Формирование доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, а также налогово-бюджетной политики государства.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций и структуры;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета, а также изучение налогов – как основой доходной части государственного бюджета;
рассмотрение бюджетного дефицита и способов его финансирования

Оглавление

Введение

1 Государственный бюджет и его структура

1.1 Понятие государственного бюджета и его функции

1.2 Основные принципы формирования бюджетной системы государства

1.3 Структура бюджетной системы РФ

2 Формирование доходов и расходов государственного бюджета

2.1 Структура доходной и расходной части бюджета РФ

2.2 Налоги – основа доходной части государственного бюджета

2.3 Налогово-бюджетная политика государства

2.4 Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ЖЕНЬКА.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

       12. Принцип эффективности и экономичности  использования бюджетных средств  подразумевает, что при исполнении  бюджетов органы исполнительной  власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов в выполнении плановых заданий в соответствии с объемом средств, определенных бюджетом на соответствующее мероприятие.

       Среди множества принципов – принципов системности, характеризующих бюджетную систему, можно выделить наиболее важные, к которым относятся следующие принципы:5

    • единства бюджетной системы;
    • разграничения доходов и расходов внутри системы и по ее уровням;
    • общего или совокупного покрытия расходов бюджета;
    • адресности и целевого характера использования бюджетных средств;
    • вертикальности бюджетной системы;
    • межбюджетных отношений;
    • универсальности бюджетов.
 

     1. Принцип единства бюджетной системы  предполагает:

    • единство правовой базы;
    • единство денежной системы;
    • единство форм бюджетной классификации и документации;
    • использование единых принципов и правил в бюджетном процессе;
    • применение единых санкций за нарушение бюджетного законодательства;
    • применение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы;
    • ведение бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней по единым стандартам, формам учета и отчетности.

       2. Принцип разграничения доходов  и расходов внутри бюджета  и между уровнями бюджетной  системы означает полное или  частичное закрепление определенных законодательством видов источников доходов за соответствующими бюджетами, а равно внутри бюджетов и закрепление отдельных видов доходов за определенными статьями расходов. Кроме того, принцип подразумевает разграничение полномочий органов власти внутри одного бюджета и между бюджетами по формированию бюджетов, их исполнению и установлению контроля за расходованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.

       3. Принцип общего или совокупного  покрытия расходов бюджета предполагает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета и только при финансировании целевых бюджетных фондов и программ. Кроме того, в случае централизации средств из бюджетов других уровней осуществляется принцип совокупного покрытия расходов бюджетов, в том числе дефицита бюджета.

       4. Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств в общей бюджетной системе с обозначением направления их на финансирование конкретных программ или мероприятий.

       5. Принцип вертикальности бюджетной  системы предполагает вертикальное  структурное строительство бюджетной системы по формированию доходов и исполнению бюджета. То есть, с одной стороны, каждое территориальное образование имеет свой бюджет (федеральный, региональный или местный) и решает свои задачи самостоятельно в пределах предоставленных законодательством прав, с другой стороны, регулирование бюджетов осуществляется исключительно по вертикали "сверху — вниз" в целях перераспределения денежных средств при решении задач социально-экономического характера или выравнивания доходов звеньев бюджетной системы.

       6. Принцип межбюджетных отношений  характеризует бюджетную систему  с позиций распределения и  закрепления расходов по уровням  бюджетной системы, установления равновесия бюджетных прав всех органов власти в отношении своих бюджетов, принятия мер по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

       Принцип межбюджетных отношений означает, что  отдельные виды бюджетных расходов из бюджета вышестоящего уровня по решению органа власти могут передаваться в бюджеты нижестоящих уровней.

       7. Принцип универсальности бюджетов  предполагает, что бюджеты субъектов  РФ во взаимоотношениях с федеральными  бюджетами, а местные бюджеты во взаимоотношениях с региональными бюджетами (бюджетами субъектов РФ) используют единые методики расчета нормативных финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, порядка расчета уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, формирующих доходную часть бюджетов всех уровней бюджетной системы. 

1.3 Структура бюджетной системы РФ 

     Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • Первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Второй уровень – бюджеты субъектов РФ (83 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга6) и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;
  • Третий уровень – местные бюджеты (около 30 тыс. городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
 

       Свод  бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на схеме7:

 

       Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципального образования. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированный бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или федерации в целом, они не утверждаются, т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.

       Свод  бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

       Консолидированный  бюджет  используется  в  бюджетном  планировании и прогнозировании и разрабатывается  одновременно с проектом  бюджета  соответствующего  уровня.  Его  количественные характеристики  служат  для  подтверждения  реальности  и обоснованности  показателей  бюджетов  всех  уровней  бюджетной системы. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов.

       Показатели  консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

       Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в  составе  доходов  одних  бюджетов  и  одновременно   как  расход  в составе вышестоящего бюджета.

       В  международной  практике  используются  понятия «консолидированный  расширенный  бюджет»,  включающий  свод бюджетов  всех  уровней  и  бюджеты  внебюджетных  фондов.  И «расширенный  бюджет  правительства»,  включающий  федеральный бюджет  и  бюджеты  внебюджетных  фондов.  Он  используется  для анализа  влияния  проводимой  правительством  федеральной  политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.

       Основные  функции управления государством возложены  на центральные органы власти. Для  выполнения ими их обязанностей и  финансового обеспечения общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В статье 70 конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

       Центральное звено территориальных бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в больше степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает  их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

       В последние десятилетия наблюдается регионализация экономических и социальных процессов: функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику.

       С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территории, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны.

       Обязательны компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

       Финансовая  база местных органов власти – их бюджеты. Предоставленные этим органом бюджетные и имущественные права дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

       Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями  бюджетной системы заложены  принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя их этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

 

        2 Формирование доходов и расходов государственного бюджета 

    1. Структура доходной  и расходной  части бюджета  РФ
 

       Доходы  бюджета  создают  не  только  материальную  основу существования  самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций.  Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор,  влияющий  на  совокупное  потребление путем оказания влияния на уровень доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание  доходов  позволяет  оказывать  определенное  воздействие  на выбор направлений использования накоплений, образующихся в ходе хозяйственной деятельности, регулировать спрос и структуру конечного потребления.  Доходы  бюджета  способны  воздействовать  на хозяйственную  активность,  на  объемы  выпускаемой  продукции  и техническое оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное размещение инвестиций.

       Регулирующие возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения ведет к падению хозяйственной активности,  уменьшению потребительских расходов, снижению совокупного спроса на  рынке,  что,  соответственно,  способствует  падению объемов выпускаемой  продукции,  повышению  цен,  уменьшению  реально произведенного валового национального продукта.  

       Доходы  бюджета  выражают  экономические  отношения, возникающие  в  процессе  формирования  основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое  общественное  назначение,  связанное  с  мобилизацией денежных средств в распоряжение государства.  Формой проявления этих  отношений выступают различные виды  платежей  предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном  порядке  в  соответствии  с  действующим   в  стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной  власти  и  служат  для  обеспечения  их  функций. Бюджетные  доходы,  с  одной  стороны,  являются  результатом распределения  стоимости   общественного  продукта,  а  с  другой – выступают объектом дальнейшего перераспределения.

       Состав  бюджетных доходов, их структура  органически связаны с объемами  общественного  производства  и  национального  дохода  и определяются финансовой политикой государства.

Информация о работе Формирование доходов и расходов государственного бюджета