Формирование доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, а также налогово-бюджетной политики государства.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций и структуры;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета, а также изучение налогов – как основой доходной части государственного бюджета;
рассмотрение бюджетного дефицита и способов его финансирования

Оглавление

Введение

1 Государственный бюджет и его структура

1.1 Понятие государственного бюджета и его функции

1.2 Основные принципы формирования бюджетной системы государства

1.3 Структура бюджетной системы РФ

2 Формирование доходов и расходов государственного бюджета

2.1 Структура доходной и расходной части бюджета РФ

2.2 Налоги – основа доходной части государственного бюджета

2.3 Налогово-бюджетная политика государства

2.4 Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ЖЕНЬКА.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

       Доходы  государственного бюджета формируются  прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлении по социальному страхованию (эта статья доходов по природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами, нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и предприятиями с общего фонда заработной платы); за счет доходов государственных предприятий и других объектов государственной собственности и т. д.

       Самое главное в системе налогообложения  — ив этом кроется внутренняя сущность налогов — в том, что она должна опираться на принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из важнейших звеньев общественного воспроизводства.

       Важным  звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго — эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. При этом оно ориентируется на два основных этических принципа:

    • принцип горизонтальной справедливости, предполагающий, что лица, находящиеся в равном материальном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Это значит, что, например, два индивида, работающие по 40 ч в неделю и получающие одинаковый доход (но у одного доход существует в виде заработной платы, а у другого — в виде предпринимательской прибыли от собственного бизнеса), должны выплачивать налог одинаковой величины.
    • принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково: тот, кто получает больше, должен и больше платить в виде налогов.

       Противники  этих двух принципов, основывающихся на идее платежеспособности, выдвигают  альтернативный принцип выгод: платить  больше должен тот, кому от налогов  достается больше выгод. Однако анализ показывает, что этот принцип не всегда согласуется с социальной справедливостью, так как в ряде случаев бедные люди должны были   платить более высокие налоги, чем богатые, поскольку они получают больше выгод (от поддержания правопорядка, пособий по безработице, стипендий и т. п.). Однако иногда принцип выгод позволяет поддержать справедливость: за содержание дорог должны платить прежде всего владельцы автомобилей (налог на автомобиль, налог на бензин и т. д.); любители сигарет, пива, алкогольных напитков уплачивают акцизы, включенные в цену этих товаров.

       Но  основным в системе налогообложения  является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения.

       Перейдем  ко второму критерию налогообложения  — эффективности. Он касается потерь, которые несет общество (продавцы и покупатели) в результате налоговых выплат. Налог сокращает и производство, и потребление. Поэтому налог на товары ухудшает экономическое положение и покупателей, которые платят больше, и продавцов, получающих меньше.

       Налогово-бюджетную  политику принято подразделять на два  типа: дискреционную (гибкую) недискреционную (автоматическую).

       Дискреционная налогово-бюджетная политика – это  сознательное манипулирование законодательной  властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия  на уровень  экономической активности. Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. В этом определении важно обратить внимание на то, что законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы, касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых доходов и т.п.

       Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная  политика  предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Наоборот, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

       Стимулирующая политика, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это – главная цель.

       Правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политике (т.е. сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика.

       Автоматическая  налогово-бюджетная политика – это  автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают  реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

       На  практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.

       Что касается перспективы развития налоговой  политики в России, то в Бюджетном послании, с которым выступил президент России, в рамках финансово – экономической политики на ближайшие три года заложены и ориентиры по налоговой политике. «Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач – модернизация российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы. Вся система налоговых мер должна ориентировать предпринимательство на усиление инвестиционной активности и технологическое развитие производства на базе инноваций. При этом не упускается из виду и решение задач задачи наполнения казны доходами, учитывая, во-первых, определяющее значение в них налоговых источников и, во-вторых, что в кризисный период происходит  снижение уровня доходов бюджетной системы. Но необходим определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки, чтобы компенсировать налогоплательщикам потери от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.»14

       В настоящее время приоритеты в  налоговой политике на 2010, 2011, 2012 (очередную  трехлетку) сохраняются и состоят  они в создании «эффективной налоговой системы при сохранении сложившейся налоговой нагрузки на экономики»15. 

2.4 Бюджетный дефицит и способы его финансирования 

       Расходы государственного бюджета  и его доходы не всегда совпадают.. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

       Принято также различать фактический, структурный  и циклический дефицит государственного бюджета.

       Фактический дефицит – это отрицательный разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

       Структурный дефицит – это разность между  доходами  и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального  дохода, соответствующей полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость..

       Циклический дефицит – это разница между  фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономический активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях  и государственных расходах   происходят автоматически.

       Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

    • Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования.
    • Займы (внутренние или внешние), что принято называть неэмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита.

       В определенном смысле можно сказать, что бюджетный дефицит покрывается  только за счет займов, потому что и  в первом  из указанных случаев  мы видим заимствования Министерства финансов у Центрального банка страны. Ведь прибегать к печатанию новых денег для правительства считается невозможным. Поэтому увеличение денежной массы в случае заимствования  у Центрального банка происходит иным путем. Рассмотрим его подробнее.

       Министерство  финансов берет в долг некоторую  сумму у Центрального банка, продавая ему государственные ценные бумаги. Взамен этого Центральный банк увеличивает сумму на текущем счете Министерства финансов. Последнее тратит эти средства, следовательно, они поступают на счета коммерческих банков. Таким образом, увеличивается их резерв и банки расширяют выдачу ссуд.

       Следовательно, растет денежная масса, в частности, денежный агрегат. Рост денежной массы  происходит за счет роста чекового обращения.  Налицо – эффект монетизации  государственной задолженности. В условиях, приближающихся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного роста цен. Вот почему первый способ финансирования дефицита государственного бюджета часто называют инфляционным.

       Для покрытия дефицита не прибегая к эмиссии  нужно занять на кредитном рынке  средства не у Центрального банка, а у коммерческих банков и населения. Следовательно, государство, размещая свои облигации (продавая их населению и коммерческим банкам), вступает на кредитном рынке в конкуренцию с частным сектором. Теперь к спросу на кредит со стороны частных инвесторов добавится  еще и  спрос государства. Следовательно, при условии неизменного предложения денежной массы, процентные ставки возрастут. А если процентные ставки увеличились, то частные инвестиции уменьшаются. Сократятся и те потребительские расходы, которые связаны с покупкой товаров длительного пользования – ведь потребительский кредит станет дороже. В результате государство вытеснит с кредитного рынка частных заемщиков. Расходы государства при таком способе финансирования дефицита вырастут, но на некую величину сократятся частные инвестиции.

       В этом суть эффекта вытеснения: налогово-бюджетная  экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, приводит к росту  процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов.

       В зависимости от того, что находится  ли экономика в условия полной или неполной занятости, будет ясно, насколько полным будет это вытеснение, сократятся ли  частные инвестиции точно на такую же величину, на какую возрастут государственные расходы, призванные стимулировать деловую активность. В экономике, функционирующей  на уровне ниже своего потенциального ВВП, эффект вытеснения не может быть полным. Заимствования правительства на кредитном рынке с целью налогово-бюджетной экспансии, конечно, вызовут повышение процентной ставки. Но государственные расходы одновременно вызовут и повышение дохода. В этих условиях даже растущий бюджетный дефицитный может финансироваться без полного вытеснения частных инвестиций.

       Другая  ситуация происходит в условиях полной занятости. Рост государственных расходов в экономике  с полным использованием ресурсов усиливает конкуренцию на рынке товаров и ведет к росту цен. Рост цен ведет к уменьшению  реальной денежной массы. Это, в свою очередь, уменьшает объем финансовых активов, доступных для предъявления спекулятивного спроса на деньги. Далее следует падение цен на облигации и рост ставки процента. Чувствительные к ставке процента частные инвестиционные и потребительские расходы будут вытеснены.

       Бюджетный дефицит в Российской Федерации финансировался различными способами.

       Долгосрочные  последствия внутренних заимствований для покрытия дефицита госбюджета могут оказаться более серьезными , чем может показаться на первый взгляд. Главное, они чреваты такими же инфляционными последствиями, как и монетизация, о которой говорилось выше. Во-первых, сокращение совокупного предложения при неизменном, а тем более растущем совокупном спросе вызывает давление на общий уровень цен в сторону его повышения. Во-вторых, наращивание новых займов может привести к тому, что большая доля расходов госбюджета будет идти на выплату процентов по государственным облигациям. На другие же статьи расходов – социальные выплаты, здравоохранение, просвещение – средств будет все меньше и меньше, и тогда государству придется включать печатный станок, чтобы избежать социальных конфликтов. В-третьих, неспособность государства справиться с обслуживанием внутреннего и внешнего долга может привести к девальвации национальной валюты. В условия, когда значительная доля потребительского рынка представлена импортными товарами, девальвация может сопровождаться повышением общего уровня цен в стране.

Информация о работе Формирование доходов и расходов государственного бюджета