Фискальная политика в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 02:41, реферат

Краткое описание

Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Файлы: 1 файл

сообщение фискальная политика.docx

— 25.45 Кб (Скачать)

       Добро пожаловать в мир фискальной  политики! Так с легкой руки  Дж. М. Кейнса принято называть  область экономики,  непосредственно связанную с взаимодействием государственных  органов   и   всех   остальных   субъектов хозяйственной деятельности. Это  взаимодействие  достигается  через  систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

       Поскольку   осуществление    государственных    расходов    означает использование средств государственного бюджета, а налоги  являются  основным источником его пополнения, фискальная политика  сводится  к  манипулированию государственным бюджетом.

       Фискальная  политика  является  очень  сильным  оружием.   Некоторые экономисты утверждают,  что  это,  подобно  атомной  бомбе,  слишком  мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с  ним;  так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не  применялась.  Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как  ни  одна  нация  не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить  население,  точно так же  в каждой стране  фискальная  политика  всегда  вступает  в  игру,  как  только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора,  кроме  того,  чтобы попытаться направлять фискальную  политику  в  здоровом,  а  не  в  пагубном направлении.

       Любое правительство всегда проводит  некоторую  фискальную  политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в  том,  будет ли   эта   политика   конструктивной   или   она   будет   неосознанной и непоследовательной.

       Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма  актуальна,  так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и  от  того, как правительство будет  осуществлять  бюджетно-налоговую  политику  зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране  и  судьба  всей  страны  в целом.  Как  скальпель   хирурга   исцеляет,   отсекая   ненужное,   так и правительству  необходимо  двигаться  в  таком  направлении,  чтобы  отсекая

ненужные государственные  расходы  минимизировать  налогообложение  субъектов хозяйствования,  тем  самым  создавая  наиболее  благоприятные  условия  для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто  в них действительно нуждается.

                                            

1.Понятие фискальной  политики

   5. Дискреционная  фискальная политика 

       Одним из  основных  инструментов  макроэкономического  регулирования является   фискальная   политика.   Под   фискальной   политикой    понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами  по  изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами  являются: сглаживание колебаний экономического цикла,  обеспечение  устойчивых  темпов экономического  роста,  достижение  высокого  уровня   занятости,   снижение инфляции.

       Фискальная политика в зависимости  от механизмов ее регулирования   на изменение экономической ситуации делится на дискреционную  и  автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

       Под дискреционной политикой   понимают  сознательное  манипулирование правительством  государственными  расходами  и  налогами.  Ее  еще  называют активной фискальной  политикой.  Она  может  осуществляться  с  помощью  как прямых,  так  и  косвенных  инструментов.   К   первым   относят   изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым  – изменения  в  налогообложении  (ставок  налогов,   налоговых   льгот,   базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

       В модели «расходы-доходы» дискреционная  политика рассматривается при неизменном  уровне  цен.  В  реальной   жизни   увеличение   государственных расходов, снижение налогов ведут к росту совокупных расходов и  спроса,  что приводит к повышению уровня цен и росту ставки  ссудного  процента,  которые обуславливают в свою очередь сокращение  частных  инвестиций.  Этот  эффект, называемый эффектом вытеснения, снижает действенность фискальной политики.

       Недостатком бюджетно-налогового  регулирования является также  наличие довольно значительного  временного  лага.  Он  включает,  во-первых,  время, которое  проходит  от  осознания  того,  что  в   стране   начинается   спад производства или инфляция, до понимания  необходимости  принятия  конкретных действий. Во-вторых – временной промежуток от осознания  этой  необходимости до утверждения конкретных мер экономической политики.  В-третьих,  -  период времени от утверждения данных мер до получения  эффекта  от  их  реализации. 

   6. Автоматическая  фискальная политика 

       На практике  уровень государственных  расходов, налоговых поступлений может  измениться  даже  в   случае,   если   правительство   не   принимает соответствующих   решений.   Это   объясняется   существованием   встроенной стабильности,     которая     определяет     автоматическую      (пассивную, недискреционную) фискальную политику. Встроенная  стабильность  основана  на механизмах, которые работают  в  режиме  саморегулирования  и  автоматически реагируют  на  изменения  состояния  экономики.  Их   называют   встроенными

(автоматическими)  стабилизаторами. К ним относят:

1. Изменения налоговых  поступлений.  Сумма  налогов   зависит  от  величины доходов населения и предприятий. В  период  спада  производства  доходы     начнут уменьшаться, что автоматически сократит налоговые поступления в казну.  Следовательно,  увеличатся  доходы,  остающиеся  у   населения, предприятий. Это позволит в  определенной  степени  замедлить  снижение совокупного спроса, что положительно скажется  на  развитии  экономики. Такое же воздействие оказывает и прогрессивность налоговой системы. При уменьшении объема национального  производства  сокращаются  доходы, но одновременно  понижаются и налоговые   ставки,   что   сопровождается уменьшением как абсолютной суммы налоговых поступлений в казну,  так и их доли в доходах общества. В  результате  падение  совокупного  спроса будет более мягким.

2.  Системы   пособий  по  безработице   и  социальные  выплаты.  Они   также оказывают автоматическое антициклическое воздействие.  Так,  увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет  которых финансируются пособия по безработице.  При  спаде  производства  увеличивается  число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице.  Это  поддерживает  потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует  нарастанию кризиса.  В таком же автоматическом  режиме  функционируют   системы индексации  доходов,  социальных  выплат.  Существуют  и  другие  формы встроенных  стабилизаторов:  программы  помощи   фермерам,   сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.

       Встроенные стабилизаторы смягчают  изменения в  совокупном  спросе  и тем самым помогают стабилизировать  выпуск  национального  продукта.  Именно благодаря  их  действию  изменилось  развитие  экономического  цикла:  спады производства стали менее  глубокими  и  более  короткими.  Раньше  это  было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по  безработице  и социальные выплаты незначительны.

       Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том,  что ее  инструменты  (встроенные  стабилизаторы)   включаются   немедленно   при малейшем   изменении   экономических   условий,   т.е.   здесь   практически отсутствует временной лаг.

       Недостаток автоматической фискальной  политики в том, что она   только помогает  сглаживать  циклические  колебания,  но  не  может  их  устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные  платежи, тем более действенна недискреционная политика.

 

7. Виды фискальной  политики 

       В зависимости от  цели  проводится  стимулирующая  или  сдерживающая фискальная политика. В периоды  спада  производства  необходимо  увеличивать государственные расходы, снижать налоги или  делать  и  то  и  другое,  т.е. проводить  стимулирующую  (экспансионистскую)  политику.   В   краткосрочном периоде  она  смягчает  экономический  цикл.  В  краткосрочном  периоде  она смягчает  экономический  цикл.  В  долгосрочном  – снижение  налогов может

привести к стимулированию экономического роста.  Так  было  в  80-е  годы  в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых  были  снижены ставки налога на  прибыль корпораций,  подоходного налога,  способствовали подъему экономики.

       В   целях   снижения   темпов   инфляции   реализуют    сдерживающую (рестрикционистскую)  фискальную  политику.  Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании  тех  и  других мер. В  краткосрочном  периоде  сдерживающая  политика  позволяет  сократить совокупный  спрос  и  тем  самым  помогает  снижению  инфляции   спроса.   В долгосрочном периоде  она  может  привести  к  спаду  производства  и  росту безработицы.

       Чтобы выяснить, правильна ли  проводимая  правительством  фискальная политика, необходимо оценить ее результаты.  Наиболее  часто  в  этих  целях используют  состояние  государственного  бюджета,  так   как   осуществление фискальной  политики  сопровождается  ростом   или   сокращением   бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим  показателям  о  действенности проводимой дискреционной политики достаточно сложно.  Это  объясняется  тем, что, с  одной  стороны,  фактические  бюджетные  дефициты  и  излишки  могут

изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных  расходов  и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения  объема национального продукта, доходов, что обусловлено  существованием  встроенной стабильности. Чтобы  разделить  эти  причины  и  иметь  возможность  оценить правильность  принимаемых  мер,  используют  бюджет  полной  занятости.   Он показывает, какими были бы дефицит  или  излишек  государственного  бюджета, если бы экономика функционировала в условиях  полной  занятости. 

                                          2. Инструменты фискальной политики

     1. Сущность  налогов. 

       Налоги – это платежи, которые  в обязательном  порядке  уплачивают  в доход государства юридические и физические лица  (предприятия,  организации, граждане).  Как  правило,  эти  выплаты  не   только   обязательны,   но   и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как  государство  с  их помощью воздействует на многие  экономические  и  социальные процессы.  Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество  денег и денежное   обращение,   воздействовать    на    инвестиционную    активность предпринимателей, функционирование  рынка  ценных  бумаг,  равновесие  между совокупным спросом и  совокупным  предложением.  И  хотя  налоги  в  большей степени  вызывают  возмущение,  чем  одобрение,  без  них   ни   современное общество, ни государство существовать не могут.

       Назначение  налогов  проявляется   в  их  функциях  –  фискальной   и экономической. Фискальная функция состоит в  формировании  денежных  доходов государства. Аккумулированные  через  налогообложение  средства  государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов,  объектов социального   назначения   (больниц,   школ,   детских   садов,   бассейнов, библиотек), на содержание науки,  защиту  окружающей  среды.  Часть  средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование  производства медицинской  техники,  фармакологии,  защиту  здоровья  матери  и   ребенка, проведение медицинских исследований.  Значительная  часть  средств  идет  на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в  том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из  этих  же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и  пособия по   инвалидности   и   многодетности,   оказывает    помощь    больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный  аппарат,  армию, органы охраны правопорядка.

       Функции налогов  находятся   в  диалектической  зависимости   друг  от друга. Так,  поступление  большего  количества  налоговых  сборов  в  бюджет (фискальная функция)  способствует стимулированию  ускорения  строительства социальных объектов,  фундаментальных  научных  исследований  (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост  масштабов производства  (экономическая  функция)  способствует  увеличению   налоговых

поступлений в госбюджет (фискальная функция).

       Одной  из  любопытных  подробностей  происхождения   самих   понятий «финансы» и «налоги» является тот факт, что в  раннем  средневековье  данные термины уравнивались в своем функциональном значении. Так, в XI –  XIII  вв. слова  finatio  и financia  начали  впервые употребляться в   итальянских городах. Они подразумевали факт обязательной уплаты  денег  и  срок  уплаты. Этот термин относился и к налоговым обязательствам.  В  Германии  целых  400

Информация о работе Фискальная политика в РБ