Государственная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 05:57, доклад

Краткое описание

Государственную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно такие публичные институты власти, как правительство, президент и др. Сказанное не исключает возможность участия законодательных институтов в разработке политической стратегии и контроле за ее реализацией. Но парламент не является органом исполнения государственной политики, ибо он выступает публичным институтом законодательной и представительной власти. В равной мере сказанное относится и ко всем другим политическим организациям, включая институты политического участия и гражданского общества.
Обобщая все имеющиеся в современных работах положения, можно выделить следующие основные виды компонентов системы государственной политики: субстанциональные, человеческие, институциональные, процессуальные и духовные.

Файлы: 1 файл

госполитика.docx

— 204.96 Кб (Скачать)

И раньше, и в особенности  в настоящее время, государственная  политика по сравнению с политической деятельностью любого другого института  политического участия (партии, движения, профсоюзов) неизменно и отчетливо  выражает всеобщие интересы населения  и граждан в целом, является концентрированным  их отражением. Этим она объективно способствует поддержанию и воспроизведению  социально-политической целостности  общества. Для выполнения такого предназначения государство создает соответствующую  систему органов и учреждений власти, осуществляющих разработку и  реализацию государственной политики. С учетом сказанного и само определение общего понятия политики должно отражать управленческую составляющую. С политико-социологической точки зрения политика – это властный способ организации общества, политический процесс достижения и поддержания его целостности на основе согласования разнообразных интересов, управление обществом со стороны политической элиты на основе институтов [см.: Белов, 1997, 12]. В приведенном понимании политики акцент делается на ее управленческом предназначении, которое в первую очередь проявляется в политико-управленческой деятельности государства, т.е. в государственной политике. И если политика осуществляется главным образом на основе использования государственной власти, то управление, как более общее по своему содержанию явление, предполагает применение власти в любых ее формах, включая политическую, социальную и др. При этом объекты управления и политики существенно не отличаются. Макрообъектами здесь, как будет более подробно показано в конце главы, являются экономика, социальная сфера, культура и др. На этой основе формируются экономическая политика, социальная политика, культурная политика и так далее. Соответствующие виды политики, среди которых промышленная, образовательная, научная, демографическая, экологическая и другие виды политики имеют место на среднем уровне политического управления.

В соответствии с вышеизложенным государственная политика есть политический процесс управленческого влияния  главным образом институтов исполнительной власти государства на основные сферы  общества, опирающийся на непосредственное применение государственных властных полномочий как при разработке, так  и при осуществлении стратегии  и тактики регулирующего и  организующего воздействия на все  компоненты и аспекты функционирования и развития экономики, социальной сферы  и других подсистем общества посредством  размещения ресурсов, распределения, перераспределения  общественных благ и других мер. Таким  образом, государственную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно  такие публичные институты власти, как правительство, президент и  др. Сказанное не исключает возможность  участия законодательных институтов в разработке политической стратегии  и контроле за ее реализацией. Но парламент  не является органом исполнения государственной  политики, ибо он выступает публичным  институтом законодательной и представительной власти. В равной мере сказанное  относится и ко всем другим политическим организациям, включая институты  политического участия и гражданского общества.

 

Обобщая все имеющиеся  в современных работах положения, можно выделить следующие основные виды компонентов системы государственной  политики: субстанциональные, человеческие, институциональные, процессуальные и  духовные. Что же касается объектов управления, то нет оснований причислять их к внутренним компонентам системы  политики, ибо они являются внешними объектами воздействия со стороны  названной системы политики, на которые  направлено ее управленческое влияние. При этом общим правилом здесь  является то, что «все параметры  субъекта управления определяются в  конечном счете объектом, ориентированы  на то, чтобы обеспечить эффективное  воздействие на объект, достижение определенной цели» [Афанасьев, 1978, 77]. Отсутствие корреляции между реальными  свойствами объекта управления и  характеристиками того или иного  вида политики обрекает последнюю на субъективизм и неисполнение заявленных целей.

 

Наконец, завершая рассмотрение специфических правил деятельности субъектов и институтов власти, следует  специально сказать относительно принципов, применяемых в отдельных видах  государственной политики. Назовем, например, принципы социальной политики. Эти принципы являются основополагающими  правилами деятельности институтов и органов государственной власти по регулированию социальных процессов  на основе знания требований закономерностей  их функционирования и развития. В  научной литературе к базовым  принципам социальной политики государства  одни авторы относят, во-первых, приоритет  прав человека и его свобод; во-вторых, солидарность; в-третьих, социальную поддержку [см.: Ронк, 1996, 9].

Наряду с принципами ведущую  роль в осуществлении эффективной  государственной политики играют такие  значимые компоненты ее содержания, как  методы управления. Под методом управления / политики обычно понимают способы  организующего и регулирующего  воздействия социальных субъектов  и институтов политики на управляемые  объекты, определения условий их оптимального функционирования и развития, приведения в соответствие с требованиями присущих им закономерностям. Методы также  подразделяются на общие (универсальные) и отраслевые (специфические) в соответствии со сферами их применения. К первым относятся такие универсальные  способы управленческого воздействия, как организационно-административные (директивные) и экономические методы, а также социально-психологические  методы морального стимулирования. Директивные  методы предусматривают использование  государственно-правового принуждения, а экономические – материальное стимулирование.

 

Итак, целостная совокупность всех субстанциональных, человеческих, институциональных, процессуальных и  духовных компонентов (социальные субъекты, институты, цели, принципы, методы, интересы, потребности и др.), консолидированных  на основе императивной государственной  власти для политического управления экономикой, социальной и иными сферами  общества, представляет собой систему  государственной политики. Данная система, опираясь на познанные законы, тенденции  и закономерности функционирования и развития управляемых объектов, осуществляет в обществе конкретные виды политики, упорядочивает и гармонизирует  общественные отношения и процессы, придает им динамическое равновесие и устойчивость.

классификация основных видов государственной политики. В развитие высказанных выше положений следует заметить, что в современной политико-социологической литературе существует несколько критериев, на основе которых выделяются разные виды государственной политики.

Согласно наиболее распространенному  из них – виды политики выделяются в соответствии с характером объекта или сферы управления. В соответствии с этим политический процесс управленческого воздействия государства на экономику является экономической политикой, на социальную сферу – социальной политикой и т. д. Эти виды политики находятся в отношениях глубинной взаимосвязи друг с другом, и ни одна из них без взаимодействия с другими не может осуществить свои цели.

Другой  критерий отражает направленность действия власти по вертикали или горизонтали. В первом случае речь идет о функционально-отраслевом политическом управлении, характеризующем соподчиненность центральных (федеральных) институтов и местных органов политико-управленческого воздействия. Во втором случае осуществляется управленческое воздействие на более конкретные объекты со стороны субъектов и институтов государственной власти в рамках основных видов политики. Речь идет об объектах, не имеющих таких параметров, как самостоятельные подсистемы общества, но функционируют в них в качестве относительно самостоятельных разновидностей того или иного вида политики. Например, внутри экономической политики выделяются промышленная, научно-техническая, энергетическая и другие виды государственной политики. Внутри социальной политики сосуществуют образовательная, жилищная, жилищно-коммунальная и другие разновидности политики. Примерно такая же картина имеет место и в области культурной и других видов политики.

 

Еще один критерий – региональное измерение управленческого воздействия в пределах той или иной территории – дает основание выделять центральную (федеральную), региональную и муниципальную политику. Эти виды политики государства нельзя смешивать с предыдущими, ибо у них разная природа. Ведь в масштабах определенного региона или муниципального образования всегда можно выделить специфическую экономическую или социальную политику, которую проводят государственные и муниципальные органы данной территории.

Имеются и другие подходы к классификации основных видов государственной политики. Однако несмотря на различия между перечисленными видами, все они предусматривают использование потенциала госвласти и всего элементного состава системы государственной политики. Исключение, пожалуй, в российских условиях составляют муниципальные образования, в пределах которых, как правило, местным самоуправлением осуществляется собственная экономическая или социальная политика. Но поскольку муниципальная власть в России на основании действующей Конституции не входит в систему государственной власти, постольку и проводимая ею на местах политика может иметь статус только муниципальной. Хотя, как известно, при советской власти даже поселковый совет являлся звеном единой системы государственной власти и пользовался всеми присущими ей политическими полномочиями. И это облегчало решение многочисленных социально-экономических задач в процессе обеспечения стабильной жизнедеятельности всех без исключения территорий.

В заключение нужно еще раз подчеркнуть, что в современном переходном российском обществе приоритетными  видами государственной политики продолжают оставаться экономическая и социальная политика, от действенности и эффективности  которых зависит осуществление  основных приоритетов стратегии  постсоциалистической модернизации страны. Обращение к реальной практике осуществления  названных видов политики в нынешних условиях не оставляет сомнения в  том, что они в настоящее время  начинают приобретать более внятный  и осмысленный характер. Экономическая  политика все определеннее ориентируется на формирование в стране собственного социального рыночного хозяйства. А содержание государственной социальной политики непосредственно связано с реализацией конституционной задачи построения в России социального государства. Данное обстоятельство отмечают многие авторы.

Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики –  международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики – внешняя, внутренняя; структура  и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую  политику, семейную политику и т. п. По характеру субъект-объектных  отношений и уровню конфликтности  различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику

Однако при любых моделях  и типах государственной политики ее результативность во многом зависит  от того, в какой степени органы государственного управления следуют  основополагающим административным ценностям, характерным для демократических  государств, к которым относятся: надежность, прозрачность, подотчетность, адаптируемость, эффективность.

Эти принципы должны являться основой деятельности всех государственных  институтов и административных процессов, а также быть легко проверяемы со стороны внешних организаций: парламента, судебных органов, общественных организаций и граждан.

Обычно государственную  политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и  содержания проблем и вопросов, которые  необходимо решать органам власти в  определенной сфере общественной жизни. Можно выделить следующие виды государственной  политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую  и т.д.

Например, при составлении  планов социально-экономического развития государства мероприятия разрабатываются  по следующим направлениям:

· финансовая, денежная и  ценовая политика;

 

· структурная политика;

 

· аграрная политика;

 

· социальная политика;

 

· региональная экономическая  политика;

 

· внешнеэкономическая политика.

Если перейти на другой уровень, то внутри каждого направления  можно выделить большое число  направлений государственной политики. Например, в рамках общей социальной политики планируются мероприятия  в таких областях, как занятость  населения, пенсионное обеспечение, охрана здоровья, образование и др. Экономическая  политика в свою очередь делится  на промышленную, налоговую, тарифную, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, инвестиционную и т.д.

 

Однако возможна классификация и разделение по другим критериям, что позволяет лучше  понять характер отношений, существующих между участниками разработки и  реализации политики, а также определить уровень конфликтности той или  иной политики. При данном подходе  выделяются такие виды государственной политики, как политика распределительная, перераспределительная, регулирующая, административно-правовая стратегическая и антикризисная.

 

Распределительная политика связана с действиями органов  власти по распределению соответствующих  материальных благ и выгод среди  различных групп населения: социальные программы, образование, наука и  др.

 

Перераспределительная политика означает, что определенные ресурсы передаются от одной группы населения к другой путем налогов, тарифов, трансфертов и др.

Информация о работе Государственная политика