Функции
бюджетов заложены в их сущности, которые
проявляются через их свойства. Основными
функциями бюджетов являются3:
- Распределительная
функция бюджета;
- Перераспределительная
функция ВВП;
- Регулирующая
функция;
- Стимулирующая
функция;
- Социальная
функция;
- Функция планирования;
- Функция организации
бюджетов;
- Контрольная
функция.
Распределительная
функция бюджета проявляется
непосредственно через формирование
и использование централизованных фондов
денежных средств по уровням органов власти
государственного и местного управления.
Важное значение в распределении бюджетных
средств отводится фондам: резервному,
развития, поддержки субъектов РФ. С помощью
бюджетов и фондов государство регулирует
хозяйственную жизнь страны, экономическое
развитие территорий и отраслей производства,
социальную сферу. Регулируя экономическую
сферу и отношения в ней, государство целенаправленно
усиливает или сдерживает темпы роста
производства, ускоряет или снижает рост
капиталов и частных сбережений, изменяет
структуру спроса и предложения, регулирует
социальное обеспечение членов общества.
Перераспределительная
функция национального дохода и
ВВП проявляется на стадиях образования
доходов бюджетов и распределения бюджетных
ресурсов. В процессе формирования
доходов бюджетов происходит принудительное
изъятие в пользу государства части ВВП,
созданного в процессе общественного
воспроизводства. Через федеральный бюджет
перераспределяется около 20 % ВВП. Средства
государственного бюджета в первую очередь
направляются на финансирование структурной
перестройки экономической сферы, комплексных
целевых программ, наращивание научно
– технического потенциала и мероприятий
социальной защищенности наименее обеспеченных
слоев население.
Доходы
бюджетов всех уровней бюджетной
системы существенно различаются
по их плательщикам, объектам обложения,
методам изъятия и срокам уплаты.
Вместе с тем они объединены единством,
так как преследуют единую цель –
формирование доходной части бюджетов
различных уровней. Доходы бюджетов могут
носить налоговый и неналоговый характер.
Через
бюджетные расходы финансируются
бюджетополучатели – организации
производственной и непроизводственной
сфер. В бюджетах любого уровня бюджетной
системы определены только размеры бюджетных
расходов по статьям затрат, а непосредственными
процессами расходования бюджетных
ресурсов занимаются бюджетополучатели.
За счет расходов бюджета происходит перераспределение
бюджетных ресурсов по уровням бюджетной
системы через систему дотаций, субсидий,
субвенций и ссуд. Расходы бюджета в основном
носят только безвозвратный характер.
На возвратной основе работают только
кредиты и ссуды. Структура бюджетных
расходов ежегодно устанавливается бюджетным
планом (сметой) и зависит, как и бюджетные
доходы, от экономической ситуации и приоритетов
государства.
Регулирующая
и стимулирующая функции бюджетов
проявляются непосредственно через налоговые
доходы и расходы бюджетов. То есть налоговые
доходы и бюджетные расходы выступают
в качестве инструмента регулирования
и стимулирования экономики и инвестиции,
повышая эффективность производства,
в первую очередь наиболее важные отрасли
народного хозяйства, атомной энергетики,
машиностроения, агропромышленного комплекса,
жилищного строительства.
Бюджетные
средства содержат социальную направленность,
проявляющуюся в непосредственной
поддержке членов общества, в первую
очередь, в поддержке наименее защищенных
слоев населения, учреждений здравоохранения,
образования, культуры, жилищно–коммунального
хозяйства.
Функция
планирования бюджетов предполагает:
- Определение
бюджетной политики, целей, задач и выбора
путей их достижения;
- Разграничение
полномочий и предметов ведения между
органами власти всех уровней бюджетной
системы;
- Определение
потребностей денежных средств в целях
финансового обеспечения функций, возложенных
на органы власти, и решения задач, стоящих
перед обществом и государством;
- Разработку
и обоснование оптимальных путей развития
бюджетов с целью выработки предложений
по укреплению бюджетов на основе прогнозных
(расчетных) данных;
- Разработку
и обоснование проектов бюджетов, их доходной
и расходной частей применительно к бюджетной
политике, определенной в Послании Президента
РФ федеральному собранию РФ на очередной
финансовый год;
- Разработку
конкретных мероприятий, обеспечивающих
исполнение бюджета в интересах реализации
бюджетной политики на очередной финансовый
год;
Функция
организации бюджетов предполагает:
- Определение
бюджетного устройства и бюджетной классификации;
- Определение
порядка составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения бюджетов;
- Выбор кредитных
организаций, обеспечивающих бюджетный
процесс с позиции обеспечения бюджетов
финансовыми средствами;
- Разграничение
полномочий законодательных и исполнительных
органов власти всех звеньев бюджетной
системы;
- Определение
органов ответственных за разработку
критериев и нормативов, определяющих
структуру и объемы бюджетов и соответствующих
потребностям и задачам бюджетной политике;
- Определение
структуры контрольных органов, ответственных
за формирование и исполнение бюджетов.
Контрольная
функция бюджетов действует одновременно
с распределительной и предполагает
возможность и обязательность органов
государственного и местного контроля
за поступлением и использованием бюджетных
средств. Контрольная функция бюджета
имеет конкретную форму проявления и реализуется
по следующим направлениям:
- Контроль
за правильным и своевременным перечислением
доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;
- Контроль
за целевым, экономным и эффективным использованием
бюджетных ресурсов и средств внебюджетных
фондов.
1.2
Основные принципы формирования
бюджетной системы государства
Принципы
как исходные и основополагающие
данные любого процесса и любой системы
присущи и бюджетной системе. Они позволяют
характеризовать бюджетную систему с
различных сторон, анализировать ее по
различным показателям в интересах оптимизации
бюджетов различных уровней и бюджетного
процесса в целом. Принципы, лежащие в
основе бюджетов и бюджетной системы в
целом, можно разделить на две группы:4
- общие принципы
или принципы бюджетности, характеризующие
бюджет как научную категорию;
- принципы
системности, характеризующие бюджет
как систему.
К
общим принципам, характеризующим
бюджет, можно отнести следующие
принципы:
- правомерности
и обязательности правовой базы;
- единства
или централизации бюджета;
- плановости
бюджета;
- равновесия,
или сбалансированности бюджета;
- многосторонности
бюджета;
- многофункциональности
бюджета;
- самостоятельности
бюджетов;
- полноты отражения
доходов и расходов;
- гласности
или публичности бюджетов;
- достоверности
данных бюджета;
- обязательности
исполнения бюджета;
- эффективности
и экономичности использования бюджетных
средств.
1.
Принцип правомерности и обязательности
правовой базы означает, что становление
бюджета базируется на исторически
сложившихся нормах и правилах и непосредственно
опирается на законодательную базу или
бюджетное право. Под правомерностью понимают
совокупность прав народа через своих
представителей участвовать в бюджетном
процессе и юридических норм, законодательно
закрепляющих содержание бюджетного плана.
В соответствии с бюджетным правом на
основании юридических норм определено
и закреплено бюджетное устройство РФ,
бюджетные отношения и бюджетный процесс
на всех этапах его формирования и исполнения,
определен порядок контроля за формированием
и исполнением бюджетов всех уровней,
определены процедуры рассмотрения, изменения,
утверждения и исполнения бюджетов в ходе
бюджетного процесса.
Под
обязательностью понимается необходимость
принятия законодательных актов, определяющих
бюджеты и бюджетную систему как таковую,
и, главное, выполнение всеми органами
и должностными лицами, имеющими отношение
к бюджетам, законодательно принятых в
государстве актов.
2.
Принцип единства или централизации
бюджета подразумевает наличие единого
и целостного документа, определяющего
доходную и расходную части бюджета и
позволяющего реально осуществлять контроль
за формированием бюджета и его исполнением
органами власти соответствующего уровню
бюджетной системы. На уровне РФ таким
документом является Федеральный закон
"О федеральном бюджете на год", на
уровне субъекта РФ — Закон "О бюджете
на год" (например, Брянской области
на 2004 год), которые ежегодно принимаются
и утверждаются соответствующим законодательным
органом.
3.
Принцип плановости бюджета рассматривается
с точки зрения государственного финансового
плана по накоплению доходов и расходованию
денежных средств бюджета в соответствии
с планом социально-экономического развития
на очередной финансовый год в соответствии
с бюджетной классификацией. Плановая
природа бюджета исторична с момента его
зарождения с середины XIX в. и находится
в неразрывной связи с планами развития
народного хозяйства, социальной сферы,
образования, науки, культуры и других
сфер деятельности государства.
4.
Принцип равновесия, или сбалансированности
бюджета характеризует в первую
очередь его бездефицитность,
под которой понимается соразмерность
между объемом доходов бюджета и
объемом его расходов. Нарушение равновесия
в сторону расходов образует дефицит средств
в бюджете и ставит перед органами власти
проблему его покрытия. Проблема может
решаться только за счет изыскания новых
источников дохода. В качестве таких источников
могут выступать внутренние и внешние
заимствования, государственные резервы
и другие источники дохода.
5.
Принцип многосторонности бюджета
подразумевает, что бюджет представляет
собой сложное явление и одновременно
отражает многие сферы деятельности:
экономики, финансов, политики, права,
социальной жизни и его невозможно сводить
только к росписи по статьям доходов и
расходов бюджетной классификации. Бюджет
— это не только роспись, это еще и денежные
отношения, фонд денежных средств, плановый
государственный документ.
6.
Принцип многофункциональности
бюджета подразумевает, что бюджет
— это прежде всего совокупность доходов
и расходов, собираемых и расходуемых
в течение целого финансового года в соответствии
со сметами доходов и расходов. Многофункциональность
бюджета определяется не только значительным
количеством источников дохода, но еще
большим количеством статей расхода по
сферам деятельности, основным направлениям
и конкретным мероприятиям.
7.
Принцип самостоятельности бюджетов
различных уровней бюджетной
системы предполагает:
- право законодательных
и исполнительных органов власти на своем
уровне бюджетной системы самостоятельно
осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных
источников доходов формирования бюджета
соответствующего уровня бюджетной системы;
- законодательное
закрепление регулирующих доходов бюджетов
и полномочий органов власти по формированию
доходов соответствующих бюджетов;
- право органов
власти самостоятельно определять направления
расходов бюджетных средств;
- недопустимость
изъятия доходов, дополнительно полученных
в ходе исполнения бюджета, или суммы превышения
доходов над расходами, или сумм экономики
по расходам бюджетов.
- недопустимость
компенсации за счет бюджетов других уровней
бюджетной системы потерь в
доходах и дополнительных расходов,
возникших в ходе исполнения законов (решений)
о бюджете.
8.
Принцип полноты отражения доходов и расходов
бюджета и внебюджетных фондов означает,
что все доходы и расходы бюджетов,
внебюджетных фондов и иных обязательных
поступлений и расходов отражаются в бюджетах
и внебюджетных фондах в соответствии
с бюджетной классификацией.
9.
Принцип гласности или публичности
бюджетов подразумевает:
- обязательное
опубликование в открытой печати утвержденных
бюджетов и отчетов об их исполнении;
- полноту представления
информации о ходе исполнения бюджетов;
- обязательную
открытость для граждан и СМИ процедур
рассмотрения и принятия решений по проектам
бюджетов;
- понимание
гражданами языка бюджета и его цифр, за
которыми скрываются отношения органов
власти к своему государству, обществу
и гражданам.
10.
Принцип достоверности бюджета
предполагает надежность показателей
прогноза социально экономического развития
соответствующих территорий, реалистичность
расчета доходов и расходов бюджета, конкретность,
определенную точность и объективность
исполнения бюджета или выполнения контрольных
мероприятий, предусмотренных целевыми
программами и проектами.
11.
Принцип обязательности исполнения
бюджета означает, что после принятия
и утверждения бюджета органы исполнительной
власти, ответственные за исполнение бюджета,
не имеют права переводить денежные ресурсы
из одного направления, параграфа или
статьи бюджетной классификации в другие
без решения законодательного органа
власти. Все денежные ресурсы бюджета
используются в строгом соответствии
с росписью бюджетной классификации по
целевому направлению и в сроки, определенные
целевыми программами и проектами развития
народного хозяйства страны и социальной
сферы.