Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: расширить и углубить теоретические знания в области макроэкономики, а именно, изучить фискальную политику, как совокупность мер государственного регулирования состояния национальной экономики посредством налогов и расходов в условиях плавающего и фиксированного валютных курсов; выявить и проанализировать особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе.

Файлы: 1 файл

Фиксальная политика.docx

— 47.51 Кб (Скачать)

Введение

В настоящее время представители  разных экономических школ признают, что фискальная политика оказывает  сильное воздействие на стабильность национальной экономики и является одним из способов влияния на экономическую  конъюнктуру. Фискальная политика - один из важных инструментов воздействия  на темпы экономического роста, а  следовательно, уровень безработицы  и благосостояние населения страны в целом.

 

Цель курсовой работы: расширить  и углубить теоретические знания в области макроэкономики, а именно, изучить фискальную политику, как  совокупность мер государственного регулирования состояния национальной экономики посредством налогов  и расходов в условиях плавающего и фиксированного валютных курсов; выявить и проанализировать особенности  бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе.

 

Задачи курсовой работы:

 

·Дать понятие фискальной политике, рассмотреть основные ее виды и инструменты, а также цели и условия применения;

 

·Изучить открытую экономику, основные ее взаимосвязи, уровни и критерии открытости национальной экономики; платежный  баланс, внутреннее и внешнее равновесие;

 

·Рассмотреть в рамках модели IS - LM - BP результаты применения основных инструментов макроэкономической корректировки  как для фиксированного, так и  для плавающего валютных курсов с  учетом возможных различий мобильности  капитала.

 

Кроме того, в данной работе будет  рассмотрена экономическая модель Республики Беларусь как модель малой  открытой экономики, ее особенности; изучена  бюджетно-налоговая политика Беларуси за период 2009 - I полугодия 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические основы фискальной политики в открытой экономике.

1.1Понятие фискальной политики

 

Важным условием эффективности  национальной экономики и, как следствие, качества жизни населения является достижение равновесного национального  уровня производства. Но так как  равновесный уровень национального  производства может быть достигнут  и вне состояния полной занятости  ресурсов (вследствие неэффективности  совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с  помощью инструментов государственного регулирования экономики: изменения  величины государственных расходов и налоговых отчислений в госбюджет. В связи с этим рассмотрим понятие  налогово-бюджетной (фискальной) политики.

 

Существование в экономической  литературе множества терминов (таких  как: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая  политика», «налогово-бюджетная политика»  и др.), используемых для определения  данного вида государственных мер  в области экономики можно  объяснить отсутствием в русском  языке прямого синонима слова  «fiscal» (фискальный, финансовый). В I в. до н.э. доходы от личного состояния  римского императора Августа поступали  в особую казну - фиск (от лат. fiscus - корзина). С IV в. фиском назывался единый общегосударственный  центр Римской империи или  казна, куда стекались все виды доходов  и сборов и откуда шли указания о чеканке монет, порядке сбора  налогов, производились выплаты.

 

Впервые термин «фискальная политика»  применил Дж.М. Кейнс. Аргументация, на которую опиралась его концепция  регулирующего потенциала бюджетного механизма, может быть кратко охарактеризована следующим образом.

 

В экономической системе, которой  присущи высокая степень неопределенности, неравномерное распределение богатства, несовпадение условий сбережений и  инвестирования, а также жесткость  цен, достижение автоматического равновесия является затруднительным. В таких  условиях координация данного процесса может быть возложена на центральную  власть. Государство способно воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала и норму  процента. Если оставить в стороне  вопросы, связанные с размерностью единицы заработной платы и количеством  денег, то окажется, что способность  государства влиять на уровень совокупного  дохода и занятость выражается в  осуществлении контроля, с одной  стороны, за потребительским спросом, являющимся функцией дохода, а с  другой - за спросом инвестиционного  характера, который зависит от предельной эффективности капитала и нормы  процента. Поскольку совокупное предложение  рассматривается Кейнсом в краткосрочном  периоде как определенное заданным уровнем спроса, то возможность государства  влиять на уровни совокупного дохода и занятости вытекает из регулирования совокупного спроса. Простейшая кейнсианская модель предполагает жесткость цен и избыточность ресурсов, так что выпуск в экономике определяется изменением совокупного спроса. Кейнсианский крест представляет собой самую простую интерпретацию совокупного дохода в краткосрочном периоде.

 

Существуют различные определения  фискальной политики, зачастую противоположные  по своей сути. Большинство авторов  согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта  фискального регулирования.

 

В экономической энциклопедии под  редакцией Л.И. Абалкина фискальная политика отождествляется с налоговой: «Налоговая политика (называемая иногда фискальной) представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых государством при формировании доходной части  государственного бюджета»1.

 

Часто под фискальной политикой  подразумевается политика бюджетно-налоговая, которая «реализуется путем изменения  налоговых ставок или правил, определяющих налоговую ответственность, либо изменения  государственных расходов на приобретение реальных товаров и услуг или  трансфертных платежей. Такая политика может проводиться как в целях  оказания воздействия на уровень  совокупного спроса, так и для  стимулирования фирм и людей заниматься или, напротив, не заниматься теми или  иными конкретными видами деятельности»2. Термин «налогово-бюджетная» вместо «фискальная» применяют Э.Дж. Долан и Д. Линдсей. Их определение не выходит за рамки  кейнсианской трактовки фискальной политики как системы «государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей»3.

 

В учебнике «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи определяют фискальную политику как совокупность государственных расходов и решений  в области налогов4. Авторы другого  популярного учебника дают следующее  определение: «Фискальная политика - это целенаправленное манипулирование  государственными расходами и налоговыми поступлениями… для обеспечения  полной занятости, стабильности цен  и экономического роста»5.

 

Практически отождествляет фискальную политику с финансовой и экономической  Е. Борисов: «Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства  по регулированию правительственных  доходов и расходов… современная  фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны»6.

 

Наиболее правильным является определение  фискальной политики как мер, предпринимаемых  правительственными органами, по изменению  государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования  деловой активности, поддержания  высокого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Инструменты  и цели фискальной политики

Фискальная  политика может преследовать тактические  и стратегические цели, в зависимости  от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный  или долгосрочный) предполагает в  качестве результата.

 

Целями государственной  фискальной политики могут быть: обеспечение  выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого  экспорта, стабилизация экономики, ограничение  доступа импорта на внутренний рынок  и др.

 

Стратегические  цели фискальной политики преследуются на длительном интервале времени: обеспечение  стабильного роста, развитие научно-технического прогресса, стимулирование структурной  перестройки, расширение экспорта, претворение  в жизнь социально ориентированной  модели экономической системы и  др.

 

Тактические цели, как правило, подчинены решению  стратегических задач на краткосрочных  временных интервалах, либо в ограниченных сферах. Например, для достижения выравнивания доходов населения можно проводить  комплекс социальных выплат, снижение налоговых ставок на низкие доходы, режим налоговых льгот.

 

С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения  для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением  продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и  развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение  налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую  предпринимательскую активность.

 

Основными инструментами  бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы.

 

Рассмотрим, каким образом при помощи изменения  налогов можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются  находящиеся в распоряжении населения  доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако на меньшую  величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование  производственных мощностей и, при  определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается  налог на прибыль корпораций (или  имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели  часть прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).

 

Осуществление дополнительных капиталовложений означает покупку предпринимателями капитальных  благ (включая сырье и полуфабрикаты), наем большего числа рабочих. В результате происходит вторичное прирастание  спроса на предметы потребления и  средства производства, стимулирующее  рост экономики.

 

Аналогичное влияние на состояние потребительского и инвестиционного спроса могут  оказывать государственные расходы. Часто их условно делят на государственные  закупки товаров и услуг (расходы  на образование, здравоохранение, оборону, строительство дорог и другие общественные нужды) и трансферты (социальные выплаты, которые осуществляются без  соответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров  или услуг).

 

Увеличение  расходной части бюджета может  происходить через рост закупок  товаров и услуг государственными учреждениями, выплату жалованья  государственным служащим, осуществление  трансфертных платежей. Несмотря на определенные различия между этими видами бюджетных  расходов, все они до определенного  предела ведут к расширению как  инвестиционного, так и потребительского компонентов спроса.

 

Фискальная  политика может как благотворно, так и негативно воздействовать на стабильность национальной экономики. В случае если правительство применяет  инструменты фискальной политики для  сглаживания колебаний выпуска  продукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и  стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в  данном случае является приближение  объема совокупного дохода к его  потенциальному уровню. Увеличение фактических  объемов совокупного дохода служит целью политики экономического роста, а уменьшение реального совокупного  дохода по сравнению с его потенциальным  уровнем - целью политики ограничения  деловой активности.

 

 

 

 

 

1.3.Виды фиксальной  политики

фискальный  обменный курс национальный

 

В зависимости  от воздействия на совокупный спрос  в экономике, фискальную политику можно  подразделить на стимулирующую и  сдерживающую.

 

Если экономическая  система находится в состоянии  спада, то возникает необходимость  в стимулирующей фискальной политике, прибегнув к которой правительство  поощряет расходы и повышает реальный объем выпуска (ВВП). Целью её проведения является вытягивание экономики  из кризисной ямы путем в поддержания  низкорентабельных и убыточных  производств, стимулирования роста  инвестиций, расширения платежеспособного  спроса субъектов национальной экономики.

 

Используя модель «совокупный спрос - совокупное предложение», можно продемонстрировать смещение кривой совокупного спроса вправо. Совокупный спрос может переместиться  из состояния АD1 в АD2 путем увеличения государственных расходов, снижения налогов или сочетания этих мер.

 

Сдерживающая  фискальная политика применяется для  торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна  на стадии экономического подъема и  состоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики  путем повышения налогов, свертывания  системы дотаций и субсидий, сокращения социальных выплат, государственных  инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается чрезмерный совокупный спрос (борьба с инфляцией спроса), который толкает уровень цен  вверх, и падает объем национального  производства.

 

Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая - к бюджетному излишку, или профициту.

 

Оба типа фискальной политики применяются попеременно, характеризуя в комплексе стабилизационную фискальную политику антициклического типа.

 

В экономической  науке различают также дискреционную (активную) и недискреционную фискальную политику.

Информация о работе Фискальная политика