Национальная инновационная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 18:16, реферат

Краткое описание

Инновационная политика Украины. Закон Украины «Об инновационной деятельности».

Файлы: 1 файл

политика.docx

— 27.01 Кб (Скачать)

     Сама  по себе идея перспективности  инновационного развития отечественной экономики  со всеми ее очевидными положительными эффектами  не нова.  

     Национальная  инновационная политика получила первичную  законодательную  основу с выходом Закона Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков» (1999г.). Первый практической опыт работы технопарков показал правильность и перспективность выбранной страной инновационной стратегии. Казалось бы, на пути расширения и углубления инновационных программ нет никаких препятствий, и реализация общегосударственной инновационной политики переходит в практическую плоскость, по крайней мере, в отношении технопарков. Разумеется, еще находятся в зачаточном состоянии множество иных инновационных направлений, но, следует надеяться , что и они в ближайшее время обретут свою перспективу. Единственное, что настораживает — неоднозначное отношение к инновационной идеологии многих представителей политической элиты, государственных деятелей и институтов, от которых в решающей мере зависит принятие решений об инновационной политике на государственном уровне. С одной стороны, инновационная экономика сегодня заявлена в качестве одного из приоритетных направлений развития, а ее потенциал осознан на общегосударственном уровне. По мнению правительства, переход не только нашей экономики, но и всей системы общественных преобразований к инновационному развитию является актуальнейшей проблемой сегодняшнего дня.  С другой стороны, стагнация в принятии соответствующих политических решений (остающаяся недостаточной законодательная база, бюджетное малокровие и пр.) на фоне мировых глобализационных процессов на деле означает политический и социально-экономический регресс не только в инновационной политике, но и в долгосрочном социально- экономическом развитии государства в целом. К сожалению, на сегодняшний день «большие политические институты» (Верховная Рада, Кабинет Министров и др.) продолжают оценивать инновационную политику в одном ряду с другими направлениями государственной политики, такими как развитие промышленности, социальная сфера и т.п., тогда как у инновационного сектора иная, отличная от всех других, функция — быть вектором и ускорителем развития всех других сфер общества и государства.

           К настоящему времени закончился первый этап в развитии инновационной политики — этап первичного накопления инновационно-политического капитала, главным позитивным результатом которого можно считать принятие в государстве и обществе инновационной доктрины, осознание необходимости и приоритетности этого направления.

             Следующий этап развития инновационной политики в Украине должен быть качественно иным.Необходимо внедрять и реализовывать выверенные стратегии и  накопленные знания.

       Национальная инновационная система является важной предпосылкой для успешного возрождения национальной экономики, ее адаптации к условиям международной конкуренции. 

              Инновационная переориентация — это основа основ евроинтеграционного выбора Украины. Претендовать на достойное место в Европе и мире наша страна может только при условии становления инновационного пути развития, основы которого должны быть реализованы в процессе структурной перестройки экономики уже на старте нынешнего стабилизационного этапа. Украина должна ставить перед собой самые амбициозные цели, что бы в  движение к высшим стандартам может привести к прогрессу на пути ускоренного роста конкурентоспособности национальной экономики и осуществления заявленного нашим государством европейского выбора.

     В случае выбора Украиной стратегии на достижение качественных и количественных показателей европейских  лидеров, такой выбор  политики должны стать  безальтернативным.

     Тем не менее, в Украине  остается нерешенным комплекс проблем, которые  препятствуют быстрому переходу экономики  на эффективную инновационную  политику.  
 

     К этим проблемам, в частности, относятся:

  • нарушение во время трансформационного спада 90-х гг. инновационного потенциала общества, которое выразилось в катастрофическом уменьшении доходов и, соответственно, потоков капиталов субъектов хозяйствования; упадке на этой основе крупных научных и  научно-промышленных комплексов, которые не восстановили свой потенциал и к настоящему времени;
  • отсутствие действенного механизма определения национальных инновационных приоритетов;
  • отсутствия развитого рынка прогнозов технологического развития, а также формирование чрезмерно широкого спектра приоритетов, в том числе и, охватывающих традиционные области экономики;
  • отсутствие соответствующего финансирования фундаментальных научных исследований со стороны государства;
  • упадок военно-промышленного комплекса и соответствующего машиностроения;
  • низкий уровень реальных доходов населения, что отражается на сужении базы кредитных ресурсов, а также на сужении внутренних рынков из-за низкого уровня потребления;
  • несовершенство налоговой системы, которая исключает стимулы для осуществления инновационной деятельности;
  • недостаточная развитость инфраструктуры денежных рынков, которая не оказывает содействия инновационной деятельности;
  • деформированность общенационального денежного рынка, что выражается в недостаточном денежном предложении и отражается на высоких ценах кредитных ресурсов;
  • слишком низком уровне монетизации экономики;
  • сверхвысоком уровне трансакционных издержек в экономике в целом, которые складываются из государственных и банковских тарифов (дополнительных комиссионных) на оформление крупных трансакций;
  • практически неурегулированный блок гуманитарных вопросов, который влияет на формирование гражданского общества в части рационализации сознания, отношений и защиты интеллектуальной собственности; чрезмерная централизация в этом вопросе названных институтов в органах государственных власти вызывает самовоспроизведение механизма коррупции в широких масштабах;
  • отсутствие действенной стратегии инновационного развития и построения национальной инновационной системы;
  • практически отсутствие понимания экономического смысла конкурентной борьбы за увеличение остатка потребителя, которые имеют решающее влияние на развитие фондового рынка и потребления высокотехнологических товаров долговременного использования;
  • неразвитость фондового рынка;
  • непонимание природы инновации как системного процесса, что выразилось в масштабных деформациях инструментов ее реализации и управления, в частности, в использовании СЭЗ, ТПР, Технопарков и т.п., т.е. инструментов управления инновационными процессами, не для усиления инновационного процесса, а наоборот - для воспроизводства традиционного капитала и всего комплекса отношений с ним связанных, что увеличило силы сопротивления инновационному процессу и, конечным итогом, привело к абсурдной их роли (СЭЗ, ТПР и т.д.) в экономике.
 

     Инновационная политика Украины  основывается на ряде нормативных документов, а именно :

     Закон Украины «Об инновационной  деятельности» Принят 4 июля 2002 года № 40-I

     Закон определяет правовые, экономические  и организационные принципы государственной  регуляции инновационной деятельности в Украине, устанавливает формы  стимулирования государством инновационных  процессов и направлен на поддержку  развития экономики Украины инновационным  путем. Согласно этому Закону государственную поддержку получают субъекты ведения хозяйства всех форм собственности, которые реализуют в Украине инновационные проекты, и предприятия всех форм собственности, которые имеют статус инновационных. 

     Закон Украины "О государственной  регуляции деятельности

     в сфере трансфера  технологий" Принят 14 сентября 2006 года N 143-V

     Закон  определяет  правовые,  экономические,  организационные  и финансовые   принципы   государственной  регуляции  деятельности  в сфере трансфера  технологий и  направлен  на  обеспечение  эффективного использования  научно-технического  и  интеллектуального  потенциала Украины,  технологичности производства продукции,  охраны имущественных  прав  на отечественные технологии на территории государств,  где планируется  или  осуществляется   их   использование,   расширение   международного научно-технического сотрудничества в этой сфере. 

     Закон Украины "О приоритетных направлениях инновационной

     деятельности  в Украине" Принят 16 января 2003 года    N 433-IV

     Закон  определяет  правовые,  экономические  и   организационные принципы формирования и реализации приоритетных направлений инновационной деятельности в Украине. Целью Закона  является  создание  правовой  базы  для  концентрации ресурсов  государства  на  ведущих  направлениях  научно-технологического обновления производства  и  сферы  услуг  в  стране,  обеспечение внутреннего  рынка конкурентной наукоемкой продукцией и выхода с ней на мировой рынок. 
 

       Пути преодоления существующих  проблем и решения задач ускоренного  развития украинской экономики 

     Важным  инструментом реализации ускоренного  экономического развития и перехода экономики к эффективной инновационной  политике (инновационной стратегии) является современная национальная инновационная система. Для ее построения правительство, наука, образование, промышленность финансовые и не финансовые корпорации должны объединиться в стратегический союз нового типа. Учитывая реалии (доминирование  в Украине политических инструментов над экономическими), на первом этапе  системным ядром этого стратегического  союза, его инициатором должно стать  государство с дальнейшим делегированием данной функции науке нового типа. 

     Инновационная стратегия структурной перестройки  экономики предусматривает приоритет  инновации как системного процесса в определении направлений развития новых секторов экономики и вывод  из оборота устаревших традиционных экономических структур третьего и  второго технологических укладов  на началах эволюционной экономики, которая предусматривает высочайшее уважение к гуманитарным ценностям, ставит личность в эпицентре инновационных  процессов. 

     Инновационная стратегия структурного развития экономики  нового типа 

     Согласно  признакам инновативности, которые  характеризуют степень завершенности  развития предыдущих технологических  укладов, а также наличия  элементов  высшего технологического уклада, украинская экономика не может быть отнесена к категории высокоразвитых экономик. Поэтому, с учетом ее нынешнего состояния, инновационную политику можно разделить  на три этапа: адаптивный, догоняющий и прорывный.  

     Первый  этап - адаптивный 

     Необходимость в данном этапе возникает из-за почти полного отсутствия в стране основных технологий и экономических  структур, соответствующих высшему  технологическому укладу.

     На  данном этапе инновационная стратегия  выстраивается на основе организации  производств товаров-инноваций, продукции  высшего технологического уклада стран-лидеров, путем их “копирования” с использованием  для этой цели технологической и  производственной базы, которая реально  имеется в экономике,  на протяжении достаточно продолжительного времени. Индикатором успешности реализации этой стратегии должна стать адаптация  традиционной экономической структуры  к новым условиям. 

     Первый  этап, это – политика технологического толчка. Здесь государство само определяет приоритеты экономического, технологического и научного развития, так как они  достаточно очевидны в свете позиций  мировых лидеров.

     Индикатором неуспешности реализации этого типа стратегии будет неполная адаптация  традиционной экономики и ее технологий к требованиям инновации из-за многочисленных уступок в пользу традиционных технологий.

     Второй  этап политики преследует цель догнать  мировых инновационных лидеров. На этом этапе инновационная политика преследует цель наращивания мощностей  производства нового технологического уклада за счет создания новых ресурсных укладов и содействие развитию соответствующих рынков, или/и временного усиления политического влияния на институциональный комплекс с целью усиления адаптивной способности национальной экономики к инновации, более стремительному достижению позиций мировых лидеров.

     Данный  этап не предусматривает выхода на мировые рынки с собственным  инновационным товаром или технологией, хотя и возможен. Он преследует цель догнать лидеров в мощности производств  существующих инновации и конкурентное вытеснение их импорта с соответствующим  заполнением национального экономического пространства собственной высокотехнологической  продукцией долгосрочного использования.

     На  данном этапе должно происходить  усиление социальной ориентации экономической  политики государства с целью  компенсации первых отрицательных  последствий в социальной сфере, вызванных структурными изменениями  экономики.

     В этих условиях, государство, задав инновационное  направление структурной перестройке  экономики, имеет возможность плавно делегировать функции малым, средним  и крупным инновационным фирмам, а также профсоюзам для  дальнейшего  завершения структурной перестройки.

     Индикатором неуспешности реализации этого типа стратегии выступает невозможность  передачи государством регулирующих функций  рыночным механизмам без усиления риска  возникновения неуправляемых кризисных  процессов.

     Третий, инновационный этап политики преследует цель создания  принципиально нового высокотехнологического товара длительного  использования (радикальной инновации), который не имеет аналогов и выход  с ним на мировой рынок (прорыв). Данный этап потребует концентрации всего потенциала стратегического  союза, не только финансово-экономического, но и духовного, что невозможно сделать  без патриотичного порыва и потому требует привлечения всего гуманитарного  национального комплекса и СМИ  ради поддержки национальной героики, воспитания патриотов нового постиндустриального  типа - “интеллектуальной элиты”. А  общенациональный приоритет, который  объединяется нацию, становится национальной идеей. 

     Он  требует гибкого сочетания политики технологического толчка, и рыночной ориентации, но предусматривает изменение  всего хозяйственного механизма  и экономической структуры на основе передовой технологии. Она  диктуется уже не столько государством, сколько новообразованной вертикально  интегрированной структурой - транснациональной  корпорацией - носителем этой технологии, с одновременным усилением политики рыночной ориентации, которая будет  предусматривать передачу государством функций определения инновационных  приоритетов дальнейшего структурно развития новым рыночным структурам малого и среднего бизнеса.

Информация о работе Национальная инновационная политика