Формирование доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, а также налогово-бюджетной политики государства.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций и структуры;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета, а также изучение налогов – как основой доходной части государственного бюджета;
рассмотрение бюджетного дефицита и способов его финансирования

Оглавление

Введение

1 Государственный бюджет и его структура

1.1 Понятие государственного бюджета и его функции

1.2 Основные принципы формирования бюджетной системы государства

1.3 Структура бюджетной системы РФ

2 Формирование доходов и расходов государственного бюджета

2.1 Структура доходной и расходной части бюджета РФ

2.2 Налоги – основа доходной части государственного бюджета

2.3 Налогово-бюджетная политика государства

2.4 Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ЖЕНЬКА.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

       В  доходах  бюджетов  могут  быть  частично  централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования предприятий, а также безвозмездные перечисления.

       В составе доходов бюджетов обособленно  учитываются доходы целевых бюджетных  фондов.  

       Доходы  бюджетов  образуются  за  счет  налоговых,  неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

       Налоговые  доходы  считаются  уплаченными  доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством РФ, т. е. с момента  дачи налогоплательщиком поручения кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

       Неналоговые доходы и иные поступления считаются  уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания  денежных  средств со  счета плательщика в кредитной организации.

       Денежные  средства  считаются  зачисленными  в  доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда  с  момента  совершения  Банком  России  или  кредитной организацией  операции  по  зачислению (учету)  денежных  средств  на счет  органа,  исполняющего  бюджет,  бюджет  государственного внебюджетного фонда.

       К  налоговым  доходам  относятся  предусмотренные  налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы,  а также пени  и штрафы,  а также размер  предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей.

       Штрафы  и  иные  суммы  принудительного  изъятия  подлежат зачислению  в  местные  бюджеты  по  месту  нахождения  органа  или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

       Суммы  конфискаций,  компенсаций  и  иные  средства,  в принудительном порядке изымаемые в доход  государства, зачисляются в  доходы  бюджетов  в  соответствии  с  законодательством  РФ  и решениями судов. 

       Размер  предоставленных  налоговых  кредитов,  отсрочек  и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

       К неналоговым доходам относятся: 

    • доходы  от  использования  имущества,  находящегося  в государственной и муниципальной собственности;
    • доходы  от  продажи  или  иного  возмездного  отчуждения имущества,  находящегося  в  государственной  и  муниципальной собственности; 
    • доходы  от  платных  услуг,  оказываемых  бюджетными организациями,  находящимися  в  ведении  органов государственной исполнительной  власти  федерации и субъектов,  органов местного самоуправления;  
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия; 
    • доходы  в  виде  финансовой  помощи,  полученной  от  бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением  бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    • иные неналоговые доходы.

      В  доходах  от  использования  имущества,  находящегося  в государственной  или муниципальной собственности  учитываются: 

    • средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во  временное  владение  или  пользование  имущества,  находящегося  в государственной или муниципальной собственности;
    • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; 
    • средства, получаемые  от  передачи  имущества,  находящегося  в государственной  или  муниципальной  собственности,  под  залог,  в доверительное управление; 
    • плата  за  пользование  бюджетными  средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; 
    • доходы  в  виде  прибыли,  приходящейся  на  доли  в  уставных (складочных)  капиталах  хозяйственных  товариществ  и  обществ,  или дивидендов  по  акциям,  принадлежащим  РФ,  субъектам  РФ  или муниципальным образованиям; 
    • часть  прибыли  государственных  и  муниципальных  унитарных предприятий, оставшаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
    • другие  предусмотренные  законодательством  РФ  доходы  от использования  имущества,  находящегося  в  государственной  или муниципальной собственности.

       Доходы  бюджетного  учреждения,  полученные  от предпринимательской  и  иной  деятельности,  приносящей  доход,  в полном объеме учитываются в  смете доходов и расходов бюджетного учреждения  и  отражаются  в доходах соответствующего  бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,  либо  как доходы  от  оказания платных услуг.

       Доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности включают средства, получаемые от его продажи,  подлежащие  зачислению  в  соответствующие  бюджеты  в полном объеме.

       Порядок  перечисления  в  бюджеты  всех  уровней  бюджетной системы  РФ  средств,  получаемых  в  процессе  приватизации государственного  и муниципального  имущества,  нормативы их распределения между бюджетами разных  уровней,  а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

       Финансовая  помощь  от  бюджета  другого  уровня  бюджетной системы РФ предоставляется в форме дотаций, субвенций и субсидий либо  иной  безвозвратной  и  безвозмездной  передачи  средств.  Она подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

       В  доходы  бюджетов  могут  зачисляться  безвозмездные перечисления  от  физических,  юридических  лиц,  международных организаций,  правительств  иностранных  государств  и  безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

       Под  взаимными  расчетами  понимаются  операции  по  передаче средств  между  бюджетами  разных  уровней  бюджетной  системы  РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов,  происшедшими  после  утверждения  закона о бюджете и  не учтенными законом  о бюджете.

       Выделяют  собственные и регулирующие  доходы бюджетов.

       К  собственным   относятся  следующие  виды   доходов, закрепленные  на  постоянной  основе  полностью  или  частично  за соответствующими бюджетами законодательством РФ: 

    • налоговые  доходы,  закрепленные  за  соответствующими бюджетами,  бюджетами  государственных  внебюджетных  фондов законодательством РФ; 
    • неналоговые доходы (от использования и продажи имущества, оказания платных услуг и др.), а  также безвозмездные перечисления.

       Финансовая  помощь  не  является  собственным  доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

       К регулирующим доходам бюджета относятся:  федеральные  и  региональные  налоги  и иные  платежи,  по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах)  в бюджеты субъектов РФ  или местные бюджеты на  очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем 3 года) по разным видам таких доходов.

     Например,  налог  на  вмененный  доход  распределяется  по нормативам:

    1. в федеральный бюджет – 30%;
    2. в бюджеты субъектов РФ – 15%;
    3. в местные бюджеты – 45%;
    4. в  бюджет  Федерального  фонда  обязательного  медицинского страхования - 0,5%;
    5. в  бюджеты  территориальных  фондов  обязательного медицинского страхования – 4,5%;
    6. в бюджет Фонда социального страхования РФ – 5%.

      

       Нормативы  отчислений  определяются  законом  о  бюджете  того уровня  бюджетной  системы  РФ,  который  передает  регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет  переданные  ему регулирующие  доходы  из бюджета другого уровня.

       Как  правило,  использование  собственных  и  регулирующих доходов  не  позволяет  в  полной  мере  решить  проблему сбалансированности  нижестоящих  бюджетов.  В  таких  случаях вышестоящий  бюджет  предоставляет  нижестоящему  финансовую помощь  в  виде  дотаций,  субвенций,  субсидий  или  бюджетных  ссуд.

       Дотации -  бюджетные  средства,  выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основной до 1994 года.

       Трансферт (нормативно-долевая  дотация) –  сумма,  выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и  безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов  или  Фонда  финансовой  поддержки  муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в  бюджетах  субъектов  Федерации.  Методика  расчета  нормативно-долевой  дотации  направлена  на  осуществление  горизонтального выравнивания  бюджетных  доходов  территорий  на  душу  населения  и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.

       Субвенция –  бюджетные  средства,  предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной системы РФ  или юридическому лицу на безвозмездной  и  безвозвратной  основе  на  осуществление  целевых расходов.  Субвенция  выдается  на  определенный  срок,  в  случае неизрасходования  ее  в  установленный  срок  или  расходования  не  по назначению, суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена.

       Субсидия -  бюджетные  средства,  предоставляемые  бюджету другого  уровня  бюджетной  системы  РФ,  физическому  или  юридическому  лицу  на  условиях  долевого  финансирования  целевых расходов.

       Эти  методы  несовершенны,  лишены  стимулирующих  свойств  и создают  у  административно-территориальных  образований иждивенческое  настроение.  Как  способ  наделения  территориальных бюджетов  необходимыми  средствами  их  исключить  нельзя,  т.к.  это приведет  к  многократным  кассовым  разрывам  и  необходимости обращения за ссудой в вышестоящий бюджет.

       Бюджетная  ссуда -  бюджетные  средства,  предоставляемые -другому бюджету  на возвратной, безвозмездной или  возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

       Бюджетные  компенсации –  суммы,  утверждаемые  и передаваемые  из  бюджета  одного  уровня  в  другой  для  возмещения выпадающих  доходов  или  покрытия  дополнительных  расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

       Расходы  бюджета,  являясь  важной  составной  частью государственных  расходов  в  целом,  выражают  экономические  отношения,  возникающие  в  связи  с  использованием  средств общегосударственного денежного фонда.

       По  своему материально-вещественному  воплощению бюджетные расходы  представляют  собой  денежные  средства,  направляемые  на финансовое  обеспечение  задач  и  функций  государства  и  местного самоуправления.  Они  находят  свое  отражение  в  функциональной классификации  бюджетных расходов.

       Посредством такой формы функционирования бюджета, как бюджетные  расходы образуются доходы нетрудоспособных граждан и оказывается поддержка другим социально-незащищенным слоям населения. Само же воздействие  на  величину  указанных  выплат  регулирует  меру потребления данных групп населения в соответствии с экономическими возможностями  общества.  Бюджетные  расходы  способны  оказывать активное  влияние  на  формирование  экономического  роста, приоритетное  финансирование  научных  исследований,  развитие прогрессивных  отраслей,  оптимизацию  структуры  материального производства,  сглаживание  региональных  диспропорций.  В  этом  проявляется регулирующая роль расходов бюджета.

Информация о работе Формирование доходов и расходов государственного бюджета