Формирование доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, а также налогово-бюджетной политики государства.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций и структуры;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета, а также изучение налогов – как основой доходной части государственного бюджета;
рассмотрение бюджетного дефицита и способов его финансирования

Оглавление

Введение

1 Государственный бюджет и его структура

1.1 Понятие государственного бюджета и его функции

1.2 Основные принципы формирования бюджетной системы государства

1.3 Структура бюджетной системы РФ

2 Формирование доходов и расходов государственного бюджета

2.1 Структура доходной и расходной части бюджета РФ

2.2 Налоги – основа доходной части государственного бюджета

2.3 Налогово-бюджетная политика государства

2.4 Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ЖЕНЬКА.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

       Основным  приоритетом бюджетных расходов, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе останутся расходы на социальную сферу, систему  социальной  защиты  и  инвестиций  в  человеческий  капитал. Формирование «социального бюджета» будет основано на принципах социальной  политики. Политика  государства в области расходов  на социальную сферу подразумевает: 

    • повышение  реального  уровня  пенсий  с  одновременным обеспечением краткосрочной и долгосрочной устойчивости пенсионной системы;
    • существенное снижение уровня бедности за счет обеспечения необходимой социальной помощи;
    • сохранение существующих льгот ветеранам войны, инвалидам, участникам  ликвидации  последствий  аварии  на  Чернобыльской  АЭС, детских  пособий (с  обязательной  проверкой  нуждаемости),  а  также перевод большинства из них в денежную форму; 
    • выплату  жилищных  субсидий  домохозяйствам,  расходы которых на жилищно-коммунальные услуги превышают законодательно установленные  нормы (с  учетом  ликвидации  дотаций  предприятиям ЖКХ и перекрестного субсидирования); 
    • повышение  реальной  заработной  платы  учителей  и  врачей,  а также  техническое  переоснащение  образовательных  и  медицинских учреждений; 
    • обеспечение  текущих  материальных  расходов  бюджетных организаций в соответствии с установленными нормами; 
    • необходимые государственные инвестиции в социальную сферу.

       Кроме того, в бюджете, как правило, предусматриваются  ассигнования и на  компенсацию  потерь  населения  от  роста  цен  в  условиях  их либерализации.

       Для  выяснения  роли  и  значения  бюджетных  расходов  в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

       По  роли  в  общественном  воспроизводстве  расходы государственного бюджета  подразделяются на две части: одна связана  с развитием  материального  производства,  совершенствованием  его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. В этом случае по экономическому содержанию  выделяются  текущие  и  капитальные  бюджетные расходы.

       Группировка  расходов  бюджетов  на  текущие  и  капитальные устанавливается  экономической  классификацией  расходов  бюджетов РФ.

       Капитальные  расходы  бюджетов -  часть  расходов  бюджетов, обеспечивающая  инновационную  и  инвестиционную  деятельность, включающая  статьи  расходов,  предназначенные  для  инвестиций  в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с  утвержденной  инвестиционной  программой,  средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели  юридическим  лицам,  расходы  на  проведение  капитального (восстановительного)  ремонта  и  иные  расходы,  связанные  с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы  бюджета,  включенные  в  капитальные  расходы  бюджета  в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.

       В  составе  капитальных  расходов  бюджетов  может  быть сформирован  бюджет  развития.  Порядок  и  условия  формирования бюджета  развития  определяются  ФЗ-181  от 26  ноября 1998  г.  Он используется для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки  инвесторов,  финансирующих  высокоэффективные инвестиционные  проекты,  либо  путем  предоставления  им государственных  гарантий,  либо  путем  непосредственного  выделения им  средств  на  условиях  возвратности,  срочности,  платности.

       Текущие  расходы  бюджетов -  часть  расходов  бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти,  органов  местного  самоуправления,  бюджетных  учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

       Текущие  расходы  бюджета  субъекта  РФ,  местного  бюджета  не могут превышать  объем доходов бюджета субъекта РФ, объем доходов местного бюджета.

       Группировка  бюджетных  расходов  по  их  общественному назначению  отражает  выполняемые  государством  функции - экономическую,  социальную,  оборонную  и  др.  В  соответствии  с  общественным  назначением  все  расходы  бюджета  могут  быть подразделены  на  несколько  крупных  групп.  Как  правило,  выделяются следующие группы расходов:  

    • финансирование промышленного производства;  
    • финансирование социально-культурных мероприятий;  
    • финансирование науки;  
    • финансирование обороны;  
    • содержание  правоохранительных  органов и органов государственной власти  и управления; 
    • расходы  по внешнеэкономической деятельности;
    • создание резервных фондов;  
    • расходы по обслуживанию государственного долга;  
    • прочие расходы и выплаты.

       Здесь  хорошо  видна  роль  государства  в  разных  областях общественной  жизни.  Дополнительно  в  указанных  группах  расходов могут  выделяться  затраты  на  выполнение  приоритетных общегосударственных  программ.  В  РФ  в  расходах  федерального бюджета самостоятельно отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы на  государственную  программу  развития  экономики  и  культуры малочисленных  народов  Севера,  расходы  на  программу  развития гражданской  авиации,  расходы  на  Российскую  государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых  программ  обеспечивает  приоритет  в  концентрации  средств бюджета  и  в  их  использовании  по  главным  направлениям, предусмотренным  органами  государственной  власти.  Каждая  из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

       Ведомственный  признак  позволяет  выделить  в  каждой  группе расходов  соответствующее  министерство,  другое  государственное учреждение  или  юридическое  лицо,  получающее  бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее  мобильные  изменения  в  структуре  расходов,  связанные  с изменением системы управления.

       Целевой  признак  позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по  целевому  назначению  создает  предпосылки  для  рационального использования  бюджетных  средств,  является  необходимой  базой  для осуществления  эффективного  и  действенного  контроля  за использованием  бюджетных  ассигнований.  В  настоящее  время  в  РФ применятся  классификация  расходов  по 19  целевым  направлениям: заработная  плата,  начисления  на  заработную  плату,  канцелярские  и хозяйственные  расходы,  командировки  и  служебные  разъезды, стипендии,  расходы  на  питание,  приобретение  медикаментов  и перевязочных  средств,  приобретение  оборудования  и  инвентаря, приобретение мягкого инвентаря и обмундирования, государственные, капитальные вложения, капитальный ремонт, содержание сооружений благоустройства,  геологоразведочные  работы,  проектирование, государственная дотация, операционные расходы, платежи по ссудам, возмещение  разницы  в  ценах,  прочие  расходы.  Кроме  того,  по отдельным  группам  расходов (в  частности,  по  расходам  на  оборону) применяется классификация, отличная от общей  по целевому признаку.

       Важной  проблемой осуществления целевых  бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции  на  современном  этапе  развития  экономики  нашей  страны. Принцип  защищенности  предполагает  финансирование  ряда  статей расходов  бюджета  в  полном  объеме  с  учетом  их  инфляционного увеличения.  Осуществление  финансирования  отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной  стороны,  обеспечивает  защиту  получателей  бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятиями, а с другой стороны,  является  инфляционным  фактором,  увеличивающим совокупный  спрос  на  продукцию  и  услуги   и  в  дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

       Последним  признаком  классификации  расходов  является территориальный  признак.  В  соответствии  с  уровнем государственного управления в РФ расходы бюджета подразделяются на расходы  федерального  бюджета,  расходы  бюджетов  субъектов федерации и расходы местных бюджетов.

       Структура доходной части бюджета РФ8: 

  2006 2007 2008 2009
ДОХОДЫ, всего, млрд. руб. 6278,9 7779,1 9274,1 7363,8
Налоговые доходы 3595,7 4633,7 5232,2 3896,5
НДС 1510,9 2261,5 2132,2 2050,0
Налог на прибыль 509,9 641,3 761,1 195,4
Акцизы 110,5 135,0 160,5 101,5
Социальный  налог (ЕСН), зачисляемый в федеральный  бюджет 315,8 405,0 506,8 509,8
Прочие налоговые доходы 1148,5 1190,9 1672,1 1039,8
Неналоговые доходы 2683,2 3145,4 4041,5 3440,3
Таможенные  пошлины 2237,4 2322,9 3484,9 2509,4
Прочие  неналоговые доходы 445,9 822,5 556,6 930,9
 

       Структура расходной части бюджета РФ9: 

  2006 2007 2008 2009
РАСХОДЫ, всего, млрд. руб. 4284,81 5983,23 7566,62 9636,82
Межбюджетные  трансферты 1431,83 1844,35 2281,56 1548,41
Национальная  оборона 666,03 822,04 0,99 0,95
Общегосударственные вопросы 638,89 808,20 231,38 242,12
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 541,63 662,87 226,28 212,13
Национальная  экономика 339,33 497,23 1075,93 981,67
Социальная  политика 205,25 215,57 270,86 766,32
Образование 201,59 277,94 458,32 459,12
Здравоохранение и спорт 149,10 206,37 491,76 480,27
Культура, кинематография и средства массовой информации 51,25 67,80 126,73 117,53
Жилищно-коммунальное хозяйство 38,88 53,02 536,14 406,04
Охрана  окружающей среды 6,33 8,10 17,33 13,26
Другие  расходы 14,69 519,51 1849,32 4408,98

Информация о работе Формирование доходов и расходов государственного бюджета