регуляции деятельности
в сфере трансфера технологий" Принят 14 сентября 2006 года N 143-V
Закон
определяет правовые, экономические,
организационные и финансовые
принципы государственной регуляции
деятельности в сфере трансфера
технологий и направлен на обеспечение
эффективного использования научно-технического
и интеллектуального потенциала
Украины, технологичности производства
продукции, охраны имущественных
прав на отечественные технологии
на территории государств, где планируется
или осуществляется их
использование, расширение
международного научно-технического сотрудничества
в этой сфере.
Закон Украины "О приоритетных направлениях инновационной
деятельности в Украине" Принят 16 января 2003 года N 433-IV
Закон
определяет правовые, экономические
и организационные принципы
формирования и реализации приоритетных
направлений инновационной
Пути преодоления существующих
проблем и решения задач
Важным
инструментом реализации ускоренного
экономического развития и перехода
экономики к эффективной
Инновационная
стратегия структурной
Инновационная
стратегия структурного развития экономики
нового типа
Согласно
признакам инновативности, которые
характеризуют степень
Первый
этап - адаптивный
Необходимость в данном этапе возникает из-за почти полного отсутствия в стране основных технологий и экономических структур, соответствующих высшему технологическому укладу.
На
данном этапе инновационная стратегия
выстраивается на основе организации
производств товаров-инноваций, продукции
высшего технологического уклада стран-лидеров,
путем их “копирования” с
Первый этап, это – политика технологического толчка. Здесь государство само определяет приоритеты экономического, технологического и научного развития, так как они достаточно очевидны в свете позиций мировых лидеров.
Индикатором неуспешности реализации этого типа стратегии будет неполная адаптация традиционной экономики и ее технологий к требованиям инновации из-за многочисленных уступок в пользу традиционных технологий.
Второй этап политики преследует цель догнать мировых инновационных лидеров. На этом этапе инновационная политика преследует цель наращивания мощностей производства нового технологического уклада за счет создания новых ресурсных укладов и содействие развитию соответствующих рынков, или/и временного усиления политического влияния на институциональный комплекс с целью усиления адаптивной способности национальной экономики к инновации, более стремительному достижению позиций мировых лидеров.
Данный
этап не предусматривает выхода на
мировые рынки с собственным
инновационным товаром или
На данном этапе должно происходить усиление социальной ориентации экономической политики государства с целью компенсации первых отрицательных последствий в социальной сфере, вызванных структурными изменениями экономики.
В
этих условиях, государство, задав инновационное
направление структурной
Индикатором
неуспешности реализации этого типа
стратегии выступает
Третий,
инновационный этап политики преследует
цель создания принципиально нового
высокотехнологического товара длительного
использования (радикальной инновации),
который не имеет аналогов и выход
с ним на мировой рынок (прорыв).
Данный этап потребует концентрации
всего потенциала стратегического
союза, не только финансово-экономического,
но и духовного, что невозможно сделать
без патриотичного порыва и потому
требует привлечения всего
Он
требует гибкого сочетания