Государственная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 05:57, доклад

Краткое описание

Государственную политику разрабатывают и осуществляют преимущественно такие публичные институты власти, как правительство, президент и др. Сказанное не исключает возможность участия законодательных институтов в разработке политической стратегии и контроле за ее реализацией. Но парламент не является органом исполнения государственной политики, ибо он выступает публичным институтом законодательной и представительной власти. В равной мере сказанное относится и ко всем другим политическим организациям, включая институты политического участия и гражданского общества.
Обобщая все имеющиеся в современных работах положения, можно выделить следующие основные виды компонентов системы государственной политики: субстанциональные, человеческие, институциональные, процессуальные и духовные.

Файлы: 1 файл

госполитика.docx

— 204.96 Кб (Скачать)

Регулирующая политика включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных  видов деятельности: экономическое  регулирование, защита потребительского рынка, и др.

Административно-правовая политика связана с нормотворческой деятельностью  и функционированием государства.

Стратегическая политика охватывает взаимоотношения с зарубежными  государствами и включает иностранную  и оборонную политику.

Антикризисная политика проводится государством в случае возникновения  чрезвычайных обстоятельств, которые  требуют специальных действий.

Вполне логично, что наиболее острые разногласия возникают при  проведении перераспределительной политики, когда финансовые, материальные или иные ресурсы берутся от одной социальной группы и передаются другой. Иная ситуация складывается при распределительной и часто при стратегической и антикризисной политике, когда удается достичь согласия и наладить сотрудничество и поддержку данного курса среди различных социальных и политических групп. Естественно, все эти аспекты необходимо учитывать при разработке государственной политики, дабы быть готовым к различным формам действий и заранее оценить все возможные риски и ее последствия.

 

Классификация политики и ее взаимосвязь с другими  формами общественного сознания

Наряду с выяснением сущности, содержания политики, ее социальной природы  принципиальное значение имеет вопрос о ее классификации. Необходимость  классификации обусловливается  рядом обстоятельств и прежде всего сложностью и многогранностью  политической деятельности, а также  научно-исследовательскими и учебными целями.

Методологический  подход к классификации социальных, политических явлений и процессов  предполагает рассмотрение, анализ структуры  самого объекта, в рамках которого происходят социально-политические процессы и  деятельность, определение критериев  или критерия классификации. Например, возьмем рассматриваемую нами тему – “Политика как общественное явление”. Общество, как известно, представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую из подсистем: экономической, [c.67] социальной, политической и духовной. Политика находит свое проявление и отражение во всех названных сферах. Но общество функционирует, развивается не изолированно, а в связи с другими международными общественными и государственными образованиями и природой. Эти разнообразные и сложные взаимосвязи также имеют политические аспекты.

 

По критерию направленности политику разделяют на внутреннюю и  внешнюю. Обе части политики диалектически взаимодействуют. В большинстве случаев внутренняя политика обусловливает содержание, средства, методы и социальную направленность внешней политики. Но, разумеется, и внешняя политика по отношению к внутренней не является нейтральной. В определенных условиях она активно влияет на внутреннюю и может даже вносить в характер последней существенные коррективы. Так, политика США по отношению к ряду стран Латинской Америки и бывшего СССР к Финляндии, Афганистану и др.

Внутреннюю политику по критерию различения сфер общественной жизни можно разделять на экономическую, социальную, собственно политическую, духовную. Что касается первых двух сфер, то здесь обычно никто не возражает. По отношению же к двум последним разновидностям политики возникают порой дискуссии. Как, мол, понимать политику в политической сфере? Не тавтология ли это: политика политики. Думается, нет, и вот почему.

Экономическая политика демократического государства – совокупность научных  положений, целей, политических средств  и практических мер, с помощью  которых осуществляется регулирование  отношений между гражданами, социальными  группами, нациями в сфере экономической  жизни общества, под ее влиянием происходит взаимодействие между государством и гражданским обществом. По отраслевому  критерию в экономической политике обычно выделяют: политику в области  промышленности, транспорта, аграрную политику, политику в области финансов, инвестиций, приватизации и т.п.

Социальная политика – это система идей, установок, целей, методов и средств, с помощью которых осуществляется регулирование отношений между гражданами, социальными группами, нациями по поводу их [c.68] места в обществе и обеспечении их непосредственно жизнедеятельности.

Особое место в сфере  социальной жизни занимает национальная политика. Ее объектом являются национальные отношения. Будучи интегральными, включающими  в себя экономические, социальные, государственно-правовые, культурно-духовные и другие аспекты, национальные отношения необходимо рассматривать как исключительно  сложный специфический объект регулирования.

Политика “политики” или  политика в политической сфере направлена на регулирование отношений между  гражданами и социальными общностями по поводу прежде всего государственной  власти. Ее также можно подразделить на политику государственно-административного  строительства и политику общественных организаций и движений в сфере  властно-политических отношений.

Политика в  сфере духовной жизни призвана осуществлять регулирование отношений между гражданами, коллективами, социальными общностями и нациями по поводу функционирования идей, взглядов, теорий, их реализации в обществе и непосредственной жизнедеятельности людей. Аналогично другим видам политики она может классифицироваться по отраслевому принципу: политика в области культуры, театра, кино, печати, средств массовой информации.

По полноте охвата сфер общественной жизни и влиянию  на общество можно выделить такие  разновидности политики, как научно-техническая, оборонная, экологическая. Эти виды политики выступают своеобразным слепком  с общества, отражают его возможности, характер и социальную направленность развития.

Общество не одноцветный  монолит, а многоярусная социально-дифференцированная система. Ее структуру составляют индивиды, социальные слои, группы, классы и нации  со своими многообразными потребностями  и интересами. Для их выражения, защиты и осуществления организационно-мобилизационной  функции в обществе создаются  государственные органы, политические партии, общественно-политические и  профессиональные организации. Они  выступают как активные субъекты политики. Исходя из этого, важным критерием  классификации [c.69] политики являются ее субъекты. Определяющим и ведущим  среди них выступает государство.

Современное государство  – сложная система органов, имеющая  монополию на насилие как средство господства и располагающая широкими законодательными, судебными правами, техническими и материальными ресурсами, вышколенной армией профессиональных политиков. В этом отношении ни один субъект политики не может сравниться с государством. Государственная  политика поэтому занимает доминирующее место в общей структуре политической деятельности в обществе.

Государственная политика как вид деятельности обычно рассматривается на нескольких уровнях: местном, региональном, национальном, международном.

Местный уровень включает решение в первую очередь социально-бытовых вопросов: обеспечение сносных жилищных условий, строительство и эксплуатация школ, больниц, местной инфраструктуры, управление муниципальной собственностью.

Региональный  уровень требует в большей степени государственного вмешательства, координации деятельности различных социальных групп и национальных общностей, направленных на комплексное развитие всего региона, осуществление сбалансированной экологической политики, защиты прав и свобод граждан от посягательств преступных групп и мафиозных кланов.

Центральное место  в политике государства занимает общенациональный уровень. На этом уровне государство призвано определить наиболее точно приоритеты в политике по отношению к разным социальным слоям и группам, выделять с учетом имеющихся возможностей бюджетные средства на модернизацию и развитие тех отраслей экономики, которые в первую голову создают условия для фунционирования в оптимальном режиме социальной сферы и всестороннего развития каждой личности. И, наконец, последний, международный уровень постепенно приобретает все большее значение в наше время. Именно этот аспект государственной политики призван обеспечить защиту национальных интересов государства, суверенных прав граждан, создание благоприятных условий для эффективного [c.70] социально-экономического развития общества, не допустить втягивания страны в локальные и международные конфликты.

Другими влиятельными субъектами политики являются политические партии, общественно-политические движения и  организации. Предлагаемая партиями и  их лидерами политика рассчитана на то, чтобы привлечь на свою сторону ведущие  социальные и политические силы с  целью завоевания политической власти в рамках соблюдения закона. Встречаются, конечно, исключения. Радикально-революционные  партии часто действуют вопреки  требованиям законов и конституции. Такая политика может дать эффект лишь на короткое время. В стратегическом плане только та политика ведет к  успеху, которая реализуется в  рамках конституционных законодательных  норм, принципов и цивилизованными средствами.

По критерию масштабности и долговременности целей политику можно классифицировать на стратегическую и тактическую (текущую). Сущностью стратегической политики является выбор коренных, наиболее значимых целей приоритетов развития общества, региона, города, района, общественной сферы или общественно-политического движения, основных методов, средств, политических сил, технических, материальных ресурсов для достижения намеченных целей, возможных вариантов политических блоков, союзов и соглашений, а также прогноз результатов (конечных, промежуточных) в осуществлении запланированных целей. Стратегическая политика по временному интервалу различается на долгосрочную (10-15 лет) и среднесрочную (3-5 лет).Тактическая (текущая) политика – это политическая деятельность, направленная на реализацию намеченных стратегических целей. Она предполагает большую гибкость, оперативность в применении методов, средств, допускает обходные маневры, временные соглашения с неустойчивыми политическими союзниками. Стратегическая и тактическая политика, как правило, присуща всем субъектам политики.

Итак, политика как сложное, многогранное социальное явление оказывает  воздействие на все сферы общественной жизни. В ней находят отражение  различные экономические, социальные, культурные, идеологические и иные интересы наций, классов, социальных групп, слоев, политических партий, общественных движений. Рациональная, демократическая  политика предполагает не их подчинение, подавление, а гармоническое сочетание, согласование и интеграцию на основе общественного согласия.


Информация о работе Государственная политика