Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: расширить и углубить теоретические знания в области макроэкономики, а именно, изучить фискальную политику, как совокупность мер государственного регулирования состояния национальной экономики посредством налогов и расходов в условиях плавающего и фиксированного валютных курсов; выявить и проанализировать особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе.

Файлы: 1 файл

Фиксальная политика.docx

— 47.51 Кб (Скачать)

 

Положение кривой ВР зависит от обменного курса, дохода за рубежом и ставки процента за рубежом. Повышение первых двух величин  приводит к сдвигу кривой ВР вправо, третьей - влево (поскольку чистый приток капитала и необходимый для сохранения равновесия платежного баланса дефицит  торгового баланса сокращаются). Вызванное этими процессами снижение импорта способствует уменьшению дохода.

 

Общая модель состоит из трех выведенных ранее  уравнений для рынка товаров (3.1), рынка денег (3.2) и платежного баланса (3.4). При этом доход и ставка процента рассматриваются как переменные, на которые оказывает влияние  состояние модели. Обменный курс, сальдо официального резервного счета и  количество денег представляют собой  в зависимости от системы обменного  курса эндогенные или экзогенные переменные.

 

При графическом  представлении модели IS - LM - ВР внешнеэкономическое  равновесие задано вдоль кривой ВР при множестве различных комбинаций г и Y (см. рис. 3.1). Внутриэкономическое  равновесие имеет место только при  определенном сочетании г и Y в  точке пересечения кривых IS и LM. Таким образом, одновременное внутреннее и внешнее равновесие реализуется только в точке пересечения трех кривых.

 

Как видно  из рисунка 3.1, кривая LМ круче, чем  ВР. Объяснение, в частности, в том, что спрос на деньги, который включает в себя срочные и сберегательные депозиты, гораздо меньше реагирует  на ставку процента, чем международные  потоки капитала. Как правило, внутреннее и внешнее равновесия отклоняются  друг от друга. Доход и ставка процента определяются в точке пересечения  кривых IS и LМ. Последующие процессы адаптации в основном зависят  от системы обменного курса и  денежной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе

 

Республика Беларусь относится  к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов  государственного регулирования в  сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения.

 

Анализ бюджетно-налоговой системы  свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); относительно высокая общая  налоговая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и  секторам экономики; высока дотационность  бюджетов территорий и доля встречных  потоков финансовых ресурсов между  бюджетами.

 

Основными недостатками проводимой в  настоящее время в нашей стране фискальной политики являются ее преимущественно  фискальный характер, сдерживающий производственно–инвестиционную активность товаропроизводителей. Наблюдается  слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде с денежно–кредитной  политикой.

 

Сильный налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых  и неналоговых платежей, стимулирует  уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих  субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления  в бюджет, способствует сдерживанию  притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Недополучение бюджетом средств  сопровождалось сокращением бюджетных  статей.

 

Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать  сборы во внебюджетные фонды (государственные  республиканские внебюджетные фонды, централизованные внебюджетные фонды  министерств и ведомств, внебюджетные фонды местных Советов), которые  значительно повышают себестоимость  и цены на отечественную продукцию.

 

Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные  льготы. Так, суммы налоговых и  неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим  образом: промышленность – свыше 50 %, строительство – менее 10%, торговля и общественное питание – менее 5 %, сельское хозяйство – менее 3%. Подобная тенденция пока сохраняется и в настоящее время. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.

 

Сложилась ситуация, когда выручка, фонд заработной платы и прибыль  выступают объектами многократного  обложения. С прибыли изымается 6 республиканских налогов, а также  местные налоги. Фонд заработной платы  является самым высокооблагаемым элементом  и выступает объектом исчисления 4 платежей предприятий и 2 платежей работников (походный налог и отчисления в пенсионный фонд). В результате налоги и неналоговые платежи  учитываются в элементах себестоимости  продукции и повышают цену продукции. Это ведет к тому, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия  изымают средства из амортизационных  отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Вследствие этого налоги и неналоговые  платежи перекладываются на потребителей.

 

Недостатки обусловливают необходимость  поэтапного реформирования фискальной системы по следующим направлениям.

 

В области налоговой политики предстоит  серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов  и сборов, но и законодательных  основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного  на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения  для юридических и физических лиц Беларуси и России.

 

Достижение поставленных целей  предполагает:

 

 введение в Республике Беларусь  общепринятых в мировой практике  правовых норм и правил налогообложения,  понятийного и терминологического  аппарата, принципов, методов и  способов регулирования отношений,  связанных с уплатой налогов  и сборов; совершенствование структуры  налогов с ориентацией на значительное  повышение роли прямого подоходного  налогообложения, а также сокращение  количества республиканских налогов  (оставив 7–8 основных) за счет  отмены малоэффективных сборов  и отчислений во внебюджетные  и целевые бюджетные фонды,  объединения налогов, имеющих  сходную налоговую базу; существенную  модернизацию методов расчета,  а также механизмов и принципов  взимания таких основных налогов,  как на добавленную стоимость,  прибыль и доходы организаций,  акцизы, подоходный налог с физических лиц; выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь, за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым платежам и ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот и преференций; установление оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также обеспечение эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

 

К 2005 г. в соответствии с Программой социально–экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 годы прогнозируется снизить уровень централизации  финансовых ресурсов государством до 45% к ВВП, в том числе в консолидированном  бюджете – до 35 – 37%, во внебюджетных фондах – до 8 – 10%. При этом общий  уровень налоговой нагрузки на экономику  с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения снизится с 46% в 2000 г. до 39–40% в 2005 г.

 

Бюджетная политика в ближайшие  годы будет направлена на инвестирование бюджетных средств в формирование конкурентоспособной структуры  национальной экономики, реализацию социально–экономических  приоритетов и государственных  программ, проведение активной социальной политики при одновременном ужесточении  контроля за целевым исполнением  запланированных расходов.

 

 

Приоритетными направлениями бюджетной  политики в прогнозируемом периоде  являются:

 

 реструктуризация и оптимизация  бюджетных расходов с их концентрацией  на решении ключевых социально–экономических  задач; проведение целенаправленной  политики управления государственным  долгом и активами, ограничение  уровня дефицита бюджета с  учетом необходимости погашения  внешней задолженности; совершенствование  бюджетного процесса, эффективное  взаимодействие республиканского  и местных бюджетов при их  формировании и исполнении; дальнейшая  унификация бюджетного законодательства  республики с законодательством  Российской Федерации в рамках  создаваемого Союзного государства.

 

Требует продолжения работа по реформированию межбюджетных отношений с учетом интересов всех уровней бюджетной  системы по сокращению встречных  финансовых потоков, что позволит снизить  дотационность территориальных  бюджетов. В этой связи необходимо разработать действенные стимулы  для регионов к увеличению своих  доходов, более рациональному и  ответственному использованию бюджетных  средств. Поддержка из республиканского бюджета местных бюджетов будет  осуществляться преимущественно за счет субвенций на содержание объектов социально–культурной сферы и строительство объектов коммунальной собственности.


Информация о работе Фискальная политика