Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – показать сущность структурных кризисов, их влияние на деловые циклы и экономический рост, и, как итог, необходимость структурной перестройки.
Для достижения данной цели ставятся задачи: дать понятие структурной организации экономики, сущности структурного кризиса, основных направлений структурной перестройки в странах постсоциалистической экономики, особенности выхода Республики Беларусь из экономического кризиса. Для написания курсовой были использованы учебники, учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати.
ВВЕДЕНИЕ
1. Национальная экономика.
1.1. Понятие национальной экономики, ее основные цели. ........
1.2. Структура, равновесие и виды национальной экономики.
2. Структурная перестройка.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СтруктурнОЙ перестройкИ экономики РБ.
3.1. Причины кризисных явлений в РБ и формирование предпосылок выхода из кризиса и факторов экономического роста.
3.2. Динамика устойчивого экономического роста Республики
Беларусь. 1
3.3. Совершенствование экономической политики государства на пути выхода из кризиса. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ5
Приложение А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г
- существенное повышение удельного веса оплаты труда в ВВП и денежных доходах населения;
- приближение тарифной ставки первого разряда к размеру минимального потребительского бюджета.
В сфере социальной защиты населения предусматривалось усиление государственной поддержки его наиболее уязвимых слоев и групп, улучшение системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ.
К концу пятилетия предполагалось довести среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства до размера, эквивалентного 500 долл. США, уровень пенсий – до 48%, а стипендий – до 25-30% от нее.
Выбранные приоритеты развития, реализуемая социально-экономическая политика, применение адекватных переходной экономике методов мотивации и регулирование хозяйственной жизни страны, последовательное развитие институциональных и правовых основ функционирования рыночной экономики позволили выполнить в рассматриваемом периоде основные задания Программы-2015.(Приложение В).
Очевидно, что основные макроэкономические параметры развития страны были не только выполнены, но и перевыполнены. Страна превзошла уровень 1990г. по производству ВВП (на 27%), промышленной продукции (на 53%), производству потребительских товаров (на 66%), реальным денежным доходам населения (на 75%). Значительно выросло инвестирование в основной капитал – на 84% по отношению к 2010 г., что позволило довести его значение до 95% уровня 1999 г. [19, с. 186]
Произошли также существенные подвижки в аграрном секторе экономики. Его пятилетний прирост составил 25.7%, что способствовало приближению к уровню производства этого сектора в 1999 г. (90%).
Выполнение основных макроэкономических параметров Программы-2015 позволило реализовать и ее социальный компонент. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению сократился с 2.1% в 2009 г. до 1.5% в 2011 г. Начисленная среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте выросла с 73.6 в 2009г. до 218 в 2011 г. В декабре 2011 г. она уже составляла 255 долл. США (Приложение Г).
Реальная заработная плата в 2011г. выросла по сравнению с 2005г. в 3.5 раза. В других странах СНГ этот рост был существенно ниже: в России – в 1.6 раза. Украине – в 1.7, Молдове – в 1.8, Казахстане – в 2.1 раза.
За 2006-2011 гг. реальный размер месячной пенсии в республике увеличился в 3.8 раза. По размеру пенсий Беларусь опережает другие страны СНГ. В декабре 2005 г. средний размер назначенной месячной пенсии в республике составил 98 долл. США. К примеру, в сентябре 2011 г. средний размер месячной пенсии в России был 89 долл. США, Украине – 76 долл. США.
Все это обеспечило существенное сокращение уровня бедности населения. В 2011 г. удельный вес населения, живущего за чертой бедности, снизился до 37.3% по сравнению с 46.7% в 1999 г.
Значительно улучшилось и соотношение среднего размера назначенной пенсии, среднемесячной заработной платы и бюджета прожиточного минимума. В 2006-2010 гг. эти соотношения изменились в лучшую сторону, но незначительно. Так, если в 2005 г. отношение среднего размера назначенной месячной пенсии к бюджету прожиточного минимума пенсионера составляло 91.9%. то в 2010 г. оно равнялось 97.5%. Аналогично обстояло дело и со вторым соотношением: 2005г. – 178%, 2010 г. – 195.6%. За пятилетие 2006-2010 гг. ситуация изменилась радикально. Первое из рассматриваемых соотношений в 2010 г. составило 156.6%, а второе – 322%.
Рост денежных доходов населения сопровождался и повышением их покупательной способности. Если в 2005 г. на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода в республике можно было приобрести 18 кг свинины, то в 2010 г. – 42 кг, рыбы – соответственно 21 и 60 кг, молока – 220 и 354 л, масла животного – 15 и 38 кг [6, с. 34].
Благодаря активной социальной поддержке наиболее уязвимых групп населения, в стране не допущено значительного социально-экономического расслоения общества по уровню материального достатка. Среднедушевые располагаемые доходы 10% наиболее обеспеченной группы населения были в 5.2 раза выше, чем 10% наименее обеспеченной группы (при предельно-критическом значении этого показателя – 10 раз).
Среди стран СНГ и государств с развитой рыночной экономикой в Беларуси отмечен один из самых низких показателей дифференциации в уровне материального благосостояния.
Значительным результатом реализации Программы-2015 стало существенное снижение инфляционных процессов в стране. Индекс потребительских цен в 2011 г. составил 108% против 344 в 2005 г., 207.5% в 2010 г. и 114.1% в 2010 г. Среднемесячный прирост индекса потребительских цен в 2011 г. равнялся 0.6%, что является наименьшим показателем за последние 15 лет. Снижен и потенциал инфляционных ожиданий. Индекс цен производителей промышленной продукции сократился в 2011 г. до 110.2% по сравнению с 268% в 2006 г. [22, с. 110]
Важнейшим индикатором состояния экономики страны является внешняя торговля. Объем внешней торговли товарами и услугами в 2010 г. составил 36127.4 млн долл. США, в том числе экспорт 18146 млн долл. США, импорт – 17981.4 млн долл. Очевидно, что сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительное и составило 164.6 млн долл., в том числе сальдо внешней торговли товарами – отрицательное, 721.5 млн долл. США, услугами – положительное, 886.1 млн долл. США.
Объем внешней торговли товарами за 2006-2010 гг. вырос в 2.1 раза, в том числе со странами СНГ – в 1.7 раза, а со странами вне СНГ – в 2.6 раза. Аналогичная тенденция наблюдалась и в динамике экспорта: всего он вырос в 2.2 раза, со странами Содружества Независимых Государств – в 1.6 раза, с остальным миром – в 3.1 раза. Существенный рост наблюдался и в импорте товаров, где наиболее высокие темпы характеризуют импорт из стран вне СНГ – в 2.2 раза. Значительно изменилось и сальдо внешней торговли. За пять лет оно сократилось практически вдвое: с минус 1320 млн долл. США в 2005г. до минус 722 млн долл. США в 2010 г. При этом сальдо со странами вне СНГ выросло в 9.5 раза и составило 3338 млн долл.США. [22, с. 111]
Положительные изменения произошли и в структуре экспортно-импортных операций. Если в 2000 г. на долю экспорта в страны СНГ приходилось 60%, то в 2005 г. – 44%. Уменьшилась и доля импорта из стран Содружества. Она упала с 70 до 66%. Это свидетельствует о проведении реальной политики страной диверсификации экспортно-импортных операций. Хотя следует сказать, что, несмотря на снижение доли России во внешнеторговом обороте Беларуси, она все еще остается очень высокой; в экспорте – 36%, а в импорте – 60%. В 2010 г. эти значения были 51 и 65% соответственно.
Основными покупателями белорусской продукции являются, кроме Российской Федерации, Нидерланды (14.5%), Соединенное Королевство (7%), Украина (5.8%), Польша (5.3%), Германия (4.5%), Китай (2.6%), Литва (2.3%), Латвия (2%), Франция (1.8%). Традиционные товары белорусского экспорта – продукты переработки нефти, калийные удобрения, черные металлы, тракторы, грузовые автомобили, холодильники и морозильники, мебель, шины, продовольственные товары. [22, с. 111]
В импорте доминируют топливно-энергетические ресурсы, машины и оборудование, черные и цветные металлы, сырье для химической, легкой и пищевой промышленности. В последние годы наблюдается стабильный рост в объёме импорта доли поставок машин, оборудования и транспортных средств, что связано с проводимым в стране курсом на техническое перевооружение производства. Основными поставщиками импортной продукции являются, наряду с Россией, Германия (6.4%), Украина (5.4%), Польша (3.5%), Италия (2.3%), Китай (1.7%), США (1.4%).
Очевидно, что главную свою функцию Программа-2015 выполнила. Была закреплена тенденция экономического роста достаточно высокими темпами, созданы фундаментальные предпосылки социальной стабильности общества, существенно активизирована инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования, достигнута определенная конкурентоспособность белорусских товаров на некоторых внешних рынках, мотивирован экономический рост и обеспечено расширение спроса на внутреннем рынке, ужесточена денежно-кредитная политика. Важнейшим результатом экономической политики этого периода является рационализация системы оплаты потребляемых энергоносителей и коммунальных услуг, состоящая в обеспечении полного возмещения затрат за счет повышения тарифов и жесткой платежной дисциплины.
Можно сказать, что мировое сообщество признало экономический рост в Беларуси как реальность, а не как статистический феномен. Так, в докладе Всемирного банка «Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь. Основной доклад» отмечается, что «данные официальной статистики о темпах экономического роста Беларуси часто воспринимаются с определенной долей скептицизма. Однако сопоставление результатов, полученных в ходе конъюнктурных опросов, с данными официальных статистических органов показало сильную взаимосвязь выявленных тенденций роста. Это дает основание утверждать, что экономический рост в Беларуси – не статистический феномен, а реальный факт» [21, с. 14].
Однако было бы большой ошибкой формировать перспективную социально-экономическую политику лишь на основе полученного положительного трансформационного опыта, не учитывать изменяющиеся внешние условия и факторы, жесткие императивы глобализации, серьезные противоречия проводившейся макроэкономической политики, накопленные нерешенные проблемы.
К числу последних в первую очередь следует отнести необходимость:
- дальнейших структурных и институциональных преобразований, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных товаров как на внешних, так и внутреннем рынках;
- радикального улучшения инновационной восприимчивости отечественного реального сектора экономики, мотивации интеллектуального труда в условиях господства «экономики знаний»;
- усиления роли прямых иностранных инвестиций в воспроизводстве основного капитала не традиционных производств, а «прорывных», обеспечивающих, с одной стороны, использование накопленного в стране производственного и научного потенциала, с другой – усиление конкурентных позиций отечественных производителей на внешних рынках;
- радикального снижения энерго- и материалоемкости экономики, стимулирования развития производств V и VI технологических укладов;
- поддержки развития малого и среднего бизнеса как средства облегчения проведения структурных реформ;
- совершенствования налоговой системы, политики оплаты труда и пенсионного обеспечения населения;
- формирования устойчивой банковской системы.
Многие из этих задач призвана решить Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (Программа-2015).
Механизмы государственного регулирования социально-экономического развития Беларуси на современном этапе претерпели серьезную трансформацию, обогатились новыми подходами и содержанием. Общий вектор этих прогрессивных изменений направлен на усиление международных критериев и принципов в государственном регулировании экономики.
Заметное усиление этого процесса связано как с внутренними, так и внешними экономическими и политическими обстоятельствами. Важнейшие из них - изменение условий поставок энергоносителей из Российской Федерации и выход на финишную прямую длительного процесса вступления России и Украины в ВТО, после завершения которого Беларусь окажется в окружении государств-членов этой организации.
Одномоментное повышение стоимости природного газа более чем в два раза вызвало необходимость принятия комплекса мер государственного регулирования, затронувшего все сферы белорусской экономики.
Принятые Правительством меры были направлены на оптимальное распределение возросшей энергетической нагрузки между энергетикой, организациями, бюджетом и населением. Реальному сектору и населению определена система цен и тарифов на энергоносители, которая позволила сохранить внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность выпускаемой продукции, макроэкономическую стабильность и не допустить концентрацию негативных последствий в какой-то отдельной сфере.
Самым убедительным подтверждением своевременности и правильности принятых решений и последующей экономической политики являются итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2010г.
Рост ВВП в 2010 г. составил 108.4%, его энергоемкость снизилась на 11.2% при годовом прогнозе снижения 6-7%. [12, с.59]
В промышленности объем производства продукции увеличен на 8.2%. и что особенно важно – удалось сохранить на уровне 12.8% рентабельность реализованной продукции в промышленности – наиболее чувствительный в данной ситуации параметр. Инвестиции в основной капитал возросли на 16.6%. [12, с. 59]
Обеспечена макроэкономическая стабильность. Сохраняет устойчивость национальная валюта. Не допущено развитие инфляционных процессов, за 2010 г. инфляция составила 105.4%, или 0.6% в среднем за месяц.
Сохранены за этот период социальные приоритеты экономической политики. Выполнены все параметры в области заработной платы, пенсионного обеспечения, социальной защиты населения. Введено 3578 тыс. м2 общей площади жилья.
На всех этапах проводимой в стране экономической политики главным являлось сохранение высоких темпов экономического роста.
К наиболее важным мерам, принятым в 2011 году, можно отнести разработку, принятие и реализацию Программы мер по экономии энергоресурсов и денежных средств, утвержденной Правительством.
Для минимизации потерь бюджета произведена инвентаризация средств, оставляемых в распоряжении государственных органов, уточнены показатели доходов и расходов бюджета, обозначены меры по сокращению некоторых видов государственных расходов, своевременному возврату денежных средств, выданных на возвратной основе.
В целях компенсации потерь населения усилен контроль за изменением величины минимального потребительского бюджета, инфляцией, в 2010-2011 гг. было обеспечено оснащение квартир в жилых домах индивидуальными приборами учета расхода воды.
В реальном секторе экономики намечен широкий спектр мер по повышению привлекательности энергетического рынка республики, в том числе за счет участия Беларуси в проектах Энергетической Хартии, разработки Государственной программы производства дизельного биотоплива, диверсификации поставок нефти и газа.
Информация о работе Государственная политика структурной перестройки национальной экономики