Формирование доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, а также налогово-бюджетной политики государства.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций и структуры;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета, а также изучение налогов – как основой доходной части государственного бюджета;
рассмотрение бюджетного дефицита и способов его финансирования

Оглавление

Введение

1 Государственный бюджет и его структура

1.1 Понятие государственного бюджета и его функции

1.2 Основные принципы формирования бюджетной системы государства

1.3 Структура бюджетной системы РФ

2 Формирование доходов и расходов государственного бюджета

2.1 Структура доходной и расходной части бюджета РФ

2.2 Налоги – основа доходной части государственного бюджета

2.3 Налогово-бюджетная политика государства

2.4 Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ЖЕНЬКА.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

       Функции бюджетов заложены в их сущности, которые  проявляются через их свойства. Основными  функциями бюджетов являются3:

    • Распределительная функция бюджета;
    • Перераспределительная функция ВВП;
    • Регулирующая функция;
    • Стимулирующая функция;
    • Социальная функция;
    • Функция планирования;
    • Функция организации бюджетов;
    • Контрольная функция.

       Распределительная функция бюджета проявляется  непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления. Важное значение в распределении бюджетных средств отводится фондам: резервному, развития, поддержки субъектов РФ. С помощью бюджетов и фондов государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономическое развитие территорий и отраслей производства, социальную сферу. Регулируя экономическую сферу и отношения в ней, государство целенаправленно усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или снижает рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и предложения, регулирует социальное обеспечение членов общества.

       Перераспределительная функция национального дохода и  ВВП проявляется на стадиях образования доходов бюджетов и распределения бюджетных ресурсов. В процессе  формирования доходов бюджетов происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. Через федеральный бюджет перераспределяется  около 20 % ВВП. Средства государственного бюджета в первую очередь направляются на финансирование структурной перестройки экономической сферы, комплексных целевых программ, наращивание научно – технического потенциала и мероприятий социальной защищенности наименее обеспеченных слоев население.

       Доходы  бюджетов всех уровней бюджетной  системы существенно различаются  по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия и срокам уплаты. Вместе с тем они объединены единством, так как преследуют единую цель –  формирование доходной части бюджетов различных уровней. Доходы бюджетов могут носить налоговый и неналоговый характер.

       Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации  производственной и непроизводственной сфер. В  бюджетах любого уровня бюджетной системы определены только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственными процессами расходования бюджетных  ресурсов занимаются бюджетополучатели. За счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных ресурсов по уровням бюджетной системы через систему дотаций, субсидий, субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном носят только безвозвратный характер. На возвратной основе работают только кредиты и ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается бюджетным планом (сметой) и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и приоритетов государства.

       Регулирующая  и стимулирующая функции бюджетов проявляются непосредственно через налоговые  доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулирования экономики и инвестиции, повышая эффективность производства, в первую очередь наиболее важные отрасли народного хозяйства, атомной энергетики, машиностроения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства.

       Бюджетные средства содержат социальную направленность, проявляющуюся в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно–коммунального хозяйства.

       Функция планирования бюджетов предполагает:

    • Определение бюджетной политики, целей, задач и выбора путей их достижения;
    • Разграничение полномочий и предметов ведения между органами власти всех уровней бюджетной системы;
    • Определение потребностей денежных средств в целях финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решения задач, стоящих перед обществом и государством;
    • Разработку и обоснование оптимальных путей развития бюджетов с целью выработки предложений по укреплению бюджетов на основе прогнозных (расчетных) данных;
    • Разработку и обоснование проектов бюджетов, их доходной и расходной частей применительно к бюджетной политике, определенной в Послании Президента РФ федеральному собранию РФ на очередной финансовый год;
    • Разработку конкретных мероприятий, обеспечивающих исполнение бюджета в интересах реализации бюджетной политики на очередной финансовый год;

       Функция организации бюджетов предполагает:

    • Определение бюджетного устройства и бюджетной классификации;
    • Определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
    • Выбор кредитных организаций, обеспечивающих бюджетный процесс с позиции обеспечения бюджетов финансовыми средствами;
    • Разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
    • Определение органов ответственных за разработку критериев и нормативов, определяющих структуру и объемы бюджетов и соответствующих потребностям и задачам бюджетной политике;
    • Определение структуры контрольных органов, ответственных за формирование и исполнение бюджетов.

       Контрольная функция бюджетов действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность органов  государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Контрольная функция бюджета имеет конкретную форму проявления и реализуется по следующим направлениям:

    • Контроль за правильным и своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
    • Контроль за целевым, экономным и эффективным использованием бюджетных ресурсов и средств внебюджетных фондов.
 

1.2 Основные принципы формирования бюджетной системы государства 

       Принципы  как исходные и основополагающие данные любого процесса и любой системы присущи и бюджетной системе. Они позволяют характеризовать бюджетную систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям в интересах оптимизации бюджетов различных уровней и бюджетного процесса в целом. Принципы, лежащие в основе бюджетов и бюджетной системы в целом, можно разделить на две группы:4

    • общие принципы или принципы бюджетности, характеризующие бюджет как научную категорию;
    • принципы системности, характеризующие бюджет как систему.

       К общим принципам, характеризующим  бюджет, можно отнести следующие  принципы:

    • правомерности и обязательности правовой базы;
    • единства или централизации бюджета;
    • плановости бюджета;
    • равновесия, или сбалансированности бюджета;
    • многосторонности бюджета;
    • многофункциональности бюджета;
    • самостоятельности бюджетов;
    • полноты отражения доходов и расходов;
    • гласности или публичности бюджетов;
    • достоверности данных бюджета;
    • обязательности исполнения бюджета;
    • эффективности и экономичности использования бюджетных средств.
 

       1. Принцип правомерности и обязательности  правовой базы означает, что становление  бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно опирается на законодательную базу или бюджетное право. Под правомерностью понимают совокупность прав народа через своих представителей участвовать в бюджетном процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. В соответствии с бюджетным правом на основании юридических норм определено и закреплено бюджетное устройство РФ, бюджетные отношения и бюджетный процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен порядок контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней, определены процедуры рассмотрения, изменения, утверждения и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса.

       Под обязательностью понимается необходимость  принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.

       2. Принцип единства или централизации  бюджета подразумевает наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ — Закон "О бюджете на год" (например, Брянской области на 2004 год), которые ежегодно принимаются и утверждаются соответствующим законодательным органом.

       3. Принцип плановости бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в неразрывной связи с планами развития народного хозяйства, социальной сферы, образования, науки, культуры и других сфер деятельности государства.

       4. Принцип равновесия, или сбалансированности  бюджета характеризует в первую  очередь его бездефицитность,  под которой понимается соразмерность  между объемом доходов бюджета и объемом его расходов. Нарушение равновесия в сторону расходов образует дефицит средств в бюджете и ставит перед органами власти проблему его покрытия. Проблема может решаться только за счет изыскания новых источников дохода. В качестве таких источников могут выступать внутренние и внешние заимствования, государственные резервы и другие источники дохода.

       5. Принцип многосторонности бюджета  подразумевает, что бюджет представляет  собой сложное явление и одновременно  отражает многие сферы деятельности: экономики, финансов, политики, права, социальной жизни и его невозможно сводить только к росписи по статьям доходов и расходов бюджетной классификации. Бюджет — это не только роспись, это еще и денежные отношения, фонд денежных средств, плановый государственный документ.

       6. Принцип многофункциональности  бюджета подразумевает, что бюджет — это прежде всего совокупность доходов и расходов, собираемых и расходуемых в течение целого финансового года в соответствии со сметами доходов и расходов. Многофункциональность бюджета определяется не только значительным количеством источников дохода, но еще большим количеством статей расхода по сферам деятельности, основным направлениям и конкретным мероприятиям.

       7. Принцип самостоятельности бюджетов  различных уровней бюджетной  системы предполагает:

    • право законодательных и исполнительных органов власти на своем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    • наличие собственных источников доходов формирования бюджета соответствующего уровня бюджетной системы;
    • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий органов власти по формированию доходов соответствующих бюджетов;
    • право органов власти самостоятельно определять направления расходов бюджетных средств;
    • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, или суммы превышения доходов над расходами, или сумм экономики по расходам бюджетов.
    • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной  системы  потерь  в  доходах  и  дополнительных  расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.

       8. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и внебюджетных фондов означает, что все  доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иных обязательных поступлений и расходов отражаются в бюджетах и внебюджетных фондах в соответствии с бюджетной классификацией.

     9. Принцип гласности или публичности  бюджетов подразумевает:

    • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
    • полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;
    • обязательную открытость для граждан и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;
    • понимание гражданами языка бюджета и его цифр, за которыми скрываются отношения органов власти к своему государству, обществу и гражданам.

       10. Принцип достоверности бюджета  предполагает надежность показателей прогноза социально экономического развития соответствующих территорий, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета, конкретность, определенную точность и объективность исполнения бюджета или выполнения контрольных мероприятий, предусмотренных целевыми программами и проектами.

       11. Принцип обязательности исполнения  бюджета означает, что после принятия  и утверждения бюджета органы исполнительной власти, ответственные за исполнение бюджета, не имеют права переводить денежные ресурсы из одного направления, параграфа или статьи бюджетной классификации в другие без решения законодательного органа власти. Все денежные ресурсы бюджета используются в строгом соответствии с росписью бюджетной классификации по целевому направлению и в сроки, определенные целевыми программами и проектами развития народного хозяйства страны и социальной сферы.

Информация о работе Формирование доходов и расходов государственного бюджета