Формирование доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, а также налогово-бюджетной политики государства.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций и структуры;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета, а также изучение налогов – как основой доходной части государственного бюджета;
рассмотрение бюджетного дефицита и способов его финансирования

Оглавление

Введение

1 Государственный бюджет и его структура

1.1 Понятие государственного бюджета и его функции

1.2 Основные принципы формирования бюджетной системы государства

1.3 Структура бюджетной системы РФ

2 Формирование доходов и расходов государственного бюджета

2.1 Структура доходной и расходной части бюджета РФ

2.2 Налоги – основа доходной части государственного бюджета

2.3 Налогово-бюджетная политика государства

2.4 Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ЖЕНЬКА.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

       Таким образом, можно сделать вывод  о тесной связи между налогово-бюджетной  и кредитно-денежной политикой. Бюджетный дефицит и способы его покрытия влекут за собой необходимость продуманной координации налогово-бюджетных и монетарных мероприятий.

       Что касается России, главные параметры  бюджета на 2010 г. и на плановый период 2011 – 2012 гг. в сопоставлении с  наиболее кризисным 2009 г, докризисным 2007 и частично затронутым кризисом 2008 г. приведены ниже в таблице16: 

  2007 2008 2009 2010 2011 2012
Доходы
В млрд руб. 7781,1 9275,9 6713,8 6950,0 7455,7 8069,6
В % к предыдущему году
    Номинальное изменение
123,9 119,2 72,4 103,,5 107,3 108,2
    Изменение с  учетом индекса-дефлятора
109,2 100 64,1 95,0 99,3 101,0
    В % к ВВП
23,5 22,3 17,2 16,1 15,5 15,0
Расходы
В млрд руб. 5986,6 7570,9 9931,4 9886,9 9389,8 9681
В % к предыдущему году
    Номинальное изменение
139,7 126,5 131,2 99,6 95 103,1
    Изменение с  учетом индекса-дефлятора
123,1 111,6 117,2 90,5 87,9 96,4
    В % к ВВП
18,1 18,2 25,5 22,9 19,5 18,0
Профицит  «+», дефицит «-»
В млрд руб. 1794,6 1705,0 -3217,6 -2936,9 -1934,1 -1611,4
В % к  ВВП 5,4 4,1 -8,3 -6,8 -4 -3
 

       Их данных этой таблицы следует:

    • В период 2007 – 2008 гг. значительных изменений в бюджете страны не произошло. А в период 2008 – 2009 гг. на экономику России экономический кризис отразился больше. В 2009 г. возникает дефицит бюджета, равный 3217,6 млрд руб., в отличие от 2008 г., где профицит составлял 1705 млрд руб.
    • «Доходы федерального бюджета даже в номинальном выражении в 2012 г. не достигают отметки 2008 г., а в реальном окажутся ниже уровня 2008 г. почти на 40%. Это означает, что и в 2012 г. бюджетная сфера будет находиться в кризисном состоянии. Не удается преодолеть сокращение доходов федерального бюджета. Тогда восстановление объема доходов до уровня 2008 г. в реальном выражении произойдет после 2012 г»17.

 

Заключение 

       Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает реальную возможность осуществления экономической и политической власти. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

       Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

       Качество  бюджетной политики в значительной мере зависит от точности используемых на стадии планирования прогнозов. Завышение ожидаемых доходов бюджета ведет к несоответствию между обязательствами государства и возможностями их исполнения, а значит, существует риск для макроэкономической стабильности. Занижение бюджетных доходов приводит к неполному использованию ресурсов государства, либо требует корректировки бюджета в ходе его исполнения, что создает опасность принятия менее проработанных решений, то есть, в конечном счете, снижения эффективности расходов.

        Бюджет - это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики.

       Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

       Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности.

 

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М. : Проспект, 2008 г. – 254 с.
  2. Конституция Российской федерации. – М. : Юридическая литература, 2010 г. – 65 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М. : Проспект, 2006 г. – 701 с.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / И. М. Александров. - 2-е изд. - М. : Дашков и К° , 2007 г. - 486 с.
  5. Бюджетная система России : учебник для студ. вузов, обучающихся по эконом. спец. / под ред. Г. Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. – 703 с.
  6. Бюджетная  система  РФ / Т. П. Николаева  / Московский международный  институт эконометрики,  информатики, финансов  и права. - М. : 2003 г. - 225 с.
  7. Дадашев А. О стимулирующем потенциале налоговой политики // Экономист. – 2009 г. – № 8. – С. 45 – 50.
  8. Курс экономической теории : учеб. пособие / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров. : Изд-во АСА, 1995 г. – 624 с.
  9. Курс экономической теории : ученик – 5-е испр., доп. и перераб. изд. / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров. : АСА, 2006 г. – 832 с.
  10. Новосельский В. Налоговые факторы государственного регулирования // Экономист. – 2007 г. – № 5. – С. 17 – 21.
  11. Сенчагов В. Способствует ли бюджет-2010 модернизации Российской экономики // Вопросы экономики. – 2010 г. – № 2. – С. 26 – 38.
  12. Финансы : учебник / Н. В. Миляков. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2004 г. – 543 с.
  13. Финансы : учебник для вузов / под. ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. – М. : Юрайт-М, 2001 г. -504 с.
  14. Швецов Ю. Налоговая система России: можно ли исправить существующие недостатки //  Вопросы экономики. – 2007 г. – № 4. – С. 140 – 145.
  15. Экономика : пер. с англ. со 2-го изд. / Фишер С.,Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. – М. : Дело ЛТД, 1995 г. – 864 с.
  16. Экономическая теория : учебник / под. ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. – М. : Юрайт-Издат, 2006 г. – 557 с.
  17. http://www.cbr.ru
  18. http://www.eeg.ru
  19. http://solidbase.karelia.ru

Информация о работе Формирование доходов и расходов государственного бюджета