Формирование доходов и расходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе, а также налогово-бюджетной политики государства.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций и структуры;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета, а также изучение налогов – как основой доходной части государственного бюджета;
рассмотрение бюджетного дефицита и способов его финансирования

Оглавление

Введение

1 Государственный бюджет и его структура

1.1 Понятие государственного бюджета и его функции

1.2 Основные принципы формирования бюджетной системы государства

1.3 Структура бюджетной системы РФ

2 Формирование доходов и расходов государственного бюджета

2.1 Структура доходной и расходной части бюджета РФ

2.2 Налоги – основа доходной части государственного бюджета

2.3 Налогово-бюджетная политика государства

2.4 Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ЖЕНЬКА.doc

— 373.50 Кб (Скачать)
 

       Из  этих двух таблиц следует:

    • В 2009 г. доход государственного бюджета уменьшается, в отличие от расходов, которые с каждым годом увеличиваются, что приводит к дефициту бюджета.
    • Расходы на национальную оборону в 2008 г. резко уменьшились, по сравнению с 2006 г. и 2007 г., а в 2009 г. остались примерно на таком же уровне. Так же  в 2008 году уменьшились расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Совершенно по другому обстоит дело с национальной экономикой, расходы увеличились почти в 2 раза в 2008 г. и относительно немного уменьшились в 2009 г. Расходы на Социальную политику увеличись в 2009 г. почти в 3 раза. Расходы на образование, здравоохранение и спорт, культуру, кинематографию и СМИ в 2008 г. увеличились примерно в 2 раза относительно расходов в 2007 г. И расходы на жилищно – коммунальное хозяйство значительно увеличились с 2008 г.
 

2.2 Налоги – основа доходной части государственного бюджета 

       Важнейшее место среди источников поступлений  в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90 % всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

       Экономическая сущность налогов, их роль и назначение определяются теми перспективными задачами, которые ставит перед собой государство.

       Задачи  любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований.

       Можно выделить три направления налоговой  политики государства10:

    • Политика максимизации налогов, характеризующаяся  принципом «взять все, что можно»;
    • Политика установления разумных налогов, способствующая развитии. Предпринимательства путем обеспечения благоприятно налогового климата;
    • Политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогов налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

       Наиболее  важной разновидностью налогов является подоходный налог, включающий в себя налог на доходы физических лиц, а также налог на прибыли корпораций. Производственные объединения, предприятия, а также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Налоги с лиц наемного труда взимаются при выплате им заработной платы.

       Взимание  подоходного налога начинается с  определенного минимума (необлагаемый минимум). По мере увеличения номинальных доходов расширяется база подоходного  налогообложения, возрастает число налогоплательщиков, увеличиваются общие размеры мобилизуемых государством финансовых ресурсов.

       Нормой  налогообложения является налоговая  ставка – размер налога на единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В том случае, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками. В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, налицо прогрессивные ставки. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, устанавливаемые на единицу объекта (например, автомашину) независимо от ее стоимости.

       Важное  место в системе налогообложения  занимает налог с корпораций, берущий свое начало с периода первой мировой войны. Налоги взимаются с чистой прибыли акционерных компаний, т.е. валовой прибыли за вычетом скидок (например, ускоренной амортизации, скидок на истощение недр, платежей в благотворительные фонды и т.д.). Обложение налогами прибыли корпораций производится в большинстве стран по пропорциональным ставкам.

       История налогообложения знает и так называемый налог на сверхприбыль, которым облагается часть прибыли сверх определенных размеров. Такая мера носит, как правило, чрезвычайный характер и применяется в чрезвычайных ситуациях военного времени или серьезных экономических потрясений.

       К разряду подоходных налогов относятся  также имущественный налог и  налог на сделки с капиталом. В  первом случае налог взимается со стоимости имущества (земля, строения) и выплачивается как физическими, так и юридическими лицами. Налог на сделки с капиталом  взимается, главным образом, с доходов от фондовых операций, купли-продажи ценных бумаг.

       Помимо  подоходных налогов, важную роль в огосударствлении национального дохода играют косвенные налоги, которые представляют собой надбавки к цене соответствующих товаров и услуг. Плательщиком этих налогов становится в конечном счете потребитель (покупатель) этих товаров.

       Хотя  главным инструментом мобилизации финансовых ресурсов в бюджет являются прямые налоги, роль косвенных налогов остается значительной.

       Косвенные налоги существуют в настоящее время  в трех главных разновидностях –  акцизы, фискальные монопольные налоги, а также таможенные пошлины. Важнейшее место среди них занимают акцизы, который представляют собой надбавку к цене товаров или тарифа за услуги. В зависимости от особенностей той или иной страны акцизами облагаются самые различные виды товаров массового потребления, а также услуги транспорта, связи, коммунального обслуживания и т.д. В современных условиях все более широкое распространение получает разновидность акциза, получившая название налога на добавленную стоимость. При этом налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавленная на данном этапе производительной деятельности.

       Фискальный монопольный налог представляет собой косвенный налог на те товары, производство которых является монополией государства. В зависимости от конкретной специфики той или иной страны это могут быть табачные изделия, спиртные напитки, соль и т.д. Поступления от фискального монопольного налога идут, как правило, в государственный бюджет, а в некоторой странах частично и в бюджеты местных органов власти.

       К числу косвенных налогов относятся также таможенные пошлины, которые представляют собой налоги, взимаемые при перевозке товаров через государственную границу. Наиболее важную роль в современных условиях играют пошлины, взимаемые при импорте иностранных товаров. Посредством механизма таможенных пошлин государство может весьма эффективно ограничивать импорт тех или иных товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

       Пригодность для эффективного контроля, устанавливаемого, как в соотношении налогоплательщиков, так и в отношении налоговых органов.

       Для создания эффективной налоговой  системы необходимо несколько качественных характеристик11:

    • Четкая расстановка акцентов в налогообложении трудовых, природных, капитальных и финансовых ресурсов;
    • Доступность содержания налогового законодательства для понимания населением;
    • Длительность неизменного действия;
    • Рациональная минимизация уровня нагрузки;
    • Равноправие  налогоплательщиков;
 

       Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный. Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в таблице: 

       Трехуровневая система налогов и сборов Российской Федерации12: 
 
 
 
 
 
 

Федеральные налоги и сборы Региональные  налоги и сборы Местные налоги и сборы
  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья
  3. Налог на прибыль (доход) организации
  4. Налог на доходы от капитала
  5. Подоходный налог с физических лиц
  6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
  7. Государственная пошлина
  8. Таможенная пошлина и таможенные сборы
  9. Налог на пользование недрами
  10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
  12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  13. Лесной налог
  14. Водный налог
  15. Экологический налог
  16. Федеральные лицензионные сборы
  1. Налог на имущество организации
  2. Налог на недвижимость
  3. Дорожный налог
  4. Транспортный налог
  5. Налог с продаж
  6. Налог на игорный бизнес
  7. Региональные лицензионный сборы
  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество
  3. Налог на рекламу
  4. Налог на пользование или дарение
  5. Местные лицензионные сборы
 

       Таким образом, Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и сборов. На сегодняшний  день количество налогов остается в России достаточно большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты.

       Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных  налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства.

       Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам13: 

  2008 г. (млрд.руб) В % к 2007 г.
Консолидированный  бюджет В том  числе Консолидированный бюджет В том  числе
Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов Российской федерации Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего 7948,9 3571,9 4377,0 114,3 106,9 121,2
В том  числе налог на прибыль организации 2513,0 761,1 1751,9 151,7 118,7 114,4
Налог на доходы физически лиц 1665,6 - 1665,6 131,6 - 131,6
Налог на добавленную стоимость на товары 998,4 998,4 - 71,8 71,8 -
Акцизы  по подакцизным товарам 314,7 125,2 189,4 108,6 115,1 104,6
Налоги  на имущество 493,4 - 493,4 120,0 - 120,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1742,6 1637,5 105,1 141,1 141,5 131,2
Из  них налог на добычу полезных ископаемых 1708,0 1604,7 103,4 142,6 142,9 138,8
Поступления в счет погащения задолжности  по пересчетам по отмененным платежам, сборам и иным обязательным платежам 3,8 0,9 2,9 19,0 22,3 18,2
Прочие 217,4 48,8 168,6 127,4 119,6 129,9
 

       Таким образом, из данной таблицы видно, что возросла величина налоговых сборов в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 27,4 %. 

2.3 Налогово-бюджетная политика государства 

       Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает косвенное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложения и правительственные расходы. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.

       Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов, получили название финансовых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспечивают существование самого государства и его институтов, а с другой - используются государством для макроэкономического регулирования общественного производства в соответствии с теми или иными национальными потребностями.

       Совокупность  всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

       Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использующихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономических функций.

       К фискальной (налогово-бюджетной) политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.

       Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований. В современных условиях, в связи с проведением активной государственной политики, расходы государства приобрели огромные, беспрецедентные масштабы. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфра структуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие государственного сектора экономики и другие многочисленные программы и объекты.

Информация о работе Формирование доходов и расходов государственного бюджета