Автор: Тимур Иртуганов, 16 Сентября 2010 в 01:51, курсовая работа
По характеру общей ориентации государственного воздействия на промышленность страны промышленную политику нередко классифицируют как защитительную, ориентированную на сохранение сложившейся промышленной структуры, поддержание занятости, защиту национальных фирм от иностранной конкуренции, адаптивную, направленную на приспосабливание промышленной структуры страны к происшедшим сдвигам в структуре спроса и изменившимся условиям конкуренции на мировом рынке, и инициативную, когда государство активно воздействует на развитие промышленности страны, исходя из своего видения желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе
Введение 3
Конкурентоспособность 4
Совершенствование рыночных механизмов 6
Формирование технологической базы 8
Кнут и пряник для инвестиций 9
Заключение 11
Литература 12
Приложение 13
Содержание
По характеру общей ориентации государственного воздействия на промышленность страны промышленную политику нередко классифицируют как защитительную, ориентированную на сохранение сложившейся промышленной структуры, поддержание занятости, защиту национальных фирм от иностранной конкуренции, адаптивную, направленную на приспосабливание промышленной структуры страны к происшедшим сдвигам в структуре спроса и изменившимся условиям конкуренции на мировом рынке, и инициативную, когда государство активно воздействует на развитие промышленности страны, исходя из своего видения желательного образа ее структуры в более или менее долгосрочной перспективе.
Среди
направлений государственной
Необходимость
государства на повышение
В результате конкурентоспособность промышленности страны во все большей мере зависит от таких факторов, как качество трудовых ресурсов, прочность связей между промышленными фирмами, высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, способность творчески осваивать иностранные технологии, скорость распространения в промышленности технологических и иных инноваций; емкость внутреннего рынка и уровень требований отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам, наличие кустов технологически связанных и географически близких предприятий, производящих продукцию, пользующуюся спросом на внешних рынках.
Роль государства, которое не только финансирует основную часть общеобразовательных учебных заведений и университетов, но и в немалой мере определяет отношение общества к образованию и престижность профессии научного работника и преподавателя, в создании системы образования, отвечающей требованиям современного промышленного производства, очень значительна. Очевидно, что инициативная государственная промышленная политика должна подкрепляться целеустремленной политикой в области образования. Для стран с переходной экономикой к наиболее приоритетным направлениям относится резкое расширение подготовки специалистов в области управления, маркетинга и хозяйственного права.1
При всей важности финансовой поддержки государством фундаментальной науки и наиболее приоритетных программ прикладных научных исследований очень большую позитивную роль может сыграть организационная деятельность государства по следующим направлениям.
Во-первых, создание государственных структур, ориентированных на выявление потенциальных промышленных потребителей знаний, накопленных государственными научно-исследовательскими институтами и университетами.
Во-вторых,
координация государством программ
НИОКР, в которых участвуют
Важный
фактор поддержания
Кроме того, в связи с тем что нехватка финансовых ресурсов у небольших фирм - инноваторов очень часто служит труднопреодолимым барьером на стадии внедрения научно-технических знаний в новые, экономически целесообразные технологические процессы и виды продукции, государство должно содействовать расширению возможностей финансирования инновационного бизнеса.2
Государство имеет возможность оказывать существенное влияние и на такие условия конкурентоспособности промышленности страны, как наличие емкого внутреннего рынка и жесткие требования отечественных потребителей промышленной продукции к ее качественным характеристикам.
Все
развитые страны рыночного хозяйства
для поддержания
Деятельность государства по повышению эффективности рыночных механизмов и смягчению свойственных им несовершенств является второй важной составной частью современной промышленной политики.
Области,
в которых проявляются
Во-вторых,
несовершенства рыночного механизма
связывают с последствиями
В-третьих,
конкуренция посредством
Поскольку
развитие промышленности принимает
все более инновационный
Наконец, в-четвертых, рыночной экономике свойственны сложные проблемы, затрудняющие распределение ресурсов с акцентом на долгосрочную перспективу.
В рыночной экономике всестороннее информационное обеспечение промышленных фирм служит необходимым условием их выживания и эффективной деятельности.
Огромную работу по сбору и публикации информации экономического, научно-технического, демографического и тому подобного характера, широко используемой промышленными фирмами при принятии инвестиционных и иных решений, проводят в странах развитого рыночного хозяйства именно государственные ведомства, хотя они, разумеется, не являются единственным источником используемой фирмами информации. Следует особо подчеркнуть, что государственные ведомства распространяют собираемую ими информацию без каких-либо ограничений и по доступным ценам.
Большое
внимание уделяется использованию
собираемой государством информации для
разработки системы индикаторов, применяемых
для анализа состояния
Очень
важная сторона информационной деятельности
государства в странах
Влиять
на достижение динамичных конкурентных
преимуществ государственной
Наиболее
явно воздействие государства на
технологическую структуру
Вместе с тем исторический опыт рыночных экономик не дает оснований для однозначных и безоговорочных оценок роли государственного предпринимательства в развитии промышленного производства. Если допустить, что средствами государственной политики можно повысить национальный доход страны за счет ее конкурентов путем стимулирования технологий и отраслей, приносящих более высокую "ренту", чем приносят другие технологии и отрасли, то, очевидно, наличие такой возможности на протяжении продолжительного времени противоречит условиям функционирования системы конкурентных рынков и отраслей со свободным межстрановым и межотраслевым переливом капитала.
Создание государственных промышленных компаний - не единственный и в современных условиях далеко не самый оптимальный инструмент воздействия государства на технологическую структуру промышленности страны.
Другой, не менее важной задачей макроэкономической политики государства в применении к проблемам модернизации промышленной структуры страны, является создание благоприятных условий для динамичного инвестиционного процесса.
Активно используется следующие инструменты воздействия государства на динамику инвестиционного процесса:
Очень важную роль в финансировании инвестиционных программ играет банковский кредит, причем государство активно воздействовало и на стоимость кредита, и на направление его потоков.
Доминирующую
роль играли внутренние источники (нераспределенная
прибыль и амортизационные
Важную роль в финансировании инвестиционых программ во многих динамично развивавшихся странах играли государственные финансовые институты.
Воздействие государства на ценовые пропорции в целях стимулирования инвестиционного процесса не ограничивалось регулированием процентных ставок. Специалисты Всемирного банка указывают на то, что в указанных странах налоговая, тарифная и валютная политика не только снимала часть инвестиционного риска с фирм-инвесторов и в умеренных масштабах подавляла процентные ставки, но и контролировала импорт капитала, а также поддерживала относительно низкие цены на инвестиционные товары.
Вместе
с тем возможности
И
еще об одном варианте стимулирования
инвестиционной политики, направленной
на развитие реального сектора экономики,—
использование налоговой