Государственная политика структурной перестройки национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – показать сущность структурных кризисов, их влияние на деловые циклы и экономический рост, и, как итог, необходимость структурной перестройки.
Для достижения данной цели ставятся задачи: дать понятие структурной организации экономики, сущности структурного кризиса, основных направлений структурной перестройки в странах постсоциалистической экономики, особенности выхода Республики Беларусь из экономического кризиса. Для написания курсовой были использованы учебники, учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Национальная экономика.
1.1. Понятие национальной экономики, ее основные цели. ........
1.2. Структура, равновесие и виды национальной экономики.
2. Структурная перестройка.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СтруктурнОЙ перестройкИ экономики РБ.
3.1. Причины кризисных явлений в РБ и формирование предпосылок выхода из кризиса и факторов экономического роста.
3.2. Динамика устойчивого экономического роста Республики
Беларусь. 1
3.3. Совершенствование экономической политики государства на пути выхода из кризиса. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ5
Приложение А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Иными словами, новые относительные цены и товарное наполнение спроса приводят к изменениям в структуре предложения, а значит, и в реальной структуре производства. [11, с. 98]

Однако процесс приспособления количественных параметров выпуска продукции к новым ценам требует определенного времени и по ряду причин протекает особенно медленно в период перехода от командно–административной экономики к рыночной.

И все же практика последних лет подтверждает, что в ходе проведения реформ в странах с переходной экономикой должны происходить и действительно происходят постепенные, но ощутимые изменения в структуре выпуска продукции, темпы которых со временем ускоряются. Изменения в структуре производства и в отраслевой структуре экономики связаны с несколькими процессами.

Во-первых, это перемены в отношениях собственности: падает доля государственной собственности и повышается удельный вес частной и смешанной форм собственности, что приводит к изменениям в структуре выпуска продукции.

Во-вторых, это изменения в размерной структуре предприятий: увеличение доли и объемов производства малых и средних предприятий при одновременном снижении соответствующих показателей для крупных предприятий.

В-третьих, это изменения в структуре выпускаемой продукции: повышение удельного веса и объемов продукции и услуг потребительского назначения и повышение доли сферы услуг в экономике в целом.

Названные три вида структурных изменений лишь частично перекрывают друг друга, а в значительной степени являются взаимодополняющими. Вряд ли будет ошибочным утверждение Я. Корнай, что «двумя самыми распространенными типами экономических агентов в постсоциалистической экономике являются крупное государственное предприятие, сворачивающее выпуск продукции, и частная фирма в сфере обслуживания». [12, с. 102] Еще раз отметим, что общий результат экономического развития в такой ситуации отрицателен, т. е. расширение производства в одних секторах перекрывается его снижением в других.

Таким образом, в постсоциалистических странах с переходной экономикой идет болезненный процесс естественного отбора, эффект которого, несмотря на всю его драматичность, носит в целом оздоровительный характер. В принципе, подобное же присуще и обычному капиталистическому экономическому циклическому спаду. Различие в том, что во время структурного кризиса переходного периода данный процесс протекает особенно интенсивно и охватывает все сферы экономики. После завершения обычного экономического цикла структура хозяйства меняется незначительно по сравнению с его первоначальным состоянием, во втором же случае возможно предположить, что положение изменится кардинальным образом.


3.    Государственная политика структурной перестройки экономики РБ

3.1.      Причины кризисных явлений в РБ и формирование предпосылок выхода из кризиса и факторов экономического роста

 

 

Республика Беларусь приобрела государственный суверенитет в 1991 г. Процесс становления ее государственности совпал с мощнейшим экономическим кризисом. Последнее десятилетие XX в. по праву можно считать для экономики Беларуси периодом тяжелейшего испытания на устойчивость и жизнеспособность.

Причины экономического кризиса не являются результатом «нормального трансформационного спада», а имеют более глубокие корни. Они заключаются в распаде единого государства, системы государственного планирования и регулирования экономики, в разрыве складывавшихся в течение десятилетий производственно-экономических связей в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР, что привело к образованию новых независимых государств, не обладающих самостоятельной жизнестойкой экономикой. Необходимо было принять крупномасштабные меры по ее реструктуризации и адаптации к новым рыночным условиям хозяйствования.

Разрушительные тенденции, обусловленные распадом СССР, крайним несовершенством и низкой эффективностью прежнего хозяйственного механизма, односторонностью принимаемых мер по стабилизации положения, привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития республики до середины 90-х годов постоянно ухудшались. Так, в 1995 г. валовой внутренний продукт по сравнению с 1990 г. сократился на 35%, объем промышленной продукции – на 39%, производство потребительских товаров – на 40%, валовая продукция сельского хозяйства – на 26%, инвестиции в основной капитал – на 61%, реальные денежные доходы населения – на 38%. Индекс потребительских цен за пять лет возрос в 44 тыс. раз.

Главными причинами кризисного состояния экономики Республики Беларусь были: [23, с. 18]

-        разрушение десятилетиями нарабатывавшихся хозяйственных связей из-за распада СССР и роспуска СЭВ;

-        общесистемный коллапс старого хозяйственного механизма, базировавшегося на административно-командном принципе организации экономики и доминировании государственной формы собственности;

-        неготовность власти к решению сложных и нестандартных проблем экономики в условиях суверенитета;

-        попытка разрешить все экономические проблемы простым путем – «невидимой рукой рынка»;

-        чрезмерная политизация экономической жизни;

-        ложные представления о рыночной экономике, механизмах ее функционирования, роли государственного регулирования в транзитивных экономиках;

-        отсутствие научно обоснованной концепции перехода от плановой экономики к рыночной, неэффективность внедрения в переходную экономику неадаптированных механизмов и институтов зрелых рыночных систем.

Необходимость преломления столь далеко зашедших и опасных для экономической безопасности страны тенденций стала жестким императивом. В этих условиях были разработаны Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. и Программа-2010, которые определили не только стратегию преодоления кризисных явлений, достижения макроэкономической стабилизации и возобновления хозяйственного роста, но и конкретные практические меры по решению поставленных задач.

Стратегической целью реформирования хозяйства страны в рассматриваемом периоде было определено формирование социально ориентированной рыночной экономики и на ее основе предотвращение дальнейшего развития кризисных процессов в экономике.

Учитывая недостаток ресурсов и невозможность и нецелесообразность государственной поддержки всех отраслей народного хозяйства, в Программе-2010 выделены три главных направления развития: экспорт, жилье, продовольствие. Они должны были стать теми «локомотивами», которые смогут «потянуть» другие сферы и производства, обеспечив выход из кризисного состояния, постепенный подъем экономики и повышение благосостояния народа. Приоритетное развитие этих направлений было ориентировано на преимущественное использование местных ресурсов и нацелено на более полное насыщение внутреннего рынка товарами и услугами и обеспечение их выхода на внешние рынки [24, с. 79].

Сегодня можно говорить о том, что выбранная стратегия в целом оказалась верной. Была создана система управления экономикой, отвечающая реалиям трансформационного периода, внесены коррективы в обеспечение социальной защиты населения, активизирована инвестиционная деятельность, снижен инфляционный потенциал. На смену либерализации цен пришло их государственное регулирование, дополненное жесткой бюджетно-финансовой политикой.

В результате не только остановлен спад производства, но и достигнута положительная динамика важнейших показателей. Так, ВВП за 2006-2010 гг. увеличился на 36%, продукция промышленности – на 64%, инвестиции в основной капитал – на 34%, производство потребительских товаров – на 84%. Существенно снизился рост инфляции, хотя и остался очень высоким. Реальные денежные доходы населения выросли в 1.7 раза и в 2010 г. превысили уровень 1999 г. на 6.7 процентных пункта (Приложение А).

В 2010 г. уровень 1999 г. по объему промышленного производства был превышен на 1%, потребительских товаров – на 10%; однако ВВП составил только 89% от него, продукция сельского хозяйства – 71%.

Следует отметить, что по ряду основных показателей экономического развития Беларусь имела в 2006-2010 гг. значительно более высокий рост, чем большинство стран СНГ и Балтии. (Приложение Б).

Два из трех намеченных Программой-2010 приоритетов были реализованы полностью. Это относится к строительству жилья и наращиванию экспортного потенциала. При этом расширился экспорт как товаров, так и услуг. Экспорт услуг рос опережающими темпами: 221% против 154%. Их суммарное увеличение за 5 лет составило 60%, а импорта – 52%. Благодаря этому отрицательное сальдо экспортно-импортных операций сократилось за этот период на 14% (86 млн. долл. США) и составило в 2010 г. минус 491 млн. долл. США.

Однако во внешнеэкономической деятельности так и не удалось преодолеть некоторые негативные явления, которые были присущи ей в середине 90-х годов. В первую очередь это касалось чрезвычайно открытого характера экономики. В Беларуси в последние годы XX в. внешнеторговый оборот составлял 115-127% ВВП. По степени открытости республика входила в число стран-лидеров, и в связи с этим экономика была сильно подвержена воздействию изменений, происходящих у основных внешнеторговых партнеров, в первую очередь России (ее доля во внешнеторговом обороте Беларуси тогда составляла 56-60%).

Одна из причин сохранения высокой степени открытости национальной экономики – ее слабая структурная трансформация, наращивание объемов производства на предприятиях с ресурсо- и энергоемкими технологиями. Доля же вывозимой даже в страны СНГ наукоемкой продукции была ничтожно мала – примерно 1%, тогда как в экспорте промышленно развитых стран она приближалась к 40%. Это был осмысленный шаг. Республика в условиях острейшего дефицита финансовых ресурсов решала задачу купирования экономического кризиса и создания благоприятного социального фона дальнейших реформ доступными ей методами.

Неблагополучным оставалось и положение дел в агропромышленном комплексе, провозглашенном Программой-2010 одним из трех важнейших приоритетов развития экономики страны. В 1999-2010 гг. в этой сфере наблюдался спад: уменьшалось производство важнейших видов продукции, сокращалось число прибыльных предприятий (с 99.7% в 1999 г. до 50.9% в 2010 г.), падала рентабельность реализованной сельскохозяйственной продукции. В 1999 г. она равнялась 42.4%, в 2005г. – 17.7%, в 2010 г. – 5%. В растениеводстве она была еще достаточно высока: 1999 г. – 58.3%, 2005 г. – 55.4%, 2010 г. – 44.5%, а в животноводстве не только снизилась, но и в течение ряда лет имела отрицательные значения: 1999 г. – 42.3%, 2005 г. – 7.9%, 2006 г. – минус 2.0%, 2010 г. – минус 8.4%. [20, с. 196]

Какие же выводы можно сделать, оценивая развитие экономики Беларуси в 2006-2010 гг.?

Несмотря на то, что положение в целом значительно улучшилось, достаточно тревожной оставалась динамика инвестиций в основной капитал. Они увеличились на 25.8 пункта при приросте промышленного производства на 65%. В условиях высокой изношенности активной части основных производственных фондов (до 70-75%) такое отставание в темпах прироста инвестиций могло стать в дальнейшем серьезным препятствием на пути эффективного развития реального сектора, закрепления белорусских товаров на внешних рынках.

В проводившейся в 2007-2009 гг. денежно-кредитной и валютной политике имели место просчеты. Основная ошибка – чрезмерное эмиссионное кредитование государственных программ, что в конечном итоге в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля и множественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках республики.

Лишь трансформация денежной политики, осуществленная в 2010 г. в направлении сокращения эмиссионного кредитования, позволила обеспечить положительные значения реальных процентных ставок, удержать чистый внутренний рублевый кредит в заданных пределах. Параллельно был решен и еще один чрезвычайно важный для экономики страны вопрос – ликвидирована множественность курсов национальной валюты. Официальный курс белорусского рубля за 2010 г. был девальвирован более чем в 3.5 раза.

Такая трансформация имела, безусловно, и некоторые отрицательные последствия: уменьшились оборотные средства субъектов хозяйствования, выросли неплатежи. Стало очевидным, что на пороге нового тысячелетия Беларуси предстоит решать задачи активизации структурных преобразований экономики, реструктуризации предприятий и обновления активной части их основного капитала на принципиально новой технологической основе, поддержки малого и среднего предпринимательства, создания необходимых условий для обеспечения устойчивого экономического роста.


3.2.      Динамика устойчивого экономического роста Республики Беларусь 

 

 

Социально-экономическая политика на новое пятилетие была определена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015гг. (Программа-2015). С учетом преемственности важнейших векторов социально-экономической политики и необходимости дальнейшего продвижения по пути подъема в Программе-2015 намечены следующие ключевые приоритеты: [2, с. 10]

-         формирование эффективной системы здравоохранения;

-         активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

-         наращивание экспорта товаров и услуг;

-         дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;

-         развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

Важнейшей составляющей макроэкономической политики был определен социальный вектор развития. При этом главными задачами в области оплаты труда стали:

-         усиление стимулирующей роли заработной платы в расширении производства и росте его эффективности;

Информация о работе Государственная политика структурной перестройки национальной экономики