Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы – показать сущность структурных кризисов, их влияние на деловые циклы и экономический рост, и, как итог, необходимость структурной перестройки.
Для достижения данной цели ставятся задачи: дать понятие структурной организации экономики, сущности структурного кризиса, основных направлений структурной перестройки в странах постсоциалистической экономики, особенности выхода Республики Беларусь из экономического кризиса. Для написания курсовой были использованы учебники, учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати.
ВВЕДЕНИЕ
1. Национальная экономика.
1.1. Понятие национальной экономики, ее основные цели. ........
1.2. Структура, равновесие и виды национальной экономики.
2. Структурная перестройка.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СтруктурнОЙ перестройкИ экономики РБ.
3.1. Причины кризисных явлений в РБ и формирование предпосылок выхода из кризиса и факторов экономического роста.
3.2. Динамика устойчивого экономического роста Республики
Беларусь. 1
3.3. Совершенствование экономической политики государства на пути выхода из кризиса. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ5
Приложение А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г
Для наиболее энергоемких производств предусмотрены льготные тарифы на природный газ – предприятиям химической отрасли, цементным заводам, торфяной промышленности.
Четко сформулирована задача оптимизации топливно-энергетического баланса страны с конкретизацией в отраслевом разрезе мер, обеспечивающих снижение различных расходов, сокращение потерь и сохранение в конечном счете конкурентоспособности продукции.
Важнейшим документом является Директива Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства». Во исполнение Директивы Совет Министров своим постановлением утвердил план мероприятий по ее реализации, перечень соответствующих инновационных и инвестиционных проектов и программу развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения.
План мероприятий по исполнению Директивы содержит как оправдавшие себя традиционные подходы по ужесточению контроля за расходованием энергоресурсов, их лимитирование, разработку, защиту различных отраслевых и региональных программ энергосбережения, так и новые, более соответствующие современным взглядам на проблему энергосбережения.
Поставлена задача активизации энергодиалога между Республикой Беларусь и ЕС, предложены для рассмотрения конкретные проекты. Будет проводиться работа с потенциальными инвесторами в рамках финансовых механизмов Киотского протокола, создания совместных предприятии, других форм привлечения иностранных инвестиций.
Задача сохранения высоких темпов экономического роста и его социальной направленности помимо решения задачи адаптации экономики к возросшей энергетической и ресурсной нагрузке в целом имеет ряд других составляющих. Все они тесно взаимосвязаны, и важнейшая из этих составляющих – внешнеэкономическая деятельность. Значительная открытость белорусской экономики имманентно делает данное направление определяющим, практически ставит в зависимость от него все содержание экономической политики внутри страны.
За 2010 год объем внешней торговли товарами и услугами возрос на 21.6%, в том числе экспорт – на 18.3%, импорт – на 24.8%. [12, с. 61]
Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 1311.5 млн. долл. США, в том числе по товарам – отрицательное в сумме 2073 млн. долл. США, по услугам – положительное – 761.5 млн. долл. США. Такая структура сальдо образуется, прежде всего, за счет возросшего импорта промежуточных товаров, в том числе энергетических, необходимых для обеспечения производства.
В силу экономической стратегии, структуры экономики и решаемых задач по обновлению и модернизации производственного комплекса Беларусь импортирует большие объемы нефти, природного газа, электроэнергии, оборудования и машин для различных отраслей потребительских товаров.
С начала 2010 года в страну импортировано промежуточных товаров (ТЭР, сырье, материалы и комплектующие) на сумму 10.4 млрд. долл. США, темп роста – 112.5%, сальдо по этой группе – отрицательное, в сумме 2.2 млрд. долл. США, по внешней торговле с Российской Федерацией – в сумме 6.7 млрд. долл. США.
В группе промежуточных наибольшее влияние на структуру сальдо оказывают энергетические товары – нефть, природный газ, электроэнергия. Их импорт составил по стоимости 5.9 млрд. долл. США, темп – 119%, отрицательное сальдо – 901 млн. долл. США, отрицательное сальдо по Российской Федерации – 5,8 млрд. долл. США.
Импорт инвестиционных товаров составил 1.9 млрд. долл. США, темп – 137.3%, сальдо положительное – 277 млрд. долл. США.
Импорт потребительских товаров увеличен на 21.4%, по стоимости достиг 2.4 млрд. долл. США. Сальдо отрицательное – 352 млн. долл. США. Ввоз легковых автомобилей возрос к 1.5 раза, или на 236 млрд. долл. США. Динамика по этой группе связана с увеличением емкости белорусского потребительского рынка ввиду роста РДДН.
Кроме того, увеличен ввоз рыбы мороженой (на 17 млн. долл. США), пива (16.9), лекарств (27.,2), холодильников и морозильников (на 13.1 млн. долл. США).
В текущем году уже принят ряд существенных мер по сокращению отрицательного сальдо как путем оптимизации всего внешнеторгового баланса, так и нейтрализации действия основного фактора негативного влияния на него – проблемы удорожания энергоносителей.
Республиканским и местным органам управления Правительство установило конкретные задания по росту экспорта и величине сальдо. Многие органы управления их выполняют. В результате имеем: темп роста экспорта за I квартал – 103.5%, за январь-август – 118.3%. Разрыв между экспортом и импортом в течение 8 месяцев постепенно сокращался.
В середине года было принято два постановления Правительства, № 840 и 823, в соответствии с которыми регламентированы удельный вес прямых поставок в общем объеме экспорта и введена ответственность министерств и концернов за сальдо внешней торговли по конкретным группам товаров. Кроме этих решений, в стране разработана и реализуется целая система программ, страновых стратегий и других планов, направленных на оптимизацию внешней торговли.
Однако надо понимать, что сальдо – это результат сложного взаимодействия динамики экспорта и импорта, внутреннего производства и совокупного спроса.
Наша небогатая ресурсами страна не может в одночасье изменить отраслевую структуру экономики, поэтому для обеспечения своей конкурентоспособности обречена на дополнительную модернизацию и системную структурную перестройку.
Должны последовательно проводится в жизнь общесистемные меры по ужесточению денежно-кредитной политики, мероприятия по заимствованию на внешних рынках денежных средств, обеспечению дополнительных поступлений валюты в страну и привлечению иностранных инвестиций, связыванию денежных средств населения и проч. Должен возрасти потенциал инновационного обновления экономики, усиливаться влияние этого фактора на характер и содержание внешнеторговой политики.
Возросла в последнее время активность на рынках Средней Азии, Китая, Индии, в Венесуэле, Иране, других странах и регионах. Центральная идея – поиск новых источников энергоносителей – дополняется проектами по другим, самым разнообразным направлениям.
Однако есть и обратная сторона у всех названных процессов и проектов. Как известно, в марте этого года было подписано торгово-экономическое соглашение с Российской Федерацией. На протяжении ряда лет высокие темпы экономического роста предопределяются активным инвестиционным процессом. Четыре года подряд темп роста инвестиций в основной капитал был выше 120%, а в 2006 г. – более 130%.
Высокая динамика инвестиционного процесса основана на реальных позитивных изменениях в области бизнес-планирования инвестиционных проектов, повышении инвестиционной привлекательности страны, развитии возможностей строительного комплекса. Инвестиционный процесс гармонично встроен в социально-экономическую жизнь страны, увязан с конкретными задачами, параметрами развития отраслей и регионов, все более весомо определяет переход на инновационный путь. В качестве приоритетной следует выделить Государственную комплексную программу развития регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь на 2007-2010 годы.
В отличие от Государственной программы возрождения села, идея упомянутой выше создать условия для инициативного саморазвития территорий. Это наиболее яркий пример государственного регулирования и создания механизма решения острой социальной задачи с использованием современных рыночных методов. Еще одно направление: страна получила кредитный рейтинг, наша экономика привлекает к себе инвесторов из многих стран. И если раньше экономика развивалась практически без внешних заимствований, то сегодня ситуация коренным образом меняется.
На I января 2010 г. валовой внешний долг страны составлял 6740 млн. долл., на 1 апреля – 7999 млн. долл., 1 июня – 9271 млн долл. За пол года он вырос в 1.4 раза.
По этим же причинам нарастает интерес Правительства к опыту различных стран, особенно тех, которые в последние десятилетия явили миру стремительный экономический рост. По моему убеждению, в чистом виде ничей опыт не применим в другой стране, поэтому нашим научным организациям необходимо серьезно поработать на этом направлении, чтобы экономика могла с максимальной пользой использовать опыт быстро развивающихся стран.
Программа-2015 продолжает в определенной мере стратегическую линию своих предшественниц. Преемственность экономической политики во времени – залог стабильности и поступательного развития общества. Ее главная задача – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе технического перевооружения, реструктурирования экономики, роста ее конкурентоспособности.
Для реализации поставленной задачи предполагается основные усилия сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
- всестороннее развитие человеческого капитала, формирование эффективной системы здравоохранения;
- инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
- наращивание экспортного потенциала страны на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;
- развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;
- развитие малых и средних городов;
- жилищное строительство.
В целях улучшения макроэкономических условий для реализации намеченных приоритетов Программой-2015 предусматривается, наряду с эффективным использованием рыночных механизмов хозяйствования, совершенствование методов государственного регулирования в следующих направлениях.
Налоговая политика. Будет продолжена налоговая реформа, конечными целями которой являются снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования, стабильность налоговой системы. Упрощение налоговой системы будет обеспечено, прежде всего, за счет сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления, законодательного определения единого для всей страны порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.
В денежно-кредитной политике предусматривается поддержание устойчивости белорусского рубля и снижение инфляции. Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции, допустимый уровень которой в 2015 г. не должен превышать 5%. Основными каналами наращивания денежного предложения со стороны Национального банка станут покупка иностранной валюты, операции на открытом рынке и кредитование банков на рыночных принципах.
Ценовая и антимонопольная политика будут направлены на:
- обеспечение снижения уровня инфляции до целевых показателей;
- сокращение дотационности ряда цен и тарифов (на транспорте и в жилищно-коммунальном хозяйстве) в увязке с решением вопросов роста доходов населения;
- ликвидацию отраслевых и других перекосов цен, не позволяющих осуществлять нормальные воспроизводственные процессы;
- повышение экономической обоснованности цен на продукцию естественных монополий и базовых отраслей народного хозяйства, предопределяющих возможности развития других сегментов национальной экономики, на социально важные виды товаров (работ, услуг);
- сужение сферы прямого государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
- гармонизацию внутреннего уровня цен с ценами в сопредельных странах;
- приведение антимонопольного регулирования в соответствие с международными нормами и с учетом открытости национальной экономики.
В системе институциональных преобразований реформирование отношений собственности будет иметь системообразующий, ключевой характер. Важнейшими стратегическими направлениями их реформирования по-прежнему будут: создание многоукладной экономики и конкурентной среды; разработка и ввод в действие правовой базы, регламентирующей порядок, механизмы и формы перехода государственной собственности в негосударственную, обеспечивающей надежную защиту прав собственности; привлечение иностранных инвестиций в экономику.
В соответствии с Программой-2015 будут приняты конкретные меры по активизации развития реального сектора экономики. В первую очередь это касается его структурной трансформации. Она будет проводиться по двум направлениям. Первое (структурная санация экономики) – оздоровление существующей экономической структуры, и прежде всего государственного сектора экономики, на основе снижения доли убыточных производств, что позволит аккумулировать средства на первоочередное развитие «точек роста». Второе направление (модернизация национальной экономики) – создание и развитие новых наукоемких ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей.
Все это в совокупности, в соответствии с Программой-2015, даст возможность обеспечить следующую динамику основных макроэкономических показателей в рассматриваемом пятилетии. (Приложение А)
Таким образом, под структурой национальной экономики понимается соотношение разных её отраслей, характеризующая общественное разделение труда, а также пропорции воспроизводства, своими количественными и качественными соотношениями, отражающие взаимосвязи отдельных фаз воспроизводственного процесса (собственно производство, потребление, накопление и др.)
Информация о работе Государственная политика структурной перестройки национальной экономики