Государственная политика структурной перестройки национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы – показать сущность структурных кризисов, их влияние на деловые циклы и экономический рост, и, как итог, необходимость структурной перестройки.
Для достижения данной цели ставятся задачи: дать понятие структурной организации экономики, сущности структурного кризиса, основных направлений структурной перестройки в странах постсоциалистической экономики, особенности выхода Республики Беларусь из экономического кризиса. Для написания курсовой были использованы учебники, учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Национальная экономика.
1.1. Понятие национальной экономики, ее основные цели. ........
1.2. Структура, равновесие и виды национальной экономики.
2. Структурная перестройка.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СтруктурнОЙ перестройкИ экономики РБ.
3.1. Причины кризисных явлений в РБ и формирование предпосылок выхода из кризиса и факторов экономического роста.
3.2. Динамика устойчивого экономического роста Республики
Беларусь. 1
3.3. Совершенствование экономической политики государства на пути выхода из кризиса. 1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ5
Приложение А 37
Приложение Б 38
Приложение В 39
Приложение Г

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. Здесь можно выделить электроснабжение; газо- и нефтепроводы; водоснабжение и канализацию; автодорожный, железнодорожный, водный и воздушный транспорт; шоссейные и железные дороги; связь, телевидение и радио.

Количественные соотношения между различными подразделениями и сферами производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики образуют макроэкономические пропорции. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В планово регулируемых национальных экономиках они устанавливаются централизованно, в рыночных – на основе спроса и предложения, в смешанных – рынком, с учетом регулирующего воздействия государства.

Установление, поддержание и изменение сложившихся пропорций представляет собой сложный экономический процесс. Эта сложность обусловлена не только большим многообразием пропорций в национальной экономике, но и тем, что они формируются под воздействием множества факторов, таких, как научно-технический прогресс, тип экономического роста (экстенсивный или интенсивный), изменение потребностей народного хозяйства, складывающиеся экономические условия развития общественного производства, природные, экологические и другие факторы.

Макроэкономические пропорции образуют систему. В ней можно выделить следующие виды пропорций:

-        общеэкономические – между наиболее крупными сферами национальной экономики (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и производством услуг и др.);

-        межотраслевые – между отраслями промышленности и сельского хозяйства, промышленности и транспортом и связью и др.;

-        внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли, например между выпуском чугуна и стали в металлургии, тракторов и комбайнов в сельскохозяйственном машиностроении и т.п.;

-        территориальные – общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;

-        межгосударственные – между отдельными государствами на основе международного разделения труда.

Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по методу измерения. В этом случае выделяют натурально-вещественные, стоимостные и трудовые пропорции.

Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции, например между производством и потреблением стали, проката, тракторов, сахарной свеклы. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.

Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости созданного национального продукта – денежной выручки и доходов в сферах производства и доходов предприятий, государства и населения и обращения товаров и денег в национальной экономике. Пропорции трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между сферами деятельности, городом и деревень, отдельными отраслями и регионами. Изменения в распределении трудовых ресурсов обусловлены демографическими причинами, структурной и инвестиционной политикой, кризисными явлениями в экономике и другими факторами. Каждая национальная экономика стремится к установлению оптимальных пропорций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и овеществленного труда. С точки зрения воспроизводства оптимальные пропорции означают качественное и количественное соответствие между структурой производства и общественных потребностей, совокупного спроса и совокупного предложения.

Однако на практике макроэкономические пропорции подвергаются различным изменениям, деформациям. Можно выделить следующие устойчивые тенденции изменения пропорций в результате индустриального развития, присущие большинству национальных экономик:

-        повышение технического уровня производства, проявляющееся в росте фондовооруженности труда, количестве перерабатываемых работником сырья и материалов, что ведет к увеличению объемов производственных фондов по отношению к численности работающих;

-        опережающее развитие электроэнергетики, машиностроения и приборостроения, химической промышленности и других наукоемких отраслей;

-        опережающий рост промышленности по сравнению с сельским хозяйством, что проявляется в снижении доли последнего в национальном продукте;

-        снижение удельного веса промышленности в конце XX в., обусловлено опережающим ростом сферы услуг и повышении эффективности промышленного производства;

-        увеличение доли сферы услуг по сравнению с отраслями материального производства;

-        ускоренное развитие обрабатывающей промышленности по сравнению с добывающей;

-        расширение участия страны в международном разделении труда, что выражается в более быстром увеличении внешнеторгового оборота по сравнению с ростом производства товаров и услуг в стране.

Сбалансированность (равновесие) национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и услуг и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций в экономике. Полного соответствия между отраслями в реальной жизни практически не бывает. Поэтому существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики и внутри их. В неоклассической теории сбалансированность и пропорциональность заменены теорией равновесия (частного и общего).

В экономике стран с переходной экономикой преобладает производство, характеризующееся высокой капитало-, материало- и энергоемкостью, что является основной причиной избыточного спроса на инвестиции, сырье и материалы. В результате производственный потенциал, например, государств СНГ в совокупности превосходит потенциал США, а уровень жизни — в несколько, раз ниже.

Кроме того, по сравнению с развитыми странами экономика стран с переходным характером отличается малым удельным весом сферы услуг. В настоящее время в странах СНГ услуги составляют 30—40 % ВВП. В развитых странах доля сферы услуг весьма значительна и имеет тенденцию к росту. Удельный вес занятых в сфере услуг в этих странах в конце XX в. достиг 60 – 70 % от числа самодеятельного населения. Сфера услуг, таким образом, превращается в главное подразделение современного производства, а ее доля является своего рода показателем уровня экономического развития страны.

Причин недостаточной развитости сферы услуг несколько. Одна из них – не выдержавшая испытания временем марксистская теория производительного и непроизводительного труда, в соответствии с которой труд производителен только в материальном производстве. Следование этому догмату привело к отсутствию адекватного подхода к материальному производству и производству услуг, неучету в национальном доходе стоимости услуг, остаточному принципу финансирования этого важного сектора экономики.

Таким образом, в период перехода к рынку необходима структурная перестройка (реструктуризация), проявляющаяся в ее преобразовании в соответствии с современными потребностями страны и запросами мирового рынка.


2.            Структурная перестройка 

Как известно, рыночная экономика отличается нестабильностью развития. Еще в прошлом столетии было отмечено, что ее особенностью является склонность к повторению экономических явлений. Экономические циклы, ставшие предметом многочисленных исследований, представляют собой достаточно упорядоченное чередование нескольких фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема. Особенность структурного кризиса, являющегося отдельным экономическим явлением, заключается в том, что он не носит циклического характера и не является очевидно закономерным и неизбежным компонентом процесса экономического развития.

Структурным является экономический кризис, порождаемый изменениями в структуре совокупного спроса или совокупного предложения и характеризуемый диспропорциями в развитии отдельных сфер и отраслей, то есть нарушением структурной организации экономики. [5, с. 194] Помимо того, что они далеко не всегда совпадают с началом циклических кризисов, структурные кризисы носят, как правило, затяжной характер и бывают вызваны достаточно конкретными причинами.

Так, в первой половине 70-х годов двадцатого века разразился нефтяной кризис, коснувшийся подавляющего большинства стран современного капиталистического мира. Он произошел в результате двукратного (1973 и 1979 гг.) резкого повышения цен на жидкое топливо с одновременным сокращением его производства и имел все характерные черты именно структурного кризиса. Скачок цен и сокращение предложения привели, с одной стороны, к отставанию последнего от спроса на потребительском рынке жидкого топлива и ажиотажному спросу на нефть и нефтепродукты, а с другой – к банкротству множества мелких и средних предприятий в США и странах Западной Европы, ориентировавшихся на потребление дешевой энергии за счет использования жидкого топлива. Пострадали и те, кто использовал нефть и нефтепродукты в качестве основного сырья в процессе производства. Внезапный рост издержек производства привел к разорению многие предприятия промышленного производства. [10, с. 196]

Итак, несмотря на то, что повышение цен и сокращение производства явились своего рода стартовым сигналом для резкого развития кризисных явлений, действительной, хотя и лежащей более глубоко, причиной возникновения такой ситуации стала, наряду с монополизацией нефтяной добычи и экспорта, чрезмерная зависимость производства от потребления нефти и нефтепродуктов, усиленная ориентация на этот источник сырья и энергии. С этой точки зрения, нельзя не отметить кажущуюся парадоксальной ситуацию, заключающуюся в наличии позитивных последствий нефтяного кризиса. Оказавшиеся в критической ситуации предприятия были вынуждены искать замену традиционным видам сырьевых и энергетических ресурсов с тем, чтобы избежать банкротства. Конечно, сделать это удалось не всем, но фирмы, которые устояли, сделали ощутимый рывок вперед в отношении эффективности и экономичности производства, дальнейшего развития научно–технического прогресса. Аналогичные последствия, положительно сказывающиеся на модернизации экономики, могут иметь и другие структурные кризисы.

Когда кризисные явления обнаруживаются в развитой капиталистической стране, это не означает, что спад затрагивает все компании и отрасли. Даже когда он достигает своей нижней точки, в экономике продолжают существовать вполне процветающие предприятия. В переходной экономике такое явление тоже является не исключением, а, напротив, одной из ее характерных черт. Сокращение производства и его расширение, коммерческие неудачи и успехи, закрытие компаний и их создание происходят в одно и то же время. Но с макроэкономической точки зрения, в целом такой процесс в постсоциалистической экономике идет со знаком «минус», производство сокращается быстрее, чем расширяется.

При нормальном состоянии капиталистической экономики совокупный спрос и совокупное предложение в целом сбалансированы при реально складывающемся уровне цен. При этом обычными сопутствующими элементами системы являются: безработица, сравнимая с ее естественным уровнем, наличие избыточных мощностей, как следствие несовершенной конкуренции, господствующей на большей части рынков, и постоянный процесс возникновения и исчезновения рыночных субъектов. При данном типе экономики баланс между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем) смещен в пользу последнего. Это рынок покупателя, на котором продавцы конкурируют между собой, чтобы получить возможность продать свой товар. Даже при самом глубоком циклическом или структурном кризисе, происходящем в зрелой капиталистической экономике, рынок не становится полностью дефицитным. Это по–прежнему рынок покупателя, и в худшем случае баланс между покупателями и продавцами несколько сдвигается в пользу последних. В нижней точке спада наблюдается безработица и недоиспользование ресурсов, что еще больше усиливает конкуренцию.

При нормальном состоянии известной нам социалистической экономики спрос и предложение на макроуровне при существующем уровне цен не сбалансированы. Нормальному дефициту сопутствуют нехватка рабочих рук, дефицит многих товаров и услуг, очереди, вынужденное потребление товаров-субститутов. Процесс расширения производства регулярно наталкивается на ресурсные и различные другие ограничения. В таких экономических условиях баланс между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) сдвинут в сторону первого, т. е. преобладает рынок продавца, на котором покупатели конкурируют между собой за право приобрести тот или иной товар. В условиях переходной экономики происходят глубокие и уникальные в своем роде структурные изменения. Из ориентированной на всевластие продавца экономика превращается в рынок покупателя, т.е. движется от ограничения предложения к ограничению спроса.

И хотя на этот процесс часто оказывает воздействие ряд не поддающихся сознательному регулированию обстоятельств, приводящих к значительному общему экономическому спаду, именно на пути от ресурсоограниченной к спросоограниченной экономике появляется множество крайне сложных и разнообразных проблем; в этом переходе заключаются суть и цель всех структурных преобразований, происходящих в постсоциалистияеских странах.

Так, в результате постепенного (или иногда одномоментного) отпуска цен возникает новая система ценообразования. Чем в большей степени это сопровождается либерализацией внешней торговли, тем сильнее становится воздействие мировых цен. На каком–то этапе оказывается, что при сложившемся высоком уровне внутренних цен спрос на ряд товаров и услуг недостаточен; если же цены снизить, производители понесут убытки. В случае лишения таких компаний дотаций им придется сократить или полностью прекратить выпуск своей продукции. В то же время цены на другие виды товаров растут вследствие повышенного спроса на них, другими словами, их производство или импорт становятся выгодными.

Информация о работе Государственная политика структурной перестройки национальной экономики