Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономика как наука о функционировании национального хозяйства в целом служит теоретической основой макроэкономической политики. Макроэкономическая политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Макроэкономическая политика в различных экономических системах…5
1.1. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной экономики……………………………………………………………………….5
1.2. Основные направления макроэкономической политикив переходной экономике………………………………………………………………………….7
1.3. Макроэкономическая политика в открытой экономике………….............12
1.4. Понятие экономической системы: ее классификация, виды и модели….15
2 Регулирование макроэкономической политики…………………………..23
2.1. Макроэкономическая политика и ее развитие в Казахстане……………..23
2.2.Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства…….25
2.3. Сравнительный анализ макроэкономической политики в рыночной
и плановой экономических системах…………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 165.16 Кб (Скачать)

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

1      Макроэкономическая политика в различных экономических системах…5

1.1. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной   экономики………………………………………………………………………….5

1.2. Основные направления макроэкономической политики в переходной экономике………………………………………………………………………….7

1.3. Макроэкономическая политика в открытой экономике………….............12

1.4. Понятие экономической системы: ее классификация, виды и модели….15

2     Регулирование макроэкономической политики…………………………..23

2.1. Макроэкономическая политика и ее развитие в Казахстане……………..23

2.2.Сравнительный анализ  эффективности инструментов макроэкономической  политики государства………….……………………….25

2.3. Сравнительный анализ  макроэкономической политики в рыночной

и плановой экономических системах…………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованных источников…………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Макроэкономика как наука  о функционировании национального  хозяйства в целом служит теоретической  основой макроэкономической политики.

Макроэкономическая  политика – это система мер и мероприятий, направленных на решение социальных и экономических проблем. Объективной целью макроэкономической политики является поддержание эффективности экономики, смягчение противоречий воспроизводственного процесса.

Задачи макроэкономической политики определяются теми требованиями развития, которые ставит изменяющаяся действительность в тот или иной период времени. Поэтому, в зависимости от состояния экономического развития, меняются не только задачи макроэкономической политики, но и ее виды (антициклическая, антиинфляционная, экономического роста, стабилизации).

В настоящее время макроэкономическая политика стран с развитой рыночной экономикой направлена на достижение следующих задач:

• обеспечение устойчивого  роста экономики, позволяющего  достичь более высокого качества и уровня жизни населения;

• повышение экономической  эффективности на базе научно-технического прогресса;

• обеспечение высокой  занятости (при небольшой вынужденной  безработице), которая предоставляет  возможность всем индивидам реализовать  свои производственные способности  и получить доходы в зависимости от качества и количества затраченного труда;

•обеспечение социальной защищенности, гарантирующей достойное существование безработных, нетрудоспособных, престарелых и детей;

• обеспечение экономической  свободы, предоставляющей экономическим  субъектам возможность выбирать сферу  деятельности и модель экономического поведения;

• обеспечение общеэкономической  безопасности;

• достижение оптимального платежного баланса, обеспечивающего  установление равновесия в международных  товарных и денежных потоках, стабилизацию курса национальной валюты.

 

Макроэкономическая политика государства проводится Правительством и Центральным банком. Выделяются следующие ее инструменты: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, социальная и внешнеэкономическая.

Целью данной курсовой является изучение макроэкономической политики в различных системах экономики.

Для осуществления данной цели в работе поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть экономическую  систему;

- исследовать основные  направления макроэкономической  политики на различных этапах  экономики;

- изучить основные вопросы экономики;

- подвести итоги проделанной  работы.

Структура работы включает в себя: введение, основную часть, состоящую  из трех глав; заключения, в котором  делаются основные выводы, списка использованной литературы.

Вопросы, рассмотренные в  данной курсовой работе, поднимаются  в экономической литературе различных  авторов. При написании работы я пользовалась учебно-методической литературой, освещающей основные проблемы выбранной мною темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Макроэкономическая политика в различных экономических    системах

 

    1. Макроэкономическая политика на разных этапах развития рыночной экономики

 

Рыночная экономика проходит в своем развитии следующие стадии:

1. классическая рыночная экономика;

2. смешанная экономика;

3.социальная рыночная экономика.

Классическая рыночная экономика существовала в развитых ныне странах с XVIII века до первых десятилетий XX века. Данная стадия рыночной экономики характеризуется такими признаками, как:

  • наличие частной собственности на экономические ресурсы;
  • свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок, перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;
  • наличие множества независимых производителей, самостоятельно решающих, какую продукцию производить, в каком количестве, посредством каких технологий и кому их реализовывать;
  • наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельный выбор: какую продукцию покупать и у каких товаропроизводителей;
  • личная свобода всех участников рынка (включая рабочую силу), которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;
  • стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения;
  • эквивалентный обмен по стоимости;
  • ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, внедрять новую технику, поддерживать рабочую силу в нормальном состоянии.

Таким образом, классическая рыночная экономика стихийно развивается на основе частной собственности и не предусматривает государственного регулирования экономики. Классическая рыночная экономика обеспечивала существенное развитие оборудования и самого человека на первых этапах развития рынка. Однако в начале XX века такой хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям.

Смешанная экономика. Под смешанной экономикой понимается экономика, функционирующая на базе рыночного механизма и государственного регулирования экономики. Характерной чертой смешанной экономики является наличие наряду с частным государственного сектора, активное участие государства в регулировании экономической деятельности. Такое изменение роли государства вызвано, прежде всего, необходимостью развития инфраструктуры, научно-техническим прогрессом. Появление новых отраслей, сложного оборудования, принципиально новых видов сырья сделало необходимым развитие коммуникаций, дорог, средств связи и т. д. В середине XX века экономике потребовался качественно новый тип работника, обладающий высоким образовательным, профессиональным, культурным уровнем. Реализация этих задач в смешанной экономике возлагается на государство.

Государственное регулирование экономики  дает возможность скорректировать  спрос и предложение на макроуровне. Большая роль в достижении сбалансированности экономики отводится государственным  программам развития отдельных отраслей, регионов. В странах со смешанной  экономикой существенное внимание уделяется  развитию человека, его потребностей, социальной защите. Все эти изменения не могли не отразиться на хозяйственном механизме организационных формах экономической деятельности.

Социальная рыночная экономика. Само понятие «социальная рыночная экономика» появилось в Германии. Здесь же были разработаны основные направления концепции социальной рыночной экономики. Поэтому понятие «социальная рыночная экономика» уже многие десятилетия ассоциируется прежде всего с Германией. Однако это не значит, что социальная рыночная экономика свойственна лишь одной стране. Это продукт естественного исторического развития общества, присущий всем странам рыночной экономики.

Социальная рыночная экономика – это наиболее развитая форма рыночной экономики, в которой принцип свободы, рыночного хозяйствования сочетается с социальным порядком и социальным прогрессом. Особое внимание следует обратить на то, что социальная рыночная экономика, несмотря на социальную ориентацию хозяйства, является рыночной экономикой.

Немецкий ученый X. Ламперт, определяя сущность социальной рыночной экономики, подчеркивает, что эта модель экономики представляет собой синтез гарантированной государством свободы, экономической свободы и идеалов социального государства, связанных с социальной защищенностью и социальной справедливостью.

Термин «социальная экономика» означает, что:

  • рыночная экономика ориентирована на решение как экономических, так и социальных целей;
  • рыночная экономика ограничивается там, где она неэффективна и может привести к социально нежелательным результатам.

Социальная рыночная экономика функционирует на основе экономического и социального порядков.

Экономический порядок – это правила, регулирующие организационное строение экономики, происходящие в ней процессы, а также совокупность институтов, ответственных за управление и придание экономике определенной организационной формы.

Экономический порядок включает:

• порядок, регулирующий право собственности;

• конкурентный порядок;

• денежный порядок;

• финансовый порядок;

• налоговый порядок;

• внешнеэкономический порядок.

Социальный порядок – это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения, а также социальные отношения между членами общества.

Социальный порядок охватывает:

• порядок в сфере труда;

• порядок в системе социальной защиты населения;

• имущественный порядок;

• жилищный порядок;

• экологический порядок и т. д.

Социальной рыночной экономике присущи различные модели, обусловленные национальной спецификой. Различают немецкую, шведскую, голландскую, японскую и другие модели социальной рыночной экономики.

 

 

1.2. Основные направления макроэкономической политики в переходной (транзитивной) экономике 

 

Макроэкономическая политика в переходной экономике нацелена на снижение государственного вмешательства в экономику, повышение эффективности новых организационно-правовых структур, адаптацию населения, субъектов экономики к новым условиям хозяйствования. Решение этих и других задач требует осуществления глубоких экономических и институциональных преобразований в экономике.

Одной из важнейших задач макроэкономической политики в переходной экономике являются институциональные преобразования, включающие изменение отношений собственности, создание многообразия форм собственности. Отношения собственности являются определяющими во всей совокупности экономических отношений общества. Они оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, на практическую реализацию макроэкономической политики.

В настоящее время в экономической  литературе утвердилось следующее определение собственности.

Собственность – это система отношений между людьми, характеризующая форму присвоения благ: в первую очередь – форму присвоения факторов производства.

Следует различать собственность как экономическую категорию и юридическое право собственности.

Собственность как экономическая категория выражает отношения собственности, возникающие между людьми в процессе общественного производства.

Собственность как юридическая категория констатирует эти отношения с помощью особых правовых норм, правил и процедур.

Субъекты собственности представляют лица, которые вступают в отношения собственности (физические и юридические лица, государство).   

Объекты собственности объединяют имущество, по поводу которого возникают отношения собственности (природные ресурсы, здания, сооружения, оборудование, ценные бумаги,  деньги, результаты интеллектуального труда и т.д.).

Информация о работе Фискальная политика